Методы развития внимания детей дошкольного возраста. Как происходит развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте

Процесс внимания в дошкольном возрасте можно сравнить с фонариком. На что направляется внимание, то и становится объектом познания. Ограниченность свойств данного процесса в первые годы жизни является положительным условием, так как малышу не приходится выбирать и теряться в выборе, на чем сосредоточиться. Но каждая возрастная ступенька предоставляет новые возможности, и развитие внимания у дошкольников позволяет им включиться в активное изучение окружающего мира.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Перешагнув планку, отделяющую дошкольный возраст от раннего, дети вступают в стадию интенсивного развития всех . Особенности внимания у дошкольников в сравнении с предыдущим этапом проявляются в том, что в поле зрения и слуха теперь попадает гораздо больше различных объектов.

Теперь предметам необязательно быть яркими и броскими, а звукам громкими и звонкими, чтобы завладеть вниманием дошкольника. Трехлетнему ребенку интересно практически все, что его окружает. Начинается возраст «почемучки», когда хочется узнать обо всем, что это и как оно функционирует.

В 4-5 лет у детей устанавливается прочное сотрудничество внимания с воображением, что позволяет малышам слушать сказку и в это же время представлять главных героев. Объектом внимания становится и сама , ее звучание, новые понятия.

Все больше дошкольники направляют внимание на отношения людей, как сверстников, так и взрослых. Они начинают замечать особенности общения, поведение окружающих, их словесное обращение и поступки.

Возрастные характеристики внимания

Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются. Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:

  • объем
  • распределение
  • переключение
  • устойчивость

В дошкольном возрасте все перечисленные свойства качественно усовершенствуются. Важным фактом является то, что за считанные детские годы объем внимания ребенка должен приблизиться к соответствующему показателю взрослого человека – 5-7 объектов. Учитывая, насколько мал объем внимания малыша до трех лет (одновременно охватывается вниманием только 1-2 объекта), предстоит значительный рывок.

Под распределением внимания подразумевается свойство, позволяющее воспринимать в один и тот же момент несколько объектов примерно с одинаковым вниманием. Например, когда ребенок слушает рассказ и рассматривает иллюстрацию к нему, бессмысленно делать замечание, чтобы он не болтал ногами. Младший дошкольник не может контролировать одновременно столько объектов. Но старшим детям учесть и выполнить такое требование вполне посильно, так как они способны распределить внимание между разноплановыми объектами.

Переключение внимания обеспечивает переход от одного предмета или явления к другому. Казалось бы, что данное свойство применять ребенку легко, поскольку нужно просто переместить внимание на иной объект. Однако дошкольник переключается легко в том случае, если исчерпал интерес к первичному объекту, а второй его необычайно привлек. Чем больше взрослеет ребенок, тем чаще ему приходится переключать внимание по требованию взрослого, а это не всегда удается. Малыш уже может смотреть на книжку, которую ему показывает мама, а мысли его все еще кружатся вокруг того робота, с которым он играл минуту тому назад.

Устойчивость – это способность внимания удерживаться на одних и тех же объектах.

Данное свойство в дошкольном возрасте также тесно связано с интересом ребенка. Поэтому детям удается удерживать активное внимание в игре и в привлекательной для них творческой деятельности, но непросто подключить устойчивость внимания там, где велят взрослые.

Устойчивость и переключение внимания в большой степени зависят от развития волевой сферы дошкольника. Эти свойства необходимо тренировать, начиная с 6 лет, так как в этом возрасте ребенок способен волевым усилием направить свое внимание на указанный объект и сосредоточиться, несмотря на отвлекающие факторы.

Виды внимания

Выделяют два природно обусловленных вида внимания – непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное. В последнее время психологи-практики используют понятие послепроизвольное внимание, под которым подразумевают способность сосредотачиваться на выполнении заданий для достижения цели.

Непроизвольное внимание

В дошкольном возрасте внимание детей чаще задействуется стихийно, непреднамеренно. Поскольку в этих случаях психический процесс работает без участия воли, данный вид внимания называют непроизвольным.

Непроизвольное внимание может быть мимолетным, но также может отличиться устойчивостью. Например, ребенок с интересом рассматривает бабочку, севшую на цветок, но, как только она сложила крылышки, переключается непосредственно на цветы. В другом случае, малыш обратил внимание на часы с кукушкой, внимательно прослушал сигнал и посмотрел сопровождающее его действо, а затем последовала череда вопросов о кукушке, о часах, о возможности повторить сигнал и пр.

Непроизвольное внимание остается преобладающим видом в дошкольном детстве. Им можно в определенной степени управлять, подключая детский интерес. Побуждая посмотреть или прислушаться к звукам, взрослый задает направление, но активизируется ли внимание у детей, во многом зависит от объекта. Успешно срабатывают объекты, удивляющие ребенка своей привлекательностью, необычностью, желанностью.

Произвольное внимание

Развитие произвольного внимания дошкольников связано с проявлением волевого усилия посмотреть, прислушаться, умения сконцентрироваться. Без данного вида внимания невозможно обучение в школе. Поэтому развитие внимания дошкольников, прежде всего, заключается в формировании функции произвольности.

Особенности внимания таковы, что произвольность не возникает сама по себе. Дошкольник учится управлять вниманием под руководством взрослого. Для этого существуют прямые стимулы, выраженные словами «Посмотри внимательно!», «Прислушайся», «Будь внимательным!», «Внимание!».

Такие призывы успешно срабатывают уже в среднем дошкольном возрасте. Старших детей важно учить выполнять задания по инструкции.

Активное внимание формируется у ребенка, когда он включается в игры с правилами. Для того чтобы оставаться участником, ему необходимо все время направлять внимание на соблюдение правил (называть только съедобное, построить башню из кубиков только двух цветов).

Произвольность внимания ребенка возрастает с развитием . Старший дошкольник способен не только выполнять инструкции различной сложности, полученные от взрослых, но может сам формулировать планы-инструкции, договариваясь с родителями: «Я сейчас дорисую, а потом мы почитаем вместе сказку о гномах?»

Послепроизвольное внимание

Если ребенок длительное время сосредоточен на определенной деятельности, говорят о послепроизвольном внимании. Хотя данный процесс, скорее, является комплексным и включает устойчивый интерес, а в старшем дошкольном возрасте и проявление некоторых личностных качеств, таких как ответственность, целеустремленность.

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.

Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.

Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание, в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил: «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».

Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче, когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось». Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».

Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.

Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» , как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание.

В данной статье представлена общая характеристика внимания у детей дошкольного возраста. Поскольку этот психический процесс поддается целенаправленному развитию, полезно применять , оказывающие действенное влияние на формирование произвольного внимания.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста во многом остается таким же, как и в предыдущем возраст­ном периоде. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем про­должает развиваться и совершенствоваться непроизволь­ное внимание. Характерной особенностью внимания детей рассматриваемого возраста является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение вни­мания на него. Поэтому младшие дошкольники редко мо­гут в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.

На самых ранних стадиях развития ребенка его внима­ние привлекается новизной, силой и другими специфиче­скими раздражителями. Позднее внимание начинает при­влекаться такими раздражителями, которые имеют сиг­нальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объекта­ми, связанными с яркими и эмоциональными пережива­ниями.

Основное достижение в развитии внимания в дошколь­ном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид - произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удержи­вать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольных его видов. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внима­ния в детском возрасте был поставлен советскими пси­хологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Рассмат­ривая природу произвольного внимания, они выявили роль общественно-исторических условий жизни в его происхождении. Каждый человек в процессе своего разви­тия овладевает исторически сложившимися способами организации внимания. Как же это происходит?

Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для ор­ганизации своего внимания, в результате чего оно приоб­ретает произвольный характер.



Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других психологов, решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятель­ности ребенка. Переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, нося­щим учебный характер, к выполнению элементарных тру­довых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, требованиями взрослых, оказывает сущест­венное влияние на развитие сугубо человеческого вида внимания - произвольного.

Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему сред­ства, с помощью которых он впоследствии и сам начинает управлять своим вниманием. Данное положение подтверж­дается игрой-экспериментом в вопросы и ответы по типу игры «фанты с запретами»: «„Да" и„нет" не говорите, бе­лого и черного не берите!» Детям задавались вопросы: «Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета стол?»; «Лю­бишь ли ты играть?» и др. Ребенок должен был ответить как можно скорее и вместе с тем выполнять инструк­цию: не называть оговоренных цветов; не называть дваж­ды один и тот же цвет и т. д.

Успешное выполнение задания, проведенного в форме экспериментальной игры, требовало от детей постоянного напряженного внимания, и поэтому большинство детей не справилось с ним. Тогда детям предложили набор цвет­ных карточек, которые являлись внешним вспомогатель­ным средством для интенсивного сосредоточения на прави­лах игры. Дети откладывали в сторону карточки, окра­шенные в запрещенные инструкцией цвета, а в процессе игры пользовались оставшимися карточками. Такой cпособ организации игровой деятельности позволил детям успешно справиться с поставленной перед ними задачей.

Кроме таких ситуативных средств, помогающих детям сосредоточить свое внимание на выполнении конкрет­ной задачи, существует универсальное средство его орга­низации - речь.

На более ранних возрастных этапах развития внима­ния взрослые при помощи словесных указаний орга­низовывают внимание ребенка на предстоящей деятель­ности, помогают сформулировать такую инструкцию для себя.

Петухов а Т.В. приводит результаты исследований, где установлены своеобразные приемы, при помощи ко­торых дети организуют свое внимание. Такими приема­ми являются предварительная группировка дидактическо­го материала и планирование своих действий вслух. Ис­следования показали, что устойчивость внимания зави­сит от характера отношения к заданию и от возраста ребенка. Дети младшего возраста (2,5-3,5 года) часто подменяют выполнение заданий игрой-манипулировани­ем с материалами и игрушками. Это первый уровень от­ношения к заданию.

На втором уровне задание принимается частично. Де­ти в возрасте 3,5-4,5 лет в общем принимают постав­ленную задачу, но условия ее частично игнорируют.

Третий уровень отношения к заданию свойствен де­тям 4,5-5,5 лет. Дети этого возраста принимают постав­ленную задачу и охотно ее выполняют. Но к концу дея­тельности они часто теряют задачу, подменяя ее другой. На этом этапе возникают попытки организовать свое вни­мание через постановку добавочных целей. «Кончу это и поиграю с машинкой»,- говорит ребенок сам себе или взрослому.

Четвертый уровень характеризуется тем, что дети (5,5-6,5 лет) полностью принимают задание и стремят­ся выполнить его быстрее и лучше, используя более рацио­нальные способы организации внимания: самоинструкцию, предварительную группировку материала и т. д.

Таким образом, отношение к заданию и сосредото­чение внимания на ходе его выполнения связано с возра­стом ребенка и условиями той деятельности, в процессе которой выполняется задание. Повторяя для себя инструк­цию, т. е. активно используя речь, дети тем самым орга­низовывают свое внимание на выполнении задания.

На протяжении всего дошкольного возраста зна­чение речи для организации внимания ребенка постоянно увеличивается. Так, выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста про­говаривают его в 10-12 раз чаще, чем младшие дошколь­ники.

Таким образом, произвольное внимание в дошкольном возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Воспитание произвольного внимания является важней­шей задачей дошкольной педагогики и психологии и важнейшим условием подготовки ребенка к обучению в школе.

Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побу­дительной силой, вызывающей послепроизвольное внима­ние, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения.

Ребенку предложили собрать из конструктора машину. В начале работы ему трудно было сосредоточиться на выполнении задания. Через некоторое время он начинает замечать сходство той машинки, которую он делает из деталей конструктора, с настоящей. Это увлекает его, и для дальнейшего выполнения задания уже не требуется волевых усилий. Теперь ребенка трудно оторвать от ра­боты. Внимание его стало послепроизвольным.

Зная условия и возможности перехода произвольного внимания в послепроизвольное, воспитатель должен стремиться сделать сложное и малоинтересное задание занимательным и интересным. Однако при этом необхо­димо помнить слова К. Д. Ушинского, который писал, что, сделав урок занимательным, можно не бояться на­скучить детям, но нужно помнить, что не все может быть занимательным в учении. Непременно есть и скучные вещи. Поэтому необходимо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,- делать ради удовольствия.

Таким образом, воспитание послепроизвольного вни­мания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. С раннего возраста необходимо выраба­тывать у ребенка привычку прилагать волевые усилия для достижения цели, вытесняя посторонние" мысли, ко­торые мешают сосредоточиться.

Как же развиваются основные свойства внимания у детей дошкольного возраста?

Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего до­школьного возраста к старшему. Так, младшие дошколь­ники тратят на рассматривание картинки 6-7 сек., а стар­шие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 сек. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее (А. А. Люблинская).

Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дошкольного возраста зависит от значимости для них того или иного материала, тех или иных объектов, той или иной деятельности. Наивысшую значимость представляет деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения известных детям объектов, за­ключающих в себе момент эмоциональной привлекатель­ности и в разных вариантах уже входивших в опыт ре­бенка.

Чувствительность внимания к эмоционально значи­мым явлениям определяется индивидуальными особен­ностями детей и условиями их воспитания. Причем индиви­дуально-типические особенности устойчивости внимания приобретают достаточно выраженный характер только к старшему дошкольному возрасту. В среднем дошколь­ном возрасте эти особенности не проявляются, посколь­ку действия, направленные на организацию внимания, еще не отработаны.

Формы индивидуального реагирования на эмоциональ­но значимые раздражители чрезвычайно многообразны. Так, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешен­ных детей в 1,5-2 раза больше, чем у возбудимых. Исходя из этого, в целях сохранения устойчивости внима­ния детей в заданной деятельности (на занятиях или играх) целесообразно исключить влияние на них сопут­ствующих эмоциональных раздражителей.

Воспитателям хорошо известна быстрая отвлекаемость дошкольников от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, но важном. Это проявление рассеянности. Быть рассеянным - значит не уметь надол­го сосредоточиться на чем-то одном. Причин рассеян­ности несколько, и они совершенно различны.

Необходимо помнить, что отсутствие способностей к длительной и стойкой сосредоточенности даже старших дошкольников - явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности. Одной из причин рассеянности является быстро проявляющееся утомление. Оно может наступать быстро при выполнении трудной и неинтересной работы, требующей длительного сосредоточения.

Причиной рассеянности может быть появление в носо­глотке ребенка аденоидов. Такие дети дышат ртом, у них снижается работоспособность, и весь облик ребенка меняется. Вмешательство врача способствует возвраще­нию ребенку его работоспособности.

Нередко причиной рассеянности дошкольников является недостаточно гибкое, недостаточно переключаемое внимание. Так, просмотрев вечером по телевизору остро­сюжетный фильм, ребенок долго остается под его впечат­лением. Возникшие в создании яркие переживаемые им образы не могут сразу исчезнуть, и ребенок не в состоя­нии полностью сосредоточиться на деятельности, предла­гаемой воспитателем.

Иногда в рассеянности детей повинен сам воспитатель. Если он ведет занятия однообразно, дает детям задания, которые слишком легки для них, не побуждают к актив­ной мыслительной деятельности, то это ведет к рассеян­ности. Если детям скучно, они будут искать увлекатель­ную работу на стороне.

Распределение, переключение и объем внимания у до­школьников (особенно у детей раннего возраста) развиты недостаточно сильно.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполня­ются в рамках этого свойства внимания. Чем более зна­чимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, тем легче его совмещать с выпол­нением другого действия. Поэтому дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Де­ти младшего, среднего и старшего возраста способны рас­пределять свое внимание в незначительной степени.

Переключение внимания, так же как и другие свойства, развивается под влиянием обучения и воспитания. В раз­личного рода играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменив­шейся обстановке, формируется переключение внимания.

Объем внимания у детей дошкольного возраста зна­чительно (по сравнению с младенческим и ранним возрас­том) увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся его самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается.

Увеличение объема внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте их внимание при­влекалось яркими, необычными вещами, то внимание до­школьника довольно часто привлекается внешне ничем не привлекательными объектами. Это свидетельствует о качественно новом уровне развития внимания.

Однако даже такие качественные изменения, происходящие в дошкольном возрасте, все-таки характеризуют объем внимания как очень малый.

Имеющиеся научные данные должны использоваться воспитателем при выборе путей и средств развития внима­ния дошкольников.

§ 3. Пути и средства организации и поддержания внима­ния дошкольников

Для развития внимания детей с успехом могут быть использованы различные игры.

Играя, ребенок живет, действует так, как действуют взрослые, как действуют герои его любимых сказок, рас­сказов и т. д. «Программа воспитания и обучения в детском саду» кроме игр и занятий с детьми раннего возраста пре­дусматривает чтение им небольших сказок, потешек, при­бауток, колыбельных песенок. Все это способствует не только развитию речи, умению слушать, но и стимулирует развитие внимания. Так, например, с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев можно использовать чтение потешки «Сорока, сорока». Занятие проводится с небольшим коли­чеством детей. Воспитательница легко водит своим паль­цем по ладони ребенка и ритмично, нараспев читает:

«Сорока, сорока,

Где была?» -

Кашку варила,

Деток кормила...»

Далее воспитательница берет пальчики ребенка по оче­реди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» Таким образом она проигрывает потешку с каждым ребенком, который участвует в занятии. Другие дети в это время слушают и следят за действиями воспитательницы.

Это занятие позволяет выработать у ребенка способ­ность не только сосредоточиваться на короткое время, когда воспитательница читает текст потешки непосред­ственно ему, но и на более длительное время, когда по­тешка читается другим.

Для развития слухового внимания у детей младшей группы возможно использование потешек типа «Катя, Катя», «Чики-чики-чикалочки». Развитию переключения внимания, а также объема внимания способствуют игры типа «Маленькие и большие ножки», «Заинька, выходи».

В игре «Маленькие и большие ножки» воспитатель, повторяя текст, несколько раз говорит сначала про малень­кие ножки, а затем про большие ноги. Дети повторяют за ним, чередуя быстрые и медленные движения. В этой игре детям приходится одновременно держать в соз­нании и текст игры, и способ действий, который зависит от текста.

Игра «Заинька, выходи» требует изменения направ­ления движения ребенка после каждого куплета. Меха­низм воздействия на развитие внимания ребенка тот же, что в игре «Маленькие и большие ножки».

Весьма продуктивным для развития внимания является наблюдение детей за птичкой в клетке, за цыплятами, за автомобилем и другими объектами. Это же можно ска­зать и об играх и занятиях с предметами (нани­зывание колец на стержень, построение башенки из ку­биков, собирание, складывание матрешки и т. д.).

В средней группе детского сада развитию внимания способствуют игры типа: «Сколько?». Воспитатель читает детям стихотворение. Затем задает вопросы, касающиеся его содержания: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотников, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей?

Игры на классификацию типа «Что нужно?» также способствуют развитию внимания. К этому типу можно от­нести игры «Накроем стол для гостей» (называется посу­да), «Посадим сад» (называются фруктовые деревья), «Мебель», «Одежда» и т. д.

Произвольное внимание развивают игры, в которых де­ти описывают предмет, не глядя на него, находят в нем существенные признаки, узнают предмет по описанию. Описание предмета, не глядя на него, требует высоко­организованного внимания, хорошо развитых его свойств. К числу таких дидактических игр можно отнести: «Отга­дай-ка», «Магазин», «Радио» и др.

Содержание и характер деятельности, которую орга­низовывает воспитатель дошкольного учреждения, опреде­ляют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает, а при органи­зации своей работы должен опираться на следующие по­ложения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10-15 мин., в средней 20-25 мин., в старшей 25-30 мин.

Интеллектуальная активность детей в процессе за­нятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, пси­хологии и гигиены.

Поскольку у детей дошкольного возраста сильнее раз­вито непроизвольное внимание, воспитатель должен опи­раться на него в своей работе. Причем в процессе рабо­ты он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.

Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внима­ние.

Рациональное чередование видов деятельности способ­ствует поддержанию устойчивого внимания. Так, напри­мер, после занятий физкультурой, когда дети очень воз­буждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.

Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкуль­туре), поскольку на последующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет спо­собствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности.

Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов.

Рассмотренные виды (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и свойства (устойчивость, распреде­ление, переключение, объем) внимания дошкольника характеризуются рядом специфических особенностей:

1. Ребенок способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным коле­баниям.

2. Внимание дошкольника легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает вни­мание ребенка от деятельности.

3 Внимание привлекается ярким, сильным, неожидан­ным раздражителем. Ребенок не в состоянии правильно управлять своим вниманием.

4. Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состо­янии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т. е. переключение развито слабо.

5. Чем младше дети, тем меньше они могут сосре­доточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Внимание дошкольников легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспри­нимаемые ребенком предметы. Только к среднему и стар­шему дошкольному возрасту слова взрослого приобретают настолько сильное значение, что сами по себе могут при­влечь внимание ребенка.

6. Распределение внимания детей дошкольного возрас­та развивается чрезвычайно слабо. Ребенок практически не в состоянии выполнять два или более видов деятельнос­ти одновременно.

7. Внимание детей дошкольного возраста характеризу­ется небольшим объемом.

8. Правильно выбранные формы и методы работы позволяют воспитателю активно влиять на развитие внимания дошкольников.

Литература

Выготский Л. С. Овладение вниманием. Проблемы развития психи­ки // Собр. соч. М., 1983. Гл. 9. Т. 3 С. 205-238.

Добрынин Н. Ф. Внимание // Общая психология/Под ред. А. В. Пет­ровского. М., 1977. С. 187.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие до­школьников. М., 1984. С. 61-70.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1985.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. Н. Внимание школьника. М., 1987.

Коненко Е. Л. В мире раннего детства. Киев, 1985.

Леонтьев А. Н. Развитие высших форм внимания//Развитие памяти. М.; Л., 1931. Гл. 4. С. 154-180.

Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. С. 183-199.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С. 147-194.

Вопросы для повторения

1. Назовите специфические особенности внимания детей раннего возраста.

2. В чем состоят различия между вниманием детей раннего и до­школьного возраста?

3. Каковы способы управления вниманием дошкольников в процес­се игровой деятельности? учебной?

Практические задания

Наблюдая за дошкольниками в группе, установите: а) индивидуальные различия в развитии основных свойств вни­мания;

б) как влияют различные приемы управления вниманием в процессе игровой деятельности на его поддержание.


Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объекты для изучения и сосредотачиваться на них, что способствует более полному и четкому отражению действительности.

Влияние внимания на жизнь и развитие ребенка сложно переоценить. Физиологические и психические сбои препятствуют полноценному познанию мира, вследствие чего дошкольники не могут сфокусироваться на заинтересовавших их явлениях, предметах и животных.

Разновидности внимания

В младшем возрасте внимание характеризуется как непроизвольное (привлечение возможно в случае появления чего-то красочного и интригующего). Ответная реакция проявляется в виде эмоционального отклика. Занимающиеся с крохами взрослые не должны забывать о том, что у малышей могут возникать трудности с сосредоточением. Именно поэтому предлагаемые для изучения предметы должны вызывать у ребятни интерес.

Непроизвольное внимание по сути является пассивным и непреднамеренным. Реализуется оно за счет выделения отличительных черт. В число последних вошли привлекательные для ребенка запахи, мелодичные звуки и поражающие воображение цветовые сочетания.

Активация непреднамеренного внимания может наблюдаться в случае:

  • появления нового предмета или объекта;
  • совершения людьми или механизмами каких-либо действий, связанных с движением;
  • неожиданного обнаружения раздражителей (в этот перечень вошли световые вспышки, громкие и резкие звуки);
  • выявления контрастных особенностей предметов, имеющих отношение к размеру, форме и цвету.

У дошкольников фиксируется доминирование пассивного внимания. Обусловлено это наличием частичной зависимости от закрепления и дифференциации недавно усвоенных знаний. Поначалу кроха не имеет представления о видовом многообразии растительного и животного мира. Ему неизвестно о том, что на планете проживают люди с разнообразным цветом кожных покровов, а строения могут иметь различную форму и цвет в зависимости от их предназначения и архитектурного замысла. На начальном этапе новые для себя знания малыши получают от взрослых. Чуть позже внимание начинают привлекать не только выбивающиеся из общей картины предметы, но и необычные объекты, сталкиваться с которыми ребенку еще не приходилось.

Начало развития произвольного внимания приходится на старший дошкольный возраст. Шестилетние дети должны демонстрировать навык управления собственным вниманием. Действует принцип приоритетности: малыши сосредотачиваются на более важных и нужных действиях, в то время как занимательное и интересное может отодвигаться на второй план.

Произвольное внимание характеризуется как активное и преднамеренное. Изначально его формирование проходит за пределами личности крохи. Важно понимать, что развитие непроизвольного внимания не является предпосылкой возникновения произвольного. Формирование преднамеренного внимания — результат коммуникации детей с окружающими их взрослыми. Несмотря на существенные различия с пассивной разновидностью активное внимание также базируется на увлечениях, ощущениях и накопленном на текущий момент опыте.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Возникновение произвольного внимания наблюдается при необходимости проявления воли, подразумевающей возможность сосредоточения на объекте, по отношению к которому следует произвести определенные действия. Психическому состоянию ребенка отведена значимая роль. Пребывание в неподходящем настроении, перевозбуждение, болезнь или возникшая на фоне переутомления слабость оказывают негативное влияние на способности, связанные с концентрированием и сосредоточением.

Возникновение послепроизвольного внимания возможно в случае полного погружения крохи в определенный вид деятельности. В такие минуты фиксируется отсутствие волевого напряжения, вследствие чего у малыша отпадает необходимость принуждения себя к осуществлению конкретных действий. Благодаря этому повышается привлекательность процесса, реализация которого уже не вызывает особых затруднений.

Подобному вниманию присущи некоторые особенности. Наиболее важные из них связаны с высокой результативностью и опережающей другие разновидности продолжительностью. Сосредоточенность без потери целенаправленности объясняется отсутствием усталости, накопления которой не наблюдается ввиду отсутствия перенапряжения.

Свойства внимания

Благодаря вниманию осуществляется отбор информации, поступающей от органов чувств. Некоторые данные игнорируются, в то время как другие принимаются к сведению. Уникальному психическому процессу присущ ряд свойств:

  • Под объемом подразумевается количество информации, удерживаемой в сознании. По отношению к ребенку этот показатель представляет собой число объектов, одновременно воспринимаемых и «схватываемых» малышом. Для оценивания данного параметра можно разложить на поверхности стола десяток небольших предметов и накрыть их тканью. Далее в присутствии малыша объекты открываются на несколько секунд, после чего вновь закрываются. Задача дошкольника — правильно назвать как можно большее количество скрытых от глаз вещей.
  • Под сосредоточенностью понимают возможность концентрирования на определенном объекте без отвлечения на посторонние факторы. Поскольку дошкольникам присуща небольшая сила сосредоточения, указанное свойство нуждается в развитии. Весьма полезны разучивания стихов при работающем телевизоре или радиоприемнике.
  • Устойчивость представляет не что иное, как способность сохранения сосредоточенности на протяжении длительного времени. Она демонстрирует, насколько долго малыш в состоянии поддерживать требуемый уровень сосредоточенности по отношению к конкретному объекту или виду деятельности. Шестилетним крохам, к примеру, вполне по силам продуктивное занятие одним делом на протяжении 10-15 минут. Превышение верхней границы временного интервала чревато снижением активности, в связи с чем возникает необходимость предоставления малышу короткого перерыва.
  • Переключаемость ассоциируется с осмысленным переведением концентрации с одного предмета/вида деятельности/объекта на другой. В качестве оценивающего параметра выступает скорость преднамеренного перехода. Отличительная особенность — наличие нервного напряжения, реализуемого в виде волевого усилия.
  • Термин «распределение» подразумевает возможность рассредоточения внимания на несколько дел, выполняемых одновременно. Нарушение любого из перечисленных выше свойств грозит детям возникновением аномалий. Дошкольники младшего возраста больших успехов в переключении и распределении внимания не добиваются. Для их развития могут быть задействованы специальные упражнения. Плохая переключаемость довольно часто проявляется в виде рассеянности. Ребенку при этом свойственны частые отвлечения и неумение сосредоточения на одном объекте. В качестве наиболее вероятных причин рассеянности могут выступать:
  • Аденоиды в носоглотке, препятствующие нормальному носовому дыханию. Работа мозга нарушается из-за нехватки кислорода, поступающего в систему кровоснабжения;
  • Быстрая утомляемость, побороть которую способно соблюдение режима дня (исключения не делаются даже для выходных дней). Малыш не должен ощущать себя эмоционально перегруженным. Занятия в разнообразных кружках, посвящение времени компьютерным играм, поход в гости, просмотр мультфильмов и художественных картин не должны осуществляться в один день. Впечатления должны поступать дозировано. Отступление от этого правила чревато перевозбуждением крохи, за которым может последовать апатия.
  • Неправильное воспитание, проявляющееся в выполнении любой прихоти любимого чада . Ребенок при этом освобождается от всех обязанностей. Отключению внимания предшествует утомление, вызванное обилием развлечений, несоблюдением временных границ отдыха и занятий, разбросанностью интересов.

Особенности развития внимания

Свойства внимания нуждаются в целенаправленном развитии. Лишь при таком подходе взрослеющий ребенок сможет осознать важность внимательности и научится быть внимательным.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста обусловлено внесением изменений в повседневную жизнь, сопряженным с освоением новых для малышей видов деятельности. Ребятне 4-5 лет довольно часто приходится слышать от взрослых призывы к внимательности. Тщательное выполнение советов и наставлений способствует совершенствованию навыка управления вниманием.

Произвольное внимание развивается по мере овладения средствами управления, носящими внешний характер. Наибольшее распространение получили указывающие жесты и озвучиваемые взрослыми фразы. По мере взросления фиксируется появление новых особенностей, влекущих за собой расширение списка средств управления. Речь крохи усложняется за счет внедрения планирующей функции. Накануне похода в зоопарк малыш может сообщить, что в начале экскурсии он будет любоваться жирафом, после чего проследует к клетке с тиграми. Возможность формулирования цели позволяет ребенку намечать объект заблаговременно. За этим действием следует внимательный осмотр и оценивание особенностей. Соблюдение разработанного плана подталкивает карапуза к осознанию и пониманию значения и конечной цели предстоящих шагов. Таким образом запускается процесс развития активного внимания.

Знакомство с правилами поведения и принятыми в обществе нормами также способствует развитию внимания. Желание поиграть с ровесниками может натолкнуться на какую-нибудь преграду. В качестве последней зачастую выступает просьба родителей об оказании помощи по дому. Предшествующее обеду размещение столовых приборов принуждает карапуза к сосредоточению сил на порученном важном деле. Увлекшийся интересным для него занятием малыш уже не нуждается в применении силы воли. На смену произвольному вниманию приходит послепроизвольное.

Направления развития внимания

В сфере развития внимания намечены несколько основных направлений:

  • Удержание полученных инструкций в памяти. Приветствуется повторение указаний вслух. Это действие может осуществлять как взрослый, так и непосредственно сам ребенок. Этот способ гарантирует запоминание малышом разработанного родителями или педагогом алгоритма, благодаря чему кроха окажется в состоянии проконтролировать выполнение каждого пункта. Отклонение от плана подразумевает проведение дополнительного инструктажа. Проговаривание поставленной задачи может сопровождаться действиями, закрепляющими тот или иной навык.
  • По мере успешного выполнения поставленных ранее задач необходимо переходить к их постепенному усложнению. Как правило, дошкольникам довольно редко удается с первого раза справиться со сложным заданием. При возникновении трудностей желательно разбить исходную задачу на несколько этапов и снабдить их подробными инструкциями. По истечении некоторого времени можно переходить к усложнению действий. На этапе обдумывания очередной инструкции малыш предпринимает попытки к ее трансформированию в самоприказ, отличительной особенностью которого является проговаривание про себя или вслух запланированных действий.
  • Формирование самоконтроля, заключающегося в осуществлении дошкольником контроля за собственными действиями. В ходе выполнения задания ребенок может разъяснять, что именно он собирается сделать. Рассуждения могут быть ориентированы как на окружающих, так и на самого себя. В качестве примера может быть приведено исправление ошибок на основании анализа рисунков, сделанных другими детьми. Присущее ребятне желание победить может быть задействовано на занятиях в качестве дополнительного стимула. Самостоятельное выполнение задачи при отсутствии ошибок вознаграждается небольшим призом.

Краткая инструкция по развитию внимания

Помимо проговаривания и повторения, способствующих активизации понимания и принятию задания, можно обучать детей сознательному направлению внимания на конкретные объекты и явления. На этапе просмотра иллюстраций можно предложить ребенку отыскать любимого сказочного персонажа, самое высокое здание, знакомое животное и т.д. В ходе прогулки малыш может попытаться найти автомобиль заданного цвета или дерево конкретной породы (тополь, ива, клен, каштан и т.п.). Услышанное и увиденное подлежит обязательному обсуждению. Также кроха проявит интерес к следующим упражнениям:

Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подхо...

  1. Выбору идентичных предметов из совокупности представленных;
  2. Нахождении отличий;
  3. Раскрашивании картинок определенными цветами;
  4. Прохождении нарисованных лабиринтов;
  5. Озвучивании изменений, произошедших за период пребывания ребенка с закрытыми глазами (перемещение или исчезновение одной из игрушек и т.д.);
  6. Запрету на выполнение заранее оговоренного движения (другие движения можно выполнять после соответствующей команды взрослого);
  7. Соотнесению предметов с предложенными категориями (живое/не живое, летает/не летает, съедобное/несъедобное и т.п.);
  8. Перерисовыванию рисунков и узоров по клеточкам;
  9. Графическому «диктанту», представляющему собой вычерчивание узора на листе в клеточку под диктовку одного из родителей (педагога, бабушки) путем озвучивания соответствующих указаний: три клетки влево, одна клетка вниз и т.д. Рисунок желательно проработать заранее;
  10. Предоставлению ответов на вопросы, в которых не содержатся определенные слова (к примеру, «да» или «нет»);
  11. Вычеркиванию (подчеркиванию, обведению в кружок и т.д.) определенных символов (кругов, треугольников, квадратов, букв алфавита и т.д.);
  12. Прислушиванию к звукам, раздающимся вне пределов комнаты или на улице, с целью описания сопровождающего их действия (проехал автомобиль, гавкнула собака, стекает вода с крыши, хлопнули двери и т.п.);
  13. Игре в «Пуговички», для которой потребуются два одинаковых набора пуговиц и несколько листов бумаги. Суть игры определена следующими правилами. Один из участников выставляет три пуговицы. Задача второго игрока заключается в запоминании особенностей задействованных предметов и мест их расположения. После накрывания пуговиц этот участник воспроизводит увиденное на имеющемся в его распоряжении игровом поле, в качестве которого выступает лист бумаги. Успешный результат предполагает усложнение игры за счет сокращения выделяемого на осмотр времени и увеличения количества пуговиц.

Заключение

Совершенствование детского внимания подразумевает возможность развития всех присущих данному психическому процессу свойств, включая устойчивость и переключение. В качестве подсобных материалов могут выступать конструкторы и пазлы. Весьма эффективны игры развивающего характера и разработанные специалистами упражнения.

Для дошкольного возраста типичны видимые невооруженным глазом перемены, затрагивающие все разновидности и свойства внимания. Доминирование пассивного внимания не мешает одновременному осуществлению манипуляций с несколькими объектами. В часто повторяющихся действиях просвечивается автоматизм, благодаря чему совершенствуется возможность рассредоточения.

Закрепление способности сосредоточения позволяет крохе выполнять даже те указания взрослых, которые не вызывают особого восторга. Осознание необходимости доделывания порученной работы способствует фокусированию на конечной цели.

Стремительное развитие активного внимания в конце старшего дошкольного возраста обусловлено влиянием самоинструкций, базирующихся на стремлении внимательного следования подсказкам взрослых до достижения малышом пятилетнего возраста. При наличии трудностей в сфере сосредоточенности и концентрации крохе должна быть предоставлена соответствующая помощь, учитывающая особенности развития ребенка и степень демонстрируемой малышом внимательности. На протяжении всех проведенных в школе лет преднамеренное внимание будет рассматриваться в качестве одного из наиболее значимых условий, сказывающихся на степени успешности учебного процесса.

37 0

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тунева А.А.

педагог–психолог

МДОУ ЦРР «Дружба»

«РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания - послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов.

Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Хотя дети младшего и среднего дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Для развития произвольного внимания большое значение имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры ребенка, особенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития внимания ребенка.

Свойства внимания, или аттенционные способности такие как: концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость, также развиваются под влиянием различных видов деятельности. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

Сколько ступенек на лестнице?

Сколько окон в комнате?

Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").

Пять подсказок родителям по развитию внимания детей

1. Занимаясь с ребёнком, не прячьте свои эмоции, проявляйте удивление, интерес, восторг!

2. Возьмите на себя руководство вниманием ребёнка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребёнка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники и младшие школьники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребёнку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности.

3. Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребёнка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее его развитие. Слова родителей, тормозящие отвлечение детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если постоянно говорить: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли он с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

В тихой и спокойной обстановке ребёнок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идёт оживлённый разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

4. Если вы хотите, чтобы ребёнок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своём деле, что всё происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребёнка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания.

Развитию концентрации внимания будет способствовать наличие у ребёнка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредотачивая своё внимание на нём, он будет приобретать опыт всё более высокой степени концентрации внимания.

5 Берегите внимание детей. Если ребёнок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

1. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219..

2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Текст] /П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. -1958.- №

3. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1974.-102 с. 33-38

4..Мухина В. С. Детская психология. - М.: Апрель Пресс, 2000, с. 314

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для высших педагогических заведенмй.-М.:Владос, с. 204

6.Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: Еврознак, 2001, с. 113

7.Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997. с. 40

8. Электронный

ЕЛЕНА АЛФЁРОВА
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом , а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.

В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания . Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста .

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания : дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо , как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали , что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то , что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом , устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза. Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут , а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания , фиксация его на объекте определяется развитием любознательности , познавательных процессов.

Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте . Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение. Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем , что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание , к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста , дети становятся способны удерживать внимание на действиях , начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам . К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться . В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания , развивающемуся у них , главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка , тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание , все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии , так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое.

Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

Следует согласиться с П. Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием , его надо просить больше рассуждать вслух.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания .

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде , включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание . Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка . С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание ».

Общая последовательность культурного развития внимания по Л . С. Выготскому состоит в следующем : «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет».

Универсальное средство организации внимания – речь взрослого . Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание .

Первоначально процесс произвольного внимания , направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию .

Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста , можно сделать выводы :

1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка . В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей , значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том , что дети впервые начинают управлять своим вниманием , сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание .

3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.

4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание . Руководя вниманием ребёнка , взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием .

5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте :

Значительно возрастает его концентрация , объем;

- внимание неустойчиво ;

Слабо развиты такие свойства внимания , как распределение и переключение;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи , познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано :

1) с развитием речи ;

2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

3) осознанием её цели;

4) с освоением норм и правил поведения;

5) с становлением волевого действия;

6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют

для них интеллектуальное значение.

Проведенное экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста , с использованием методик «Расставь точки» А. Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей , характеризующих внимание детей данного возраста .

Анализ полученных результатов, позволил сделать выводы :

1. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания , ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.

2. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе наблюдается высокий уровень концентрации внимания , развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.

3. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще слабо развиты такие свойства внимания , как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

4. Внимание у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.

5. Конгнитивные способности у девочек в экспериментальной группе выше, чем у сверстников мальчиков.

Таким образом, выбранные нами методики для экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста доказывают , что в этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания , обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием , сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает произвольное внимание .