Занятия с аутичными детьми. Конспект занятия для педагогов "Аутизм. Пути коррекции"

Тема: Домашние животные.

Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.

Задачи:

  • учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
  • формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
  • развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
  • развитие импрессивной речи;
  • формирование первичных навыков экспрессивной речи;
  • воспитание учебного поведения и общеучебных умений.

Педагогический инструментарий:

  • модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
  • фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
  • изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
  • компьютерное приложение (изображение животных, звуковая запись реально издаваемых звуков животными).

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Примечание

Орг.момент

Формирование навыка смотреть в лицо.

Федя, привет. Посмотри на меня.

Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо.

Учащийся позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями.

Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку»

Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве.

Молодец! Дай пять! Лови руки.

Ищет руки педагога.

Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога.

Основная часть

Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией

Будем заниматься.

Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией.

Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории

Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака).

Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения

Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки.

Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.

Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных.

Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!»

Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку.


Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как самой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

Работа по подражательной деятельности

Федя, сделай как я.

Ребенок выполняет подражательные движения.

Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава, дай», «Бе, дай»

Ребенок дает соответствующую фотографию.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.

Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

Ребенок берет соответствующий рисунок.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

Формирование навыков экспрессивной речи.

Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му, покажи», «Ава, ава, дай», «Бе, возьми»

Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

Заключительный этап

- Федя, молодец.
- Идет коза рогатая за малыми ребятами …

К маме пойдем?
- Пока. Пока.

Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога.

Да.
Машет рукой.

Выполняются игровые действия

Досуг аутичного ребенка

Ждем Божану на конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Досуг аутичного ребенка

Когда речь заходит о досуге ребенка, многие родители представляют себе увлеченно рисующего сына или дочь, занятую лепкой из пластилина: дети уютно устроились в своей комнате, тихо напевая любимую мелодию и создавая шедевр за шедевром. Однако для родителей аутичного ребенка эта часто воображаемая идиллия, в большинстве случаев, не достижима.

Как правило, в нашем понимании досуг – это когда дети заняты любимым делом или тем, что им интересно. Но многие родители аутичных детей непременно скажут: «Моему ребенку ничего не интересно!» или «Я не могу ничем занять его!». Как мама ребенка-аутиста, признаюсь, что я тоже никогда не видела своего 5-летнего сына одиноко и увлеченно сидящим за столом с акварелью. Но это никак не означает, что у него нет любимых занятий.

Своеобразие интересов

Аутичные дети часто имеют своеобразные интересы – мы назовем их «узкими» или «специфическими». Им нравится крутить колеса у машин, разглядывать мелкие предметы или махать руками; кто-то любит кутаться в покрывала или забираться в импровизированные «домики»; другим нравится часами разглядывать картинки в книгах, выстраивать в ряд кубики или собирать большие паззлы/мозаику. Но почему-то мы не считаем эти занятия «досугом».

Может быть, в нашем представлении, ребенок должен заниматься в свободное время непременно чем-то полезным и «развивающим» его? Но тогда мы должны знать, что именно таким образом, какой выбрал наш ребенок, он сам себя и развивает, и «подпитывает», и успокаивает, и ему, безусловно, важны эти «паузы».

Я знаю родителей, которые готовы загружать своих детей «развивалками» так, что у тех не остается свободной минуты – это относится и к родителям нормотипичных детей. Они лишают своего сына или дочь возможности созерцать этот мир, делать самостоятельные наблюдения, получать собственные впечатления, в том числе в соответствии с особенностями своей сенсорной системы.

Мне кажется очень важным понять, что любой ребенок, как и любой взрослый, объективно живет в своем мире, и мы, будучи родителями, не должны грубо вторгаться в этот мир со своими установками, которые далеко не всегда бывают оправданы необходимостью. Гораздо чаще мы лишь предполагаем, что «так будет лучше», «это гораздо полезнее» и «это должно быть ему интересно». Но ребенок всегда имеет право выбора, особенно если речь идет о его собственном досуге.

От простого – к новому

Я думаю, чтобы «расширить» интересы аутичного ребенка, когда эти интересы кажутся нам слишком «узкими», мы должны иметь в виду две вещи: собственно, что это за интерес и каким образом мы можем, не разрушая его, дополнить картину?

Например, мой сын очень любит быстро и часто махать перед глазами палочкой и водить этой палочкой по стенам. Что его привлекает в этом занятии? Возможно, он тренирует свои зрительные «мышцы», или ему нравится легкий ветерок, возникающий от быстрых движений, или ему нравится звук, возникающий при трении палочки о стену? А может быть, таким образом он исследует поверхность стены, «чувствуя» палочкой ее пустоту или шероховатость?

Я предлагаю ему предметы, по форме похожие на палочки, постепенно расширяя их функциональность: карандаши, игрушечные удочки, пластмассовые ложки, зубные щетки, массажные щетки, гребневые расчески, толстые веревки, яркие ленты. Он с радостью использует их в своей игре, просит, ищет, носит с собой.

В качестве поверхностей, по которым можно водить этими предметами, подходят не только диваны и стены. Ткани с детскими рисунками, бархат и фетр, картонки, вязаные коврики, искусственный и натуральный мех, кора дерева и даже мох – все пригодится. Сын использует эти предметы и поверхности для получения самых разнообразных впечатлений. Этими же предметами он может манипулировать и в воде – вот новые впечатления.

«Сенсорный» досуг

Вода никогда не оставляет моего сына равнодушным, поэтому помимо незамысловатых игр вроде плескания и переливания из оранжевого стакана в зеленый я могу занять его «стиркой», вручив носок или небольшое полотенце, которое можно поласкать, выжимать и встряхивать так, что брызги летят по всей ванной. Сейчас это игра, дальше – полезный навык.

Другое увлечение моего сына – песочница на детской площадке. Возиться с песком он может часами, при этом не интересуясь такими играми, как лепка из песка куличиков или постройка крепости, перевозка песка грузовыми машинками или раскладывание по формочкам. Его интересует лишь сам песок – консистенция, запах, ощущения на ладонях и пальцах.

Дома я готова предложить ему большие контейнеры с самыми разными наполнителями: деревянная стружка, легкие шарики из пенопласта, кинетический песок, манка, гречка, фасоль. Все это можно пересыпать, держать в руках, в это можно «закапываться» пальцами, искать в сыпучих недрах мелкие фигурки животных или отделять фасолины от манки. А если ребенку больше нравится мять, а не сыпать, на помощь придут тесто, воск, пластилин, модная «жвачка» для рук.

Визуальные расписания

Конечно, такое сенсорное развлечение не может длиться целый день, поэтому в досуг ребенка, на мой взгляд, важно включить занятия, которые формируют ощущение собственной значимости, самостоятельности, «взрослости». Помимо уже упомянутой «стирки», это могут быть и другие «взрослые» занятия: уборка постели, вещей, игрушек, книг; уборка посуды и крошек со стола и мытье посуды в раковине на кухне (с надеванием фартука и другой возможной «рутиной»); переодевание – из пижамы в домашнюю одежду, из домашней одежды – на улицу, с улицы – снова в домашнюю одежду и раскладывание вещей по ящикам и полкам.

Если все эти простые повседневные действия уместить в визуальном расписании, ребенку будет значительно проще менять одну деятельность на другую. Кто-то будет стремиться соблюдать строгую очередность, другому будет достаточно знать, что часть дел уже выполнена и осталось совсем чуть-чуть до просмотра любимого мультфильма.

Поскольку подавляющее большинство аутистов – ярко выраженные «визуалы», которым проще и доступнее язык образов, а не метафор, то изображения с действиями и людьми могут и должны быть использованы в расписаниях! Я считаю, визуальное расписание – отличный помощник, особенно когда с годами занятий и дел становится больше и их требуется распределить по дням недели, а в жизни ребенка появляются новые специалисты и друзья.

Структурированность досуга

Всем известно, что перед тем, как у ребенка формируется понятие времени, он знакомится с последовательностью действий, и хорошо, если эта последовательность повторяется изо дня в день, создавая ощущение стабильности. Так ему становится проще распределять свои внутренние ресурсы для тех или иных занятий, имеющих определенную структуру и взаимосвязь. У многих аутистов эта «привычка» сохраняется на протяжении всей жизни.

Мой сын знает, что, придя из детского сада домой, он сможет спокойно насладиться собственными «стимами» для снятия напряжения и усталости, полистать любимые книжки. Он знает, что после принятия ванной непременно последует мультфильм, а надевание пижамы непосредственно предшествует залезанию под одеяло и колыбельной песенке.

Незначительные для нас, нормотипичных взрослых, детали дня для аутиста могут означать целое событие или сложное действие, требующее приложить немало усилий. Я полагаю, что крайне важно ценить эти усилия и поощрять любовь ребенка к порядку и стабильности, поскольку именно такое мировосприятие является для него естественным и логичным.

specialtranslations.ru

Чем занять ребенка с аутизмом

Подруга едет в гости на Кубу к родственникам, у которых мальчику поставили диагноз аутизм. Ему 6 лет, не говорит. Это все, что ей известно. Подскажите, пожалуйста, что можно привезти в подарок ребенку? Может быть есть какие-то игры, которые будут к месту и к пользе?

Ну конструктор наверняка не повредит. Потому что если выискивать какие-то специальные пособия для аутистов, то окажется, что им оттуда гораздо проще их заказать через интернет. Это если я конечно правильно себе представляю возможности кубинцев. т.е. если у них эти возможности есть, то лучше привезти что-то местного нашего производства.

Если есть такая возможность, подарить им хороший планшетник. У моей подруги неговорящий сынишка-аутист вовсю таким пользуется — и для общения, и для занятий, и просто для игр. Сейчас есть много программных продуктов, специально разработанных для аутистов.

Крупное? Типа Дупло? Или с мелкими деталями аутист может работать. Простите за такие вопросы, я не сталкивалась с этой темой.

А есть возможность у мамы спросить? Наш одно время играл только в железную дорогу, причем предпочитал недорогую «Кроху», теперь интересует только конструктор. У них все индивидуально, лучше знать, есть ли какой «пунктик»

Универсального нет: кому то головломки нравятся, а кому то они вообще никак и т.д. Но если есть что то «любимое», то родители точно занать должны:-)

Детский аутизм: как с этим жить?

Отрешенный, молчаливый, погруженный в себя. Согласитесь, как правило, подобные эпитеты не подходят для описания детей. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения.

Аутизм — аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире — ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы.

Иногда (но далеко не всегда) аутизм сопровождается другими нарушениями — недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний. Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.

Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.

Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Перечислим некоторые из них:

Ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника») -его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты — хаотичны -малыш предпочитает одиночество -отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции) -ребенок не обращается за помощью к взрослым -не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)

Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.

Родителей детей-аутистов беспокоит, возможна ли успешная социальная адаптация их малыша. Здесь многое зависит от степени выраженности патологии. Но не менее важна и реакция родителей на подобный диагноз. От их терпения, целеустремленности, веры в ребенка и в собственные силы зависит очень многое. Люди, страдающие тяжелыми формами аутизма, нуждаются в опеке всю жизнь. С другой стороны, есть много примеров, когда страдающие аутизмом добивались значительных высот в профессиональной сфере, вступали в брак и рожали здоровых детишек.

Окончательный диагноз «аутизм», как правило, можно поставить лишь по достижении ребенком трех лет. Однако

Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?

Работа педагога-психолога с детьми- аутистами

Все мы знаем, что работа с детьми -аутистами имеет свою особую специфику, и соответственно, свои сложности. Итак, ситуация следующая. Ребенок 5 лет. Посещает детский сад 3 года. Контакт со сверстниками и педагогами отсутсвует, «скользящий взгляд». Присутсвуют стереотипизация в поведении: может часами на листах бумаги копировать одни и те же фразы. На занятиях не сидит, одним словом «отсутствует». ПРи этом фразовой речи нет, единичные слова. Умеет читать (все таблички в детском саду перечитал!), прекрасно складывает пазлы, кубики. Попытки взаимодейтсвия с ребенком через рисование, дидакт. игры тщетны. Уход в демонвтративной форме: дико кричит, машет руками, убегает. У ребенка инвалидность, диагноз «аутизм» поставлен. Такой ребенок в моей практике впервые. На мой взгляд, это ребенок не для массой группы детского сада, а для домашнего оучения!

Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, - родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, - как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

Массаж детям, страдающим аутизмом

Дети, страдающие аутизмом, испытывают постоянное чувство тревоги и часто плохо ощущают свое тело, поскольку у них понижена чувствительность кожных покровов. Тактильные контакты воспринимаются такими детьми как некая угроза, необходимо учитывать, что они испытывают чувство страха, когда к ним кто-то прикасается. Поэтому иногда проведению таких сеансов должен предшествовать длительный подготовительный период.

Массаж при аутизме – это не лечение, но его осуществляют для того, чтобы больной ребенок лучше почувствовал свое тело, осознал его границы, а также, чтобы он понял, что у него может установиться взаимное доверие с другим человеком, который обеспечит его безопасность и разделит его тревоги. При этом общение не обязательно сопровождается разговором, важны жесты и выражение лица того, кто проводит сеанс.

Процедура должна проводиться в спокойной обстановке, в теплом и хорошо освещенном помещении. Желательны мягкие ковровые покрытия. Ее надо начинать в том месте помещения, которое выберет сам ребенок.

Вначале детский массажист должен объяснить ребенку, что он собирается делать. При этом он должен попробовать усадить или уложить его в различные позы, чтобы понять, где он будет чувствовать себя комфортнее. Если, например, ребенку будет некомфортно в положении лежа, процедуру можно начинать, когда он сидит или стоит.

Чтобы движения массажиста были приятны ребенку, можно использовать специальное молочко для тела. Начать можно с легкого поглаживания рукой или пальцами массируемого места, то есть движений, похожих на ласкательные. Давления и вибрации применяют позже. Если ребенок сопротивляется, настаивать нельзя. Надо действовать постепенно, терпеливо устанавливая контакт с ним, медленно увеличивая ритм движений. К окончанию сеанса больной ребенок должен быть расслаблен и должен чувствовать внутреннюю гармонию.

Уход за ребенком

Дети-аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом это зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением. Главное — направить его развитие в нужное русло.

Прежде всего занятия с детьми аутистами направлены на преодоление негативизма в общении и установление контакта. Это поможет развить познавательные навыки, смягчить сенсорный и эмоциональный дискомфорт, характерный для детей аутистов, повысить активность ребенка в общении и помочь ему организовать целенаправленное поведение.

Чем занять ребенка аутиста?

Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.

  • Сенсорные навыки. Возьмите одну коробку и наполните предметами разных размеров. Положите мелкие и крупные детали. Предлагайте ребенку поочередно доставать их и изучать.
  • Покрасьте фасолины в яркие цвета. Замените при желании их орехами в скорлупе, цветными пуговицами или крышечками. Сложите предметы в одну емкость и предложите малышу отобрать одинаковые кучки. Или наоборот из общей кучки пусть дети разложат предметы по цвету.
  • Приобретите или сделайте самостоятельно мыльные пузыри. Научите ребенка их надувать. Такая гимнастика способствует тренировке дыхания и улучшает речевые навыки.
    • Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать развитию сенсорики, зрительному восприятию и развитию мелкой моторики.

    Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

    Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.

  • Займитесь лепкой. Пластилин нравится детишкам не только с проблемами в развитии. Этот материал помогает успокоиться. Из пластилина ребенок может вылепить свои эмоции, рассказать, что его беспокоит. Лепка способствует тренировке мелкой моторики, что очень благоприятно сказывается на развитии речи.
  • Посетите с ребенком-аутистом зоопарк. Таким деткам необходимо наглядно показывать окружающий мир. Недопустимо запирать малыша дома. Это лишь усугубит ситуацию и затормозит развитие. Ребятишкам нужно общаться и познавать мир таким, какой он есть.
  • В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.

    Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

    Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.

  • Развивайте большую моторику и зрительную память. Опишите ребенку предмет, находящийся в комнате. Подробно расскажите о его деталях и форме. После этого предложите школьнику найти этот предмет. Если развитие ребенка сильно заторможено, то предложите выбрать верный вариант из двух.
  • Учите аутенка угадывать эмоции. Для этого дайте ребенку чистый лист и ручку. Показывайте свое настроение мимикой. Пусть кроха научится узнавать эмоции и изображать их на бумаге.
  • Устройте танцы. Такое занятие помогает крохе чувствовать ритм. Понимать свою физическую ориентацию. Дети-аутисты в большей своей части любят движения. Начните танцевать первым. Скорее всего, малыш не заставит вас ждать, а сразу составит компанию.
  • Занятия для аутичных детей подросткового возраста

    В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.

  • Организуйте парную тренировку. Одному члену команды нужно завязать глаза. Напарник должен руководить действиями. На пути «слепого» установите преграды. Второй член команды говорит о способах преодоления. Упражнение развивает ориентацию в пространстве, логическое мышление и речевые способности.
  • Чтобы помочь детям развивать чувства, проведите следующее занятие. Покажите ребятам сцену из простого фильма. После этого предложите каждому аутенку рассказать об увиденном. Пусть ребенок попытается высказать эмоции, которые были у исполнителей.
  • Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.

    detskoerazvitie.info

    Вопрос-ответ. «Бабушкино правило» для мотивации ребенка

    Как родители детей с поведенческими проблемами могут использовать одно из универсальных психологических правил

    Принцип Премака – это стратегия прикладного анализа поведения (ПАП), которую часто называют «бабушкино правило». Прозвище связано с тем, как некоторые бабушки (большие эксперты по детскому поведению) говорят своим внукам: «Сначала овощи, потом шоколадный торт».

    Личный опыт. Приглашение на работу, которое должны получить родители детей с аутизмом

    Описание «вакансии» родителей детей с аутизмом, составленное мамой аутичного ребенка

    Поздравляем вас с назначением на должность «Родитель ребенка с аутизмом». Мы понимаем, что назначение могло застать вас врасплох, ведь вы изначально не откликались на подобную вакансию. Вас также могло обескуражить, что в данном письме нет никаких контактов, так что вы не можете ни написать, ни позвонить нам, и у вас нет возможности отказаться от этой должности.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно?

    Навыки независимой игры не всегда развиваются у ребенка естественным образом, так что иногда им необходимо обучать. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно, нужно составить очень простое и легко выполнимое расписание занятий для ребенка.

    Вопрос-ответ. Как поговорить с аутичным подростком о свиданиях?

    10 советов родителям детей с аутизмом от психологов

    Конечно, первые свидания - это важная, но трудная часть жизни для любого подростка. Тем не менее, существуют сложности, которые особенно актуальны именно для подростков с аутизмом. Эти сложности не являются непреодолимыми. Просто нужно их учитывать, чтобы помочь своему подростку.

    Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом

    Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий

    Стереотипия - это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».

    10 способов поддержать развитие коммуникативных навыков у маленького ребенка с аутизмом

    Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать, чтобы поддержать развитие навыков коммуникации у ребенка с аутизмом.

    Личный опыт. Аутизм и получение подарков на праздники

    Мама ребенка с аутизмом о том, как преодолеть возможные трудности, которые могут испортить получение подарков

    Когда говорят об аутизме и подарках, обычно обсуждают, как выбрать подходящие игрушки. Однако в самом получении подарков есть аспекты, которые могут вызвать стресс у аутичных людей.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом боится расставаться с вами?

    8 способов уменьшить тревожность по поводу разлуки от мамы ребенка с аутизмом

    Иногда мне нужно ездить в командировки. И очень тяжело видеть, как страдает сын каждый раз, когда я выхожу за дверь или собираюсь в поездку. Вот 8 способов, которые помогают облегчить его тревожность.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?

    Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?

    У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

    Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

    КГУ «Кабинет психолого – педагогической коррекции № 4 г. Капшагай»

    План - конспект

    открытого занятия на тему

    «Учимся играть»

    Подготовила: педагог – психолог Павлюченко Т.М.

    ПЛАН - КОНСПЕКТ

    открытого занятия на тему «Учимся играть»

    Дата проведения: «___»_________________ 20___г.

    Ф.И.О. педагога - психолога: __________________________________

    Ф.И. ребёнка: _______________________________________________

    Дата рождения: _____________________________

    Ds : Ранний детский аутизм. Умеренная умственная отсталость. Спецефическое развитие ручи, обусловленное коммукативными нарушениями. Нарушение формирования игры, обусловленное коммуникативными нарушениями.

    Длительность занятия: 40 – 45 мин.

    Тип занятия: Повторение, закрепление знаний, умений и навыков. Применение полученных знаний на практике.

    Вид занятия: Интегрированный.

    Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, дидактические игры, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, методы стимулирования и мотивации.

    Цели и задачи:

    Коррекционно - образовательные: Стимулирование речевой активности. В процессе общей эмоциональной активности, усиливать общую речевую активность ребёнка и его готовность речью реагировать на происходящее через эмоционально-смысловой комментирование: аффективные звукоподражания, вокализации. Учить родителей приёмам установления положительного эмоционального контакта с последовательным переходом к аффективным формам общения, вызывая положительные эмоциональные реакции (двигательные, речевые): эмоционально – смысловое комментирование, не нарушая стереотипов ребёнка, присоединяться к поведению ребёнка, вызвать интерес, переходить в процесс взаимодействия с ребёнком.

    Коррекционно - развивающие: Эмоционально присоединяясь к поведению ребёнка, вызвать его интерес к взаимодействию со взрослым: простейшие аффективные формы контакта; эмоционально присоединяясь, придавать игровой ситуации определённый смысл и развивать её с постепенным переходом к целенаправленному взаимодействию, процессуальным играм. Стимулируя потребность, интерес, формировать умение реагировать, откликаться на простые инструкции, обращения, просьбы. Развитие мелкой моторики. Учить собирать мелкие предметы в ёмкость. С помощью педагога учить ставить палочки в отверстия. Развитие внимания.

    Коррекционно - воспитательные: Развивать навыки использования социальных жестов («Привет», «Пока»). Развитие эмоционального контакта и начальных форм восприятия себя и окружающих людей. Смягчить общий фон сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги.

    Развитие умений осуществлять взаимосотрудничество. Организация общего позитивного фона в процессе коррекции. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

    Оборудование: Пирамидка, пирамида напольная, стучалка «Шарики, доска Сегена «Фрукты», доска Сегена узкая «Животные», рамка – вкладыш Монтессори «Геометрические фигуры», деревянная рамка – вкладыш Монтессори «Цветной сортёр», объёмный плоскостной трафарет «Геометрические фигуры, настольная игра «Поймай лягушку», 2 чашки, лопатка, набор резиновых шариков, бутылка пластиковая большая, 2 стульчика, счётные палочки Зайцева, баночка с отверстием на крышке, шина с отверстиями, палочки деревянные, альбом для рисования, простой карандаш, краски акварельные, кисточка, баночка с водой, салфетки влажные.

    Домашнее задание: 1) Игра «Копилочка» (с монетками, со счётными палочками Зайцева). 2) Задание: раскрасить акварельными красками нарисованные геометрические фигуры. 3) Нанизывание дисков на стержень.

    Ход занятия:

    Структурные компоненты

    Динамика наблюдений

    Деятельность педагога

    Деятельность ребёнка

      Организационный момент.

    Педагог приветствует ребёнка, здороваясь с ним за руку. Предлагает пройти в кабинет и сеть на «свой» стульчик.

    Ребёнок проходит в кабинет, садится на стульчик за стол. Родитель садится рядом с ребёнком.

      Задание «Собери пирамидку».

    Педагог предлагает ребёнку разобрать и собрать пирамидку с учётом величины колец.

    Ребёнок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку способом перебора вариантов.

      Пирамида напольная.

    Педагог предлагает ребёнку снять кольца с пирамиды и собрать пирамиду без учёта величины колец, обращая внимание ребёнка на то, что надевать кольца нужно аккуратно, не бросая их.

    Ребёнок снимает кольца с пирамиды и собирает пирамиду без учёта величины колец с помощью педагога.

      Стучалка «Шарики».

    Педагог предлагает ребёнку выполнить задание. Каждое последующее действие озвучивается педагогом.

      Взять молоточек и положить его на стол.

      Достать из паза палочку – «столбик», положить её на стол.

      Достать поочерёдно шарики и положить их в отверстие лунок.

      Взять палочку – «столбик» и вставить её в отверстие.

      Взять молоточек.

      Поочередно забивать молоточком шарики в лунки.

    Задание повторяется 3 – 4 раза.

      Доска Сегена «Фрукты».

    Педагог произносит поочередно название фруктов, просит ребёнка дать их ему в руки:

    Дай мне арбуз.

    Дай мне банан.

    Дай мне яблоко и т.д.

    Педагог выкладывает фрукты в ряд.

    Педагог произносит инструкцию:

    Разложим фрукты на свои места. Каждый фрукт положим в свой «домик».

    Ребёнок подаёт педагогу называемый фрукт.

    Ребёнок берёт из рук педагога фигурку фрукта и кладёт её в определённый паз.

      Доска Сегена узкая «Животные».

    Педагог обращает внимание ребёнка на животных, расположенных на доске. Предлагает ребёнку достать фигурки, затем положить каждую на своё место.

    Ребёнок достаёт фигурки животных, раскладывает их на столе. С помощью педагога поочерёдно кладёт каждую фигурку в определённый паз методом примеривания.

      Рамка – вкладыш Монтессори «Геометрические фигуры».

    Педагог предлагает ребёнку взять фигуры с доски и положить их на столе.

    Педагог поочерёдно подаёт ребёнку фигуры, предлагая положить каждую на «своё место».

    Педагог переворачивает доску и предлагает ещё раз выполнить задание.

    Ребёнок с помощью педагога достаёт фигуру с доски и кладёт каждую на стол.

    Ребёнок кладёт фигуру в паз способом зрительного соотнесения и примеривания к форме паза.

    Задание выполняется 2 раза. Меняется положение доски.

      Деревянная рамка – вкладыш Монтессори «Цветной сортёр».

    Педагог предлагает ребёнку открыть «окошечки». Вместе с ребёнком кладёт каждую фигуру на стол.

    Ребёнок берёт фигуру с рамки и кладёт на стол.

    Открыв "окошки", ребенок их закрывает, подобрав фигуры по форме. Каждая фигура снабжена ручкой.

      Объёмный плоскостной трафарет «Геометрические фигуры».

    Педагог предлагает ребёнку обвести объёмные геометрические фигуры на альбомном листе простым карандашом.

    При помощи педагога ребёнок пытается обвести фигуры на альбомном листе простым карандашом.

      Рисование – раскрашивание «Разноцветные фигуры».

    Педагог пытается привлечь внимание ребёнка к совместному раскрашиванию фигур акварельными красками. Помогает ребёнку удерживать кисть в руке, проводить линии.

    Ребёнок пытается выполнить задание с направляющей и организующей помощью педагога.

      Настольная игра «Поймай лягушку».

    Педагог ставит перед ребёнком доску с отверстиями, предлагает ребёнку в каждый паз поставить лягушонка (посадить в «свой домик»).

    Педагог, предлагает поймать лягушат, даёт ребёнку удочку. Придерживая руку ребёнка и направляя её к фигурке, помогает ребёнку «поймать» лягушонка.

    Педагог выставляет лягушат в столбик вдоль доски. Затем предлагает ребёнку посадить лягушат назад, в домики.

    Педагог снимает лягушонка с удочки, оставляя фигурку в отверстии доски.

    Ребёнок размещает по инструкции педагога фигурки лягушек на доске.

    Ребёнок пытается поймать лягушонка. В правой руке удерживает удочку, поймав, левой рукой снимает фигурку и ставит на стол.

    Ребёнок с направляющей помощью педагога ловит лягушат и пытается попасть фигуркой в паз.

      Игра «Перенеси шарики».

    Педагог помогает ребёнку положить шарик в лопатку и выполнить задание. Каждое последующее действие озвучивается педагогом.

    Ребёнок выполняет задание по алгоритму:

      Положить шарик в лопатку.

      Отнести шарик на лопатке к чашке.

      Положить шарик в чашку.

    Семьи с «особыми» детьми всегда особенные. С того момента, как ребенку поставлен диагноз «аутизм», на всех членов семьи падает большая физическая и психологическая нагрузка. Сразу появляется ряд вопросов: сможет ли отец обеспечивать семью один, сможет ли мать выйти на работу, как воспитывать и обучать «особого» малыша и как регулировать отношения с другими детьми, если они есть. Каждый переживает стрессовую ситуацию по-разному, и не все семьи находят выход.

    Но когда приходит понимание, что наиболее важной задачей является построение полноценной жизни с ребенком-инвалидом, возникает стремление помогать и поддерживать друг друга на пути к рациональному решению этой задачи, и ситуация окажется не такой уж печальной.

    Развивающие занятия с аутистом

    Не нужно забывать о том, что «особый» малыш, несмотря на неизлечимое заболевание, — ярко выраженная личность, как все дети. Поэтому обучение необходимым навыкам и умениям необходимо строить вокруг его увлечений и интересов. Ребенок будет с удовольствием заниматься тем, что по-настоящему увлекает и волнует его, да и родители получат больше удовольствия от его успехов. Многие аутисты - успешные программисты, художники, бухгалтеры и т.д.

    Составляя режим дня для малыша, нужно понять, получится ли ему следовать. Обычный ребенок, даже очень привязанный к определенному порядку вещей, перенесет перемену в графике, особенно приятную. Ребенок-аутист крайне болезненно переживает подобные моменты, и лучше свести их к минимуму.

    Занятия с ребенком не должны прерываться ни по какой причине. Их можно сократить, если необходимо, но не прерывать совсем. Прогресс, который достигается тяжелым трудом, теряется очень быстро. Хорошо, если получится посещать коррекционную школу для «особых» детей, где, помимо специальных занятий с педагогами и психологами, можно и больше общаться с другими малышами и их семьями.

    Однако и дома можно помочь своему ребенку. Существует множество педагогических пособий по обучению детей-аутистов. Очень важно для таких малышей развитие тактильных ощущений и владение своим телом: в этом очень помогут лепка (пластилин, глина), мозаика, танцы, пазлы, конструктор.

    Такие дети быстро устают, поэтому желательно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (с рисования — на работу с карточками, с карточек — на небольшую зарядку, с зарядки — на счет или письмо).

    Аутист — ребенок особый, не все у него будет получаться так быстро и хорошо, как у здоровых детей, но если при терпении и упорстве он не раз порадует родных отличными результатами.

    Комфортные условия для ребенка-аутиста

    Дети-аутисты не любят прикосновений, но они важны для дальнейшего развития психики малыша. Поможет легкий массаж на ночь.

    Общаться с таким ребенком нужно как можно больше. По поведению и отстраненному взгляду аутиста может создаться впечатление, что он вовсе не желает общения, но это не так. Эти малыши нуждаются в общении даже больше, чем их здоровые сверстники.

    Но не стоит и забывать, что их особенность обуславливает и необходимость в периодическом уединении. Поэтому желательно устроить для малыша место, где его никто не будет трогать в те моменты, когда он хочет побыть один.

    Малыши-аутисты часто подвержены непереносимости различных продуктов. Для них деток обычно рекомендована особая диета с ограничением продуктов, богатых казеином и глютеном, а также сладкого. Но каждый ребенок - индивидуальность. Стоит понаблюдать за тем, что и как он ест, какова реакция на те или иные продукты. Возможно, ему подойдет другая диета. Такому ребенку нужен обязательный прием поливитаминов.

    При выборе врача лучше воспользоваться советами мам таких же «особых» детей.

    Актуальность

    Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

    Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

    Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
    - отгороженность от внешнего мира;
    - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
    - неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
    - недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
    - приверженность к сохранению неизменности окружающего;
    - неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
    - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
    - разнообразные речевые нарушения при РДА;
    - у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

    Цели программы:

    Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
    -развитие познавательных навыков;
    -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
    -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
    -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

    Задачи программы:

    Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
    -обучение его простым навыкам контакта;
    -обучение ребенка более сложным формам поведения;
    -развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
    -развитие внимания;
    -развитие памяти, мышления.

    Основные этапы психологической коррекции:

    Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

    Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

    На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

    Эффективность программы.

    Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

    Тематическое планирование занятий по программе

    Кол-

    во

    часов

    Номера занятий

    Первичная диагностика. Методика наблюдения.

    1.ЭТАП

    Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

    Диагностика активности

    Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

    Диагностика оценки своего поведения

    Диагностика внимания, памяти

    2.ЭТАП

    1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

    2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

    3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

    3.ЭТАП

    1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

    2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

    4.ЭТАП

    1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

    2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

    3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

    4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

    5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

    5.ЭТАП

    1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

    2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

    3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

    6.ЭТАП

    Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

    Итоговая диагностика. Диагностика активности.

    Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

    Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

    Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

    Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

    ВСЕГО

    Установление контакта с аутичным ребенком.

    1 занятие: игра «Ручки».

    Ход игры. Ребёнок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу.

    Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

    Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
    Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
    Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

    Игра «Хоровод».

    Ход игры: психолог, ребёнок, родитель поочередно входят в центр круга и приветствуют такими словами:

    Станьте, дети,
    Станьте в круг,
    Станьте в круг,
    Я твой друг
    И ты мой друг,
    Старый добрый друг.

    Развитие активности.

    2 занятие: игра «Поводырь».

    Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.

    Игра «Птички».

    Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

    Игра «Догонялки».

    Ход игры: психолог предлагает убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать.

    Развитие контактности.

    3 занятие: игра «Погладь кошку».

    Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребёнок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.

    Игра «Поиграй с куклой».

    Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

    Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

    4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

    Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

    Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

    Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
    А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
    Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
    Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
    Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
    И легонечко привстанем! Раз, два, три!
    Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
    Повертим над головой!! Раз, два, три!
    И потопаем ногой! Раз, два, три!

    Психотехнические игры.

    5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

    Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

    Игра «Собери фигурки».

    Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

    Развитие аналитико-синтетической сферы.

    6 занятие: Таблица Равенна.

    Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

    Графический диктант.
    Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

    Продолжи ряд
    Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

    Развитие внимания.

    7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

    Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

    Таблица.

    Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

    Развитие памяти

    8 занятие: Запомни слова.

    Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

    Игра «Снежный ком».

    Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

    Игра «Найди отличия».

    Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

    Развитие речевого общения .

    9 занятие: Позови мячом.

    Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

    Игра «Закончи фразу».

    Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

    Развитие личностно – мотивационной сферы

    10 занятие: игра « Моя семья».

    Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

    Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

    11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

    Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

    Развитие подвижно – ролевой игры .

    12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

    Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

    Развитие подвижно – соревновательных игр.

    13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

    Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

    Игра: «Самый ловкий».

    Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

    Список литературы

    1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
    2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
    3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
    4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
    5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
    6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Баевская начальная общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Согласовано: Директор МКОУ « Баевская НОШ»

    Социальный педагог МКОУ « Баевская НОШ» ______________________/ В.А.Криковцова

    «_____»_________________________2016 г.

    С.В.Дектярёва

    «___»______________________________2016г.

    Индивидуальная коррекционная программа

    психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом « аутизм »

    Ф.И.О.ребёнка

    на 2016-2017 год

    Составитель:

    Теличко Юлия Алексеевна

    Педагог-психолог

    с.Баево 2016 г.