Кто такие пираты - все о пиратах, корсарах и флибустьерах. Настоящие пираты: какими они были Где есть пираты в наше время

В итоге осенью 2008г. в Аденский залив были стянуты военно-морские силы ООН и Евросоюза, к находившимся здесь с 2002г. кораблям НАТО присоединились также ВМС России, Китая, Индии и других стран. В конце того же года Совбез ООН разрешил проведение военных действий против пиратов не только на море, но на суше.

GPS и РПГ вместо абордажных сабель

К сожалению, пираты XXI века нередко вооружены не только современным стрелковым оружием, но и спутниковой техникой, которая позволяет отслеживать местоположение торговых судов.

Возможности GPS помогают пиратам совершать дерзкие вылазки вдали от родных берегов. В целом же стратегия захвата судов практически не изменилась за последние лет этак 600. Пираты подходят к кораблю на быстроходной лодке либо другом судне, при этом нередко обстреливают палубу - сейчас из автоматов "Калашникова" и гранатометов, а раньше использовались ружья, пушки - затем с помощью "кошек" и веревочных лестниц взбираются на борт. До недавнего времени по количеству захватов лидировали сомалийские морские разбойники, бесчинствовавшие в Аденском заливе.

Если в открытом море у торговых судов есть возможность лавировать, то в Адене это практически невозможно. "Пролив узкий, поэтому возможности для маневра нет, а скоростью не возьмешь. Грузовые корабли могут давать максимум 14-15 узлов, пиратские лодки почти вдвое быстрее", - поясняет моряк с 30-летним стажем, капитан Олег Кикис. Эффективных способов защиты в этой ситуации всего два: идти под конвоем военных либо нанимать вооруженную охрану.

"Конвои, за исключением российских, проводят суда только по "коридору" в Аденском заливе. С нашим конвоем гораздо спокойнее: россияне берут (под охрану) где-то в середине Индийского океана и сопровождают его не только во время похода по Аденскому заливу, но и в Красное море вплоть до Баб-эль-Мандебского пролива", - говорит он. При этом, по словам О.Кикиса, фрахтователи все чаще отдают предпочтение не конвоям, а частной вооруженной охране.

В последнее время новой горячей точкой на карте морского судоходства стал Гвинейский залив, который освоили нигерийцы. По словам зампредседателя Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Александра Бодни, пиратские нападения в Гвинейском заливе страшны тем, что пираты-нигерийцы не захватывают суда ради выкупа, а грабят судовой груз и экипаж. При этом нередко жестоко обращаются с моряками.

Идеальное прикрытие

Согласно опубликованному на днях отчету Международного морского бюро (IMB, подразделение Международной торговой палаты), за девять месяцев 2012г. было зафиксировано всего 70 нападений сомалийских пиратов против 199 за тот же период прошлого года. Притихшие разбойники с Сомали "подправили" и общемировую статистику: с начала года по конец сентября произошло всего 233 инцидента. Это самый низкий показатель с третьего квартала 2008г., отмечают в IMB.

По мнению замглавы РПСМ А.Бодни, ситуация изменилась благодаря действиям военных кораблей в Аденском заливе и присутствию на судах частной вооруженной охраны. Более ответственно стали относиться к проблеме захвата судов и сами моряки. Широко стала применяться такая форма защиты, как "цитадель", когда члены экипажа баррикадируются в труднодоступном помещении на судне (как правило, в машинном отделении) с провизией и дают сигнал SOS. Через некоторое время им на помощь приходят военные. "Кроме того, меняется политическая обстановка в самом Сомали. Кенийские войска не так давно смогли отбить важнейший экономический центр – город-порт Кисмайо у радикальных исламистов из группировки "Аш-Шабааб", - отмечает А.Бодня.

Эксперт в области пиратства, главный редактор издания "Морской бюллетень" (Maritime Bulletin) Михаил Войтенко считает действия военных малоэффективными. "Для оценки эффективности военных привожу всегда один пример – командование ВМФ с гордостью говорит, сколько сотен судов провели российские военные корабли опасными водами. С конца 2008г. по настоящее время они провели около 2 тыс. судов. В сутки там проходит 150-200 судов. Итого корабли ВМФ России из грубо 1,5 тыс. суток своего нахождения там обеспечили безопасность 10-15 суток", - отмечает он. По его словам, наличие боевых кораблей у берегов Сомали – идеальное прикрытие не для мирных судов, а для ведущих мировых держав, сохраняющих военное присутствие в стратегически важном регионе. С ним согласен руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов. "Двум сверхдержавам там надо держать флот. Ибо в Судане появилась нефть, а Сомали - это вход в Судан (как минимум отчасти). Пока Китай и США ее не поделят, пиратство будут провоцировать, даже если население страны разбогатеет", - говорит он.

Вместе с тем центр мирового пиратства медленно, но верно перемещается в Гвинейский залив. "Пиратство в Гвинейском заливе становится все более опасным (зафиксировано 34 инцидента с января до конца сентября 2012г.), оно распространяется на запад от Бенина до соседнего Того", - говорится в докладе IMB. Нападения пиратов в Гвинейском заливе стремительны, тщательно спланированы и нацелены на кражу нефтепродуктов. У берегов Того было зафиксировано в этом году больше нападений, чем за предыдущие пять лет. Индонезия зафиксировала 51 такой случай.

Согласно данным IMB, несмотря на улучшение ситуации, до полного искоренения пиратства еще далеко. Во всем мире за 9 месяцев этого года пираты убили по меньшей мере шесть моряков и взяли 448 мореплавателей в заложники, 125 судов были взяты на абордаж, 24 угнаны и 26 обстреляны, 58 судов сообщили о нападениях. По данным на 30 сентября 2012г., сомалийские пираты ради выкупа удерживали 11 судов с 167 членами команды в качестве заложников, еще 21 моряк удерживался на суше. Около 20 заложников находятся в пиратском плену уже больше 30 месяцев.

Если суда пропадают, значит…

Пиратство способно приносить не только убытки, но и прибыль, причем отнюдь не самим флибустьерам. По словам М.Войтенко, пиратство за последние 5-7 лет стало настоящей "золотой жилой" для частных охранных организаций и страховых компаний.

В год опасными водами проходит вряд ли меньше 30 тыс. судов, с учетом маршрутов Восток-Запад (Суэцкий канал) и Север-Юг. Если дать каждому транзиту охрану средней ценой 40 тыс. долл., то получим 1,2 млрд долл. дохода для охранных организаций – гигантский очень привлекательный рынок, рассуждает он. Эксперт уверен, что исчезновение сомалийского пиратства "никому не интересно", поскольку вокруг него крутятся большие деньги: страховщики и частные охранные агентства зарабатывают на пиратстве не меньше 1,5 млрд долл. ежегодно, а потенциально могут заработать и до 2-3 млрд долл. в год.

М.Войтенко также обращает внимание на еще одно знаковое событие, произошедшее весной 2008г. и оставшееся практически незамеченным широкой общественностью и СМИ. "Лондонские страховщики включили Аденский залив в список зон военного риска и стали взимать с судовладельцев страховые премии за военный риск. В начале 2009г. зону расширили, охватив ею почти всю северную часть Индийского океана, от Баб-эль-Мандебского пролива на западе до побережья Индии на востоке, от северной части Аравийского моря до почти Мадагаскара на юге. С того времени стоимость страхования этого риска выросла многократно", - отмечает он.

По данным крупнейшей российской судоходной компании "Совкомфлот" (СКФ), в абсолютной сумме мероприятия, связанные с прохождением пиратоопасных районов мирового океана (оплата услуг вооруженной охраны, увеличение зарплат морякам, дополнительное страхование на случай захвата), увеличивают рейсовые расходы примерно на треть. "Если судно находится в аренде или в рейсовом чартере с грузом на борту, нам удается в определенной части покрыть эти расходы за счет фрахтователя. Если же танкер совершает балластный переход, то все расходы в таком случае ложатся на судовладельца", - сообщили РБК в СКФ, не озвучивая точных цифр. В крупных российских страховых компаниях данную тему оставили без комментариев.

Только бизнес, ничего личного

Ущерб мировой экономике от деятельности пиратов по разным оценкам составляет от 7 до 12 млрд долл. в год. По данным американской организации "Океаны без пиратства", убытки судоходной отрасли только из-за сомалийских морских разбойников в 2011г. составили около 7 млрд долл. Из них около 1,4 млрд долл. правительства разных стран потратили на противодействие пиратам и 2 млрд долл. компании направили на защиту и охрану судов. Сами пираты заработали за прошлый год всего около 135 млн долл. Конечно, эти цифры довольно условные: точно подсчитать ущерб от пиратских атак, как и заработки флибустьеров (в последние годы о размере выкупов известно лишь со слов самих пиратов), невозможно.

И все же очевидно, что борьба с пиратством не выгодна с чисто экономической точки зрения. И это помимо юридических и политических нюансов, как, например, несогласованность действий "союзников" по антипиратской коалиции или сложность проведения военных операций на территории суверенных африканских государств. Поэтому одолеть пиратов не удается пока даже прекрасно обученным военным и оснащенным мощным оружием ВМС. Да и заинтересованы ли в этом сами военные, ежегодно получающие за борьбу с морскими разбойниками тысячи зеленых бумажек с портретом Бенжамина Франклина? "Пиратство - это бизнес одних и хлеб насущный для других: вояки тренируются и учатся стрелять (особенно индусы это любят), а пираты зарабатывают для семей. Бизнес и добычу хлеба победить нельзя даже ядерным оружием", - уверен глава Infranews А.Безбородов.

Да и сами африканцы, судя по всему, воспринимают захваты судов как опасный бизнес. "Бандиты, захватившие Energy Centurion, сделали это с определенной всем понятной целью. Им нужен был груз и наши вещи, а смерти моряков были ни к чему. Но те, кто сопротивлялся или проявлял неповиновение, вызывали агрессию. В этом случае могли убить легко", - рассказал РБК 20-летний Вячеслав Прудников, член экипажа захваченного пиратами в августе 2012г. греческого нефтяного танкера Energy Centurion.

По его словам, морские разбойники были вооружены ржавыми АК-74 и "радовались как дети" любой европейской вещи, снятой с моряков (сам Прудников лишился кроссовок Adidas). "Когда нас пытались освободить и встала угроза высадки десанта, пираты вывели несколько человек на мостик, угрожая убить заложников. Если бы начался штурм, это была бы катастрофа. Они сказали нам, что только на скачке топлива с танкера каждый из них заработал по 80 тыс. долл.", - добавляет он. Остаться живым после встречи с пиратами у него получилось, а вот здоровым – нет. Случайная пуля одного из нигерийцев, решившего попугать несговорчивого юнца, попала Прудникову в ногу. Из-за этого, казалось бы, пустякового ранения (кость не была задета) он перенес уже две операции и вскоре предстоит третья. Тем не менее страха перед очередным походом в море у моряка нет, хотя в следующий раз он хотел бы оказаться "на судне с секьюрити".

Количество пиратских атак на суда относительно невелико. По информации IMB, по всему миру с начала этого года пираты совершили около 250 налетов (то есть пострадали менее 1% от судов прошедших за это время только лишь Аденским заливом). Но статистика статистикой, а от нападений никто не застрахован - все зависит от везения. По словам бывалого моряка Олега Кикиса, за 30 лет походов в море ему ни разу не приходилось иметь дело с пиратами. При этом Слава Прудников в первом же своем рейсе не только столкнулся с ними лицом к лицу, но и попал под шальную пиратскую пулю.

Александр Волобуев, РБК

Слово пират происходит от латинского pirata, что значит испытывать, пробовать. Стало быть, пират - это бандит, пытающий счастья в море, готовый ограбить кого угодно и где угодно. Причем вопреки устойчивому стереотипу пираты грабили не только на море, но и на суше, пускаясь в рискованные сухопутные экспедиции в поисках богатой добычи, на долгие недели.

Корсар в отличие от пирата, не был «человеком вне закона». Пользуясь, как охранной грамотой, патентом, полученным от своего правительства, корсары имели возможность атаковать противника и на суше и на море, не боясь, в случае поимки, попасть как пираты на виселицу. Этот правовой аспект является единственным, что отличает корсаров от пиратов. В остальном разницы никакой – цели, и способы достижения этих целей, мало чем отличались.

Черная повязка на глазу - лайфхак от корсаров

Бытует мнение, что пираты носили повязку на глазу только с той целью, чтобы скрыть своё увечье, - отсутствующий глаз. Конечно, потерять глаз в драке с опасным противником, - вещь благородная и немного романтичная, но мнение о предназначении черной повязки ошибочно, как и заявления о том, что Земля плоская.

На самом деле пираты носили на одном глазу черную повязку исключительно из практических соображений. И вот в чем заключается правда: беря корабль на абордаж, корсары дрались и искали добычу одновременно как на верхней палубе, так и на нижней.

Общеизвестно, что к темноте человеческий глаз привыкает в течении нескольких минут, поэтому пират, опускаясь на нижнюю палубу, где темно, становился уязвимой мишенью. Но если за несколько минут до битвы перевязать один глаз, тогда, опустившись в трюм и быстро переместив повязку с одного глаза на другой, пират мог так же оперативно вести бой и искать драгоценности.

Череп и кости на пиратском флаге - Голливудское клише

Когда в кинофильме появляются пираты, на их корабле обязательно будет «красоваться» черный флаг с белым черепом и костями. Это стало своего рода визитной карточкой корсаров.

Но исторический факт гласит, что флаг с черепом развивался в том случае, когда пираты были в хорошем расположении духа и не собирались никого атаковать. А вот паниковать стоило, если на пиратском судне развивался красный флаг; он предвещал начало битвы.

Но вернемся к черепу и костям. На самом деле пираты были достаточно оригинальными и творческими личностями, поэтому на каждом судне был флаг собственного производства, сшитый по наброскам капитана или всей команды.

Пиратами становились завербованные моряки

Многие мужчины становились морскими разбойниками, потому что им нравилось грабить и бесчинствовать, это правда. Но большинство пиратов того времени - это завербованные моряки, озлобившиеся на всех и вся.

Средневековье - время, когда права простых людей попирались куда сильнее, чем в наши дни. Возьмем для примера Британскую империю. Отпетые головорезы, по заказу правительства, угрозами и пытками вербовали в Королевские ВМС тех, кто не желал становиться моряком добровольно (и тех, кто не мог от такой участи откупиться).

Вербовка в жизни завербованного моряка романтикой и не пахло: ребят часто били, плохо кормили и им редко платили зарплату. Когда корабль останавливался в порту, на моряков надевали кандалы, как на рабов, чтобы те не сбежали.

Из-за бесчеловечного обращения примерно 75% людей, состоящих на принудительной службе, умирали в течение двух лет.

Так что, когда пираты захватывали корабль и предлагали морякам перейти на Темную сторону Силы, многие, озлобившись, соглашались, начиная грабить корабли Британской империи, которая так с ними обошлась.

Сокровища пиратов существовали

Романы о пиратах утверждают, что чуть ли не каждый второй корсар закапывал награбленное им добро, рисовал карту сокровищ, а потом, вместо того, чтобы пропивать своё богатство, поглядывал на ту самую карту, гордясь своей расторопностью и изобретательностью.

Но правда выглядит иначе. Да, пираты закапывали клады, но история документально может подтвердить лишь три таких случая:

В 1573 году Фрэнсис Дрейк ограбил испанский караван, но добычи оказалось так много, что разбойник не смог всё унести за один раз. Зарыв часть добычи у дороги, Дрейк планировал вернуться за ней позже, однако в спешке сокровище было плохо спрятано и его раскопали испанцы.

Испанская инквизиция была способна разговорить даже самого скрытного и замкнутого человека. Вот и известный пират Рок Бразилиано, под пытками «святой» инквизиции признался, что закопал более 8 000 песо неподалёку от Кубы.

В 1699 году капитан Уильям Кидд закопал своё сокровище где-то в районе Лонг-Айленда, но оно было найдено властями и использовано на суде как улика против Кидда.

Золото для пирата - не главное

Пираты очень любили золото, но не ставили его во главу угла. Ведь, оставшись посреди океана без пищи и медикаментов, без инструментов и материалов для починки судна, всю команду ожидала верная смерть. Или вспышка каннибализма.

Как бы там ни было, правда заключается в том, что золото не было главной целью бандитских набегов, это скорее приятный бонус. Корсаров разыскивали по всей стране, они не могли сойти на берег и спокойно сходить в местную лавку или на рынок.

Так что, во время набегов или морских баталий пираты обчищали захваченный корабль подчистую, забирая всё, что могло бы пригодиться в будущем.

О пиратах средневековья знают все – их романтические образы в книгах и фильмах знакомы каждому. Однако и в наши дни чрезвычайно актуальной остается проблема захвата торговых судов и экипажа с целью получения выкупа или продажи груза. жестоки и безжалостны, и в их занятиях нет ничего романтичного. Как они выглядят и чем промышляют сегодня – далее в обзоре.




Сомалийские пираты – пожалуй, одни из самых известных и опасных в современном мире. Пиратство в сомалийских водах начало процветать начиная с 2005 г., после гражданской войны. До этого большинство теперешних пиратов были обычными рыбаками. Бандитизм провоцировала перенаселенность, бедность и нехватка продовольствия. Учитывая доступность боеприпасов в Йемене, мужчины вооружаются до зубов по сравнительно низкой цене. Большинство пиратов – молодые люди, в возрасте до 30 лет, бывшие рыбаки или даже полицейские. Учитывая распространенные в их среде алкоголизм и наркоманию, сомалийские пираты часто теряют адекватность и проявляют особую жестокость. Они грабят не только рыболовецкие суда и частные яхты, но даже другие пиратские корабли.




Пираты Карибского моря занимаются грабежом уже несколько столетий. Но это не единственный и не основной источник дохода современных пиратов – наркоторговля приносит им еще большие барыши. А коррупция в среде государственных чиновников способствует процветанию незаконного бизнеса. Карибские пираты не менее опасны, чем сомалийские – они не гнушаются грабежом магазинов на суше и убийством свидетелей.




Небезопасным для грузовых судов считается также Малаккский пролив между Суматрой и Малайзией. Налеты пиратов в этом районе составляют 30-40% от всех нападений ежегодно. Они действуют очень быстро, нападают на корабль, проводят перевалку груза на свои судна, забирают деньги и личное имущество членов экипажа.


В 2000 г. достигло пика пиратство в юго-восточной Азии: 242 случая из общего числа 460 нападений за год. Однако в Сингапуре, Индонезии и Таиланде правительство предпринимает усилия по борьбе с пиратством, поскольку доставка товаров на грузовых судах остается одним из основных способов импорта и экспорта в юго-восточной Азии.




Одним из самых удобных для пиратства регионов остается Индонезия, которая насчитывает около 17500 островов. Индонезийские пираты вооружены ножами, пистолетами и гранатами, они прячутся среди островов и всегда нападают неожиданно. Ранее необитаемые острова теперь стали прибежищем для пиратов, где они хранят награбленное имущество. И хотя количество нападений здесь значительно сократилось с 2011 г., индонезийские воды остаются одним из самых опасных регионов для грузовых судов.

Закройте глаза и представьте пирата. Носит ли он повязку на глазу, зарывает ли золото и злоупотррребляет буквой «Р»? Если да, то спешим вам сообщить, что образ пиратов, каким рисует его для нас Голливуд, не просто ошибочен — в реальности они иногда даже ещё более живописны.

6. Пираты разговаривают… ну, как пираты

Миф:

Рррычание пиратов вошло в жизнь благодаря десятилетиям мультфильмов и художественных фильмов, где каждому пирату полагалось рычать, имитируя кровожадного бармалея. За исключением случаев, когда вас угораздило быть Джонни Деппом. В этом случае вам полагается говорить с интонациями Деппа.

Конечно, мы понимаем, что «пиратский акцент», который мы слышим во всех этих пиратских фильмах, несколько преувеличен, но ведь он же на чём-то основан, верно?

Правда:

Такие фразы, как «черт меня подери» и традиционные песни, вроде пиратской «Пятнадцать человек на Сундук мертвеца» были придуманы Робертом Луисом Стивенсоном для его романа «Остров сокровищ», опубликованного в 1883 году — через 150 лет после окончания Золотого века пиратства. Кстати, более 90 процентов всех мифов о пиратах происходят из той же самой книги: одноногие пираты, пронзительно кричащие попугаи, пьяные потасовки… все они берут своё начало из книги Остров сокровищ.

Да, пираты конечно иногда теряли в бою конечности, но Стивенсон был первым, кто соединил все элементы вместе, создав популярный образ пирата.

А как насчёт рычащего голоса? В действительности он происходит от акцента из юго-западной части Англии. В 1950 году Дисней адаптировал Остров сокровищ, где Роберт Ньютон сыграл пирата, несколько переусердствовав с раскатистым «р». Двумя годами позже Ньютон использовал тот же акцент в Чёрной бороде, что положило начало теперь распространённому стереотипу.

Так как же в действительности звучал «говор пирата»? В реальности не было никакого «пиратского говора». Пиратские команды состояли из настолько разношёрстной публики и отребья из разных стран, которые говорили на самых разных языках, не говоря уже о множестве говоров и акцентов, что совершенно невозможно было создать какой-то особенный, «пиратский говор».

5. Вместо отсутствующего глаза, пираты носили повязку

Миф:

Глазная повязка является самой узнаваемой особенностью пирата. В каждом фильме о пиратах хоть один член команды обязательно будет носить такую повязку. Как тот придурошный пират с деревянным глазом в Пиратах Карибского моря.

Со всеми эти повязками, ногами-колышками и руками с крючьями, фильмы о пиратах пытаются убедить нас в том, что, будучи пиратом, вам обязательно улыбнётся удача потерять глаз или как минимум одну из конечностей. Иногда сценаристы так переусердствуют в создании образа пирата, что тот становится похож на ходячую табуретку.

С пиратами лучше не спорить

Но почему у пиратов шанс потерять, например, глаз, больше, чем, скажем, у викинга?

Правда:

Похоже, единственной причиной того, почему пираты носили повязку на втором глазу, было то, что они таким образом держали один из глаз постоянно приспособленным к темноте, когда швартовались к другому кораблю. Если эта теория верна, то носили повязки они только перед, и во время налёта.

Сами посудите: пирату необходимо было сражаться и грабить лут как на палубе, так и под ней, а поскольку искусственное освещение тогда было явлением редким, в трюме было довольно темно. И чтобы привыкнуть к полумраку трюма, человеческому глазу может понадобиться несколько минут, что в горячке боя, согласитесь, не совсем удобно.

Конечно, мы не знаем, является ли это главной причиной такого обилия повязок среди пиратской братии, но это предположение имеет гораздо больше смысла, чем просто «и вот как-то в одной из заварушек он потерял глаз», или «они любили распивать чаи, и иногда забывали вытаскивать ложку из стакана». Гораздо правдоподобнее для пирата было бы пожертвовать своим периферийным зрением, чем лишиться зрения вообще. Можете сами попробовать, наложите повязку на глаз на следующие полчаса, а потом, представляя себя лезущим в трюм пиратом, сходите в сортир.

В действительности, этот метод настолько удобен, что до сих пор используется американскими военными. Инструкции при действиях в ночное время рекомендуют при ярком свете держать один глаз закрытым, чтобы в потёмках сохранять способность видеть.

4. На всех пиратских кораблях есть флаг с черепом и костями

Миф:

Классический Весёлый Роджер стал настолько ассоциироваться с пиратством, что даже не обязательно писать само слово «пират», и так всё понятно. Этот пиратский атрибут обязательно используется буквально в каждом фильме про пиратов.

Иногда кости заменены двумя скрещенными саблями, как, например, у Барбоссы в Пиратах Карибского моря, но по большей части, это всегда череп и скрещённые кости (сабли).

Изображение: Флагопромышленность во времена Барбоссы была на удивление высокотехнологичной

Но это же имеет смысл, верно? Цель пиратов была в том, чтобы запугать моряков до усрачки, и пока те вытряхивают подливу из обфурыканных подштанников, беспрепятственно попятить их драгоценный лут.

Правда:

На самом деле, если вы видите, как к вам приближается пиратский корабль, и видите развевающийся чёрный флаг, считайте, что вам повезло — пираты склонны вас пощадить. Настоящий «боевой флаг» носил явно более минималистичный дизайн «просто красного». Историки считают, что термин Весёлый Роджер (англ. «Jolly Roger») происходит от «jolie rouge», что в переводе с французского означает «красный» или «красноватый».

Кроме того, дизайн чёрного флага от корабля к кораблю сильно разнился: всего несколько капитанов использовали череп и скрещённые кости, в частности, Эдвард Ингленд и Кристофер Кондент. А, например, пират Чёрная борода использовал странный флаг со скелетом, держащим песочные часы, и прокалывающий истекающее кровью сердце.

Вообще, песочные часы были весьма распространённым элементом на пиратских флагах, поскольку они символизируют неизбежность смерти. Капитаны Уолтер Кеннеди и Жан Дюлайен так же использовали часы, правда, в их случае часы держал голый человек, держащий в другой руке меч:

А некоторые, вроде Томаса Тью, ленились изображать на флагах таинственные знаки, удовлетворившись плохо намалёванной рукой, держащей кортик:

Однако большинство пиратов не занимались подобными художествами вообще, ограничиваясь или полностью чёрными, или полностью красными флагами.

Кстати, в музее Флориды есть один из всего двух сохранившихся до нашего времени подлинных пиратских флагов. В этом случае он выглядит, как ему и положено в соответствии с нашими представлениями:

3. В пираты идут разочаровавшиеся в честном образе жизни моряки

Миф:

Если судить по популярным источникам, рассказывающим о жизни пиратов, то вся их жизнь представляла из себя грабежи, битвы и накапливание трофеев, так что решение о том, чтобы вступить в их партию целиком основывалось на вашей склонности к такому образу жизни.

Правда:

На самом деле, подавляющая часть пиратов состояла из честных моряков, которые забросили свою работу, потому что условия были ужасающими. Лишь небольшая часть их стала пиратами потому, что им нравилось быть вне закона. Работа моряка во времена пиратов была одной из самых отвратительных, какие только можно себе представить, а если они жили под британскими законами, большинству из них не обязательно было даже подписываться на неё — королевский флот их банально похищал.

Серьёзно, в какой-то момент половина британского флота состояла из людей, принудительно завербованных нанятыми для этого головорезами, которые рыскали по портам, выискивая тех, у кого был полный набор конечностей. Насильно завербованным платили меньше, чем добровольцам (если вообще платили), и они были прикованы к судну на то время, когда оно заходило в порт.

То есть это помимо штормов, большой плотности населения на квадратный метр палубы и тропических болезней, которые делали и без того несладкую жизнь моряков ещё менее привлекательной. В результате, 75 процентов завербованных погибали в течение следующих двух лет. Так что когда пираты захватывали их судно, и в качестве альтернативы смерти и постоянного унижения предлагали им пиратскую жизнь, большинство из них, говорили, «к чёрту, согласен!». В пиратских фильмах всегда существует чёткая разница между чистыми и законопослушными моряками, и отвратительными, грязными и ущербными пиратами. В жизни же, они по существу являлись одним и тем же.

Институт салабонства у пиратов развит не был, так что если вы достаточно сообразительны, то очень скоро могли сделать карьеру успешного пирата, как, например, в случае Чёрного Барта, моряка, которого захватили пираты, а всего через 6 недель он стал их капитаном.

2. Пираты предпочитали закапывать свои сокровища

Миф:

Это кажется, основное занятие, которым занимаются пираты, верно? Награбить сокровищ, схоронить в сундук, зарыть его где-нибудь, а затем нарисовать карту, чтобы не забыть, где они их закопали. Если верить играм жанра RPG, то весь мир завален сундуками с сокровищами, о которых владельцы забыли.

Пираты Карибского моря продемонстрировали нам, что пиратская жизнь не ограничивалась лишь закапыванием и дальнейшим поиском сокровищ, но, тем не менее, они всё равно были довольно важной частью сюжета. Ну не могли же они совсем игнорировать краеугольный камень пиратского существования, потому что пираты в реальной жизни действительно этим занимались.

Правда:

Да, пираты закапывали свои сокровища… целых три раза. Но никто из них не озаботился рисованием карты, что означает, что таких карт не существует в природе.

Мало того, что карт сокровищ не существует — они просто не были необходимы, поскольку награбленное добро находили почти сразу же. Первый пират, который, как мы точно знаем, закопал свои сокровища, был сэр Френсис Дрейк, который в 1573 году ограбил испанский вьючный караван, перевозивший золото и серебро, и закопал часть награбленного вдоль дороги, поскольку за одну ходку его было слишком тяжело перевозить. По всей видимости, сокровища были не очень тщательно спрятаны, поскольку к моменту прибытия за остатками, Дрейк с командой обнаружили, что испанцы нашли и выкопали бо́льшую часть драгоценной заначки.

Внутри была записка, «Фига тебе, Дрейк»

Другой известный пират по имени Рош Базильяно под пытками Испанской инквизиции признался в том, что закопал более ста тысяч песо недалеко от Кубы. Поблагодарив за наводку, мучители его убили. Капитан Уильям Кидд, как говорят, закопал часть сокровищ возле Лонг-Айленда (остров в штате Нью-Йорк; прим. mixednews) в 1699 году, но опять таки, почти сразу после припрятывания клад был найден властями, и использовался против него в качестве доказательства. Вот и всё. Если и были ещё захороненные сокровища, то нет и не было никого, кто мог бы это доказать.

Однако продолжают существовать слухи о том, что сокровища капитана Кидда так и не были найдены, а этого достаточно, чтобы захватить воображение писателей и художников во всем мире.

Легенда Кидда вдохновила Вашингтона Ирвинга на его «Путешественника» в 1824 году, и Эдгара Аллана По с его «Золотым Жуком», написанным в 1843-м, где среди прочего обсасывалась идея с пиратской картой сокровищ. Работа Ирвинга оказала влияние на «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, и так это заблуждение стало гулять по миру.

Мой мем будет жить в веках

1. Пираты грабили в основном золото

Миф:

Практически в каждом пиратском фильме обязательно присутствуют горы пиратского золота (вспомните золотые россыпи первых «Карибских пиратов).

Часто весь сюжет крутится вокруг получения или сохранения золота, как, например, в «Пиратах», Полански, или в «Острове Головорезов».

Но пираты действительно совершали налёты на корабли, и грабили золото: это исторический факт. Зачем бы ещё им грабить корабли? Что для пирата может быть ещё более важным, чем богатство?

Правда:

Как насчет мыла? Или еды? Свеч, швейных инструментов и других до безобразия пошлых предметов обихода? Когда пираты захватывали корабль, награбленным зачастую оказывалась банальная солёная рыба, или товары для колоний. Но им этого было вполне достаточно.

Богатство не спасёт от голода

Пираты являются большими поклонниками золота и серебра, но ещё больше им нравится не помереть с голоду посреди океана, или потонуть, потому что у них не было необходимого оборудования для ремонтных работ на своих кораблях. Будучи вне закона, они не могли просто зайти в первый попавшийся порт, и загрузиться всем необходимым. Так же они совершали налёты с целью пограбить что-то скучное вроде пороха и навигационных инструментов. А для тех, кто обретался в водах тропического климата, настоящим сокровищем был сундук с медикаментами.

А если они натыкались на кучу денег (что иногда всё же происходило), то предпочитали немедленно разбазаривать их в пиратских бухтах вроде Порт-Ройял, нежели с умом их во что-то инвестировать.

Отнесу в инвестиционный фонд Дейви Джонса

По данным Международной морской организации, современное пиратство подразделяется на три вида :

Первый вид – это когда вооруженные шайки пиратов атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности. Нападение длится примерно 30-60 минут. Добычей морских бандитов становятся наличные деньги экипажа и пассажиров судна, а также часть груза, если он представляет для них интерес. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.

Для второго вида характерно жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных местных банд, обычно сопровождаемое убийствами, нередко истреблением всего экипажа судна, и захватом груза. Это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.

Третий вид – хорошо скоординированные действия международных организованных бандгрупп по захвату кораблей с особо ценными грузами. При этом экипаж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого обычно продается по подложным бумагам или используется для собственных целей. Это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.

По методам действий пираты делятся на два типа - "индонезийский" и "сомалийский". Первый тип, распространенный прежде всего в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.

Характеристика нынешних пиратов

1. Комплекс Робин Гуда

Многие сомалийские пираты считают самих себя хорошими людьми. И в какой-то момент они были хорошими. После падения сомалийского правительства в 1991 году соседние страны начали незаконный лов рыбы в территориальных водах Сомали. Первыми пиратами были просто разгневанные рыбаки, которые захватывали иностранные суда и требовали "пошлину". Но поскольку незаконный лов продолжался, первые пираты объединились и провозгласили себя "береговой охраной". Они утверждали, что будут заботиться о территориальной целостности Сомали, пока в стране не появится правительство.

Впрочем, они были не одиноки. Другие пираты дебютировали, грабя суда ООН, доставлявшие продовольствие в сомалийские лагеря беженцев. Они утверждали, что, если они не заберут продовольствие, его захватят полевые командиры. В их заявлениях был смысл. Полевые командиры в 1990-е годы захватили значительную часть гуманитарной помощи, поступавшей в Сомали.

Но с годами пиратство превратилось в бизнес стоимостью миллионы долларов. Сегодня пираты не скрывают свои мотивы и прямо говорят, что их интересуют только деньги.

2. Никто не зарабатывает столько, сколько пираты

По некоторым оценкам, в 2008 году пираты заработали $150 млн., таким образом, пиратство стало крупнейшей индустрией в Сомали. По существу, удачливые пираты сейчас являются самыми завидными женихами. В то время как заработки мелких бандитов это пятизначные цифры, главари зарабатывают $2 млн. в год, и это в стране, гдк можно пообедать меньше чем за $1. Сейчас многие пираты устремляются на новые пастбища, и с ними из Сомали уходят реальные деньги. Они покупают недвижимость на побережье Кении, где новые виллы растут, как грибы. Если вилла продается за несколько миллионов долларов, пиратам не проблема накинуть полмиллиона, чтобы кенийцы не задавали лишних вопросов.

3. Быть пиратом легко!

Промышлять пиратством может практически любой. Все, что для этого нужно, пистолет, алюминиевая лестница (чтобы взбираться на корабли) и моторная лодка. Главное, не надо опасаться, что с выбранного объекта откроют ответный огонь. По международным соглашениям, гражданским судам запрещено иметь на борту оружие, так как правительства не хотят, чтобы вооруженные корабли перемещались из порта в порт. Лучшей защитой от пиратов является скорость, но поскольку конструкция гражданских судов не предусматривает быстрый ход, пиратам нетрудно их догонять. У самых технологичных грабителей есть пулеметы и GPS, однако многие пираты почти не отличаются от рыбаков. Захватив судно, они либо грабят его, либо требуют выкуп за товары и экипаж. Выкуп за груз торгового судна составляет в среднем около $1 млн.

5. Пираты редко убивают людей, и этим опасны

Трудно отличить пиратов от рыбаков, пока они не взбираются на судно и не достают автоматы. Поэтому сдерживающая роль военных кораблей сводится к тому, чтобы плавать поблизости для устрашения. После того, как пираты захватывают судно, военные редко пытаются отбить его, так как при этом могут пострадать заложники. При всей агрессивности пиратов в 2008 году количество убитых невелико. Капитан одного судна, взятый в заложники, умер от естественных причин. Несколько человек погибли в перестрелках, пытаясь освободить заложников. Пираты предпочитают, чтобы заложники были здоровы. За каждого из них можно получитб тысячи долларов выкупа. К тому же из-за репутации пиратов, не причиняющих вреда заложникам, правительства не хотят наносить ответные удары, чего требуют судовладель

«БЫТЬ ПИРАТОМ - ЭТО КРУТО!»

«Сегодня никакого брифинга не будет, никаких комментариев», - перекрикивая шум волн заявил один из пиратов, захвативших украинское судно «Фаина» с 33 танками на борту, и отключил спутниковый телефон.

На кону - несколько миллионов долларов, которые пираты требуют в качестве выкупа за корабль и членов экипажа. Ему не до журналистов?

Но кто же эти современные пираты? Как выясняется, большинство из них - выходцы из Пунтленда, самопровозглашенного государства на востоке Сомали. И, как рассказывают местные жители, живут они в роскоши.

«У них есть все: и деньги, и власть. С каждым днем пираты становятся все влиятельнее», - говорит Абди Фарах Джуха, житель столицы Пунтленда - Гарове.

«Они берут в жены самых красивых женщин, строят огромные дома и покупают самые последние марки машин и новейшее оружие, - добавляет он. Пиратство не только социально приемлемо, оно стало в какой-то мере модным».

Средний возраст «морских волков» колеблется от 20 до 35 лет. И для них это в первую очередь не романтика, а возможность прилично. Средний размер выкупа, получаемого за захват судна, - два миллиона долларов. Для раздираемой конфликтами последние 17 лет Сомали это немалые деньги - особенно в стране, где около половины населения нуждаются в гуманитарной помощи.

По данным британского Королевского института международных отношений Chatham House, общая сумма выкупов, выплаченных пиратам с начала этого года, приближается к 30 млн. долларов. При этом запрашиваемые суммы постоянно растут - за освобождение украинской «Фаины» изначально требовали 22 млн. Потом сумма сократилась до трех миллионов.

В захвате «Фаины» с танками и 21 членом экипажа на борту приняли участие 62 человека.

По словам обозревателя Би-би-си по Сомали Мохаммеда Али, членов пиратских группировок можно условно поделить на три группы:

Бывшие рыбаки - «Мозг» всех подобных операций - знают море, как никто другой,

Бывшие военные- «Мускулы» пиратства - люди с опытом военных действий в многочисленных конфликтах между кланами в Сомали,

Технические эксперты - так называемые «Ботаники» - программисты и люди, помешанные на технических новинках. Они отвечают за необходимое пиратам оборудование: спутниковые телефоны, навигационные устройства и военную технику.

Самое удивительное, что конфликты внутри, пиратских группировок происходят крайне редко. Как говорит корреспондент Би-бй-си в Пунтленде Мохамёд Али, вымогателей сплачивает перспектива заработка и дележки денег. Именно поэтому, когда появилась информация о возможной перестрелке на «Фаине», представитель пиратов ее категорически опроверг: «Мы просто стреляли в воздух, отмечая завершение Рамадана. Все счастливы».

Судя по всему, основная масса вооружения сомалийских пиратов поставляется из соседнего Йемена. Часть закупается прямо в столице Сомали - Могадишо.

Причем перевод денег осуществляется по традиционной в мусульманском мире системе, основанной не столько на документах, сколько на доверии и клановой принадлежности.

Недавно в прессе появились сообщения о том, что к финансированию пиратства, якобы, каким-то образом причастны влиятельные бизнесмены из Саудовской Аравии. Но, как указывают в Сомалийской Службе Би-би-си, наоборот, сами бизнесмены все чаще обращаются к пиратам за ссудами. Не удивительно, что при такой доходности «бизнеса» и отсутствии альтернативы к пиратству обращается все больше молодежи. «Это оказывает негативное влияние на многие аспекты жизни в Гарове», - товорит один из жителей столицы Пунтленда Моха-мед Хасан. По его словам, вливание в оборот миллионов долларов приводит к девальвации валюты и росту цен. «Из-за них все больше людей употребляют наркотики и алкоголь, - отмечает Мохамед Хасан.- Они себя называют не пиратами, а береговой охраной».

Робин ХАНТЕР, Би-Би-Си, Лондон

Наиболее удачливые члены пиратских банд сумели построить себе виллы и выбиться в люди. 27-летний Али Ахмад получил свою долю -140 тысяч долларов за участие в нападении на французскую суперяхту Le Ponant. Он выстроил себе резиденцию в Галькайо, купил джип "Тойота" и вторую жену. Шесть его товарищей были захвачены во время рейда французских коммандо в Эйль и сейчас ожидают суда во Франции.

Али Ахмад между тем процветает - он купил грузовик, киоск по продаже хата и скоростной катер. Катер он сдает в наем банде пиратов, которые платят ему долей в полученном выкупе. В последний раз он получил 40 тысяч долларов. Ухмыляясь, он говорит: "Хорошая трансакция".

Членство в "Береговой Гвардии" рассматривается местным населением как своеобразный знак почета. Оно представляет свободный пропуск через блок-посты и доступ к товарному кредиту местных коммерсантов. Члены банды стали даже героями популярного комикса, в котором прекрасная женщина бросает члена исламской милиции и отправляется навстречу новой прекрасной жизни вместе с "хозяином морей".

Тем не менее нападение на суда, перевозящие продовольствие ООН (ооновское продовольствие составляет 40% потребляемого в стране), для Сомали значительно подпортило пиратский имидж. Власти соседней провинции Пунтлэнд посчитали, что им более выгодно сотрудничать с Западом. В результате больше сотни пиратов оказались за решеткой в столице провинции городе Бусассо. Представитель пунтлэндских властей сообщил, что им грозит наказание "между 15 годами лишения свободы и смертной казнью".

Чем современные пираты XXI века отличаются от тех, что грабили суда во времена Христофора Колумба?

На самом деле различий мало. В отличие от тех пиратов, которые описываются в приключенческих книгах и фильмах, где они наделены геройскими качествами, настоящие морские грабители прошлого всегда были беспощадными и жестокими. Они не испытывали никакой жалости к своим жертвам. Современные пираты остались такими же коварными и беспощадными, только стали еще более изощренными, чем раньше. Чтобы понять, какие они, нужно их видеть и видеть то, на что они способны.

Есть ли у пиратов иерархия?

Я могу выделить две группы пиратства: низшую и высшую. На низшем уровне орудуют простые бандиты. У них нет никакого продуманного плана операции, и они действуют по принципу “повезет - не повезет”. Их целью, как правило, становятся небольшие суда. Они падки на личные ценности, деньги и прочую мелочевку и не всегда убивают людей. Но и они тоже представляют большую угрозу, ведь во время атаки пиратов судно в течение 40 минут или более остается бесконтрольным и может напороться на рифы, попасть в водоворот или подвергнуться другим опасностям, что грозит гибелью людям на борту. Пираты более высокой ступени готовятся к нападениям с особой тщательностью, организуют серии налетов, нацеленные на угон корабля и кражу груза, который может оцениваться миллионами долларов. Бывали случаи захвата корабля с целью взятия пассажиров в заложники и удержания их до получения выкупа. Часто случается, что даже после получения пиратами требуемой суммы заложников убивали.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность – от 8–10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность – около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

В XXI в. пираты оказались в идеальном положении, поскольку в отличие от прошлых веков ныне торговые и пассажирские суда практически беззащитны. Их экипажи не имеют ору

Говоря о пиратах, мы представляем себе героев «Острова сокровищ» или голливудских красавцев вроде Джонни Деппа, в общем – приключения, а не встречу с настоящими бандитами. Культурный миф столь силен, что мы упорно не видим проблемы, пока не столкнемся с ней лицом.

жия, в лучшем случае пистолет есть у капитана.

Питер Т. Лисон, профессор экономики Университета им. Джорджа Мейсона, в своей книге «Невидимый крюк»

Есть и другие общие параллели между современными сомалийцами и пиратами начала XVIII века. К примеру, Сомали не существует как государство практически со времен окончания холодной войны, когда властный диктатор Мухаммед Сиад Баре был свергнут, а его обширный арсенал попал в руки кланов, которые составляют основу сомалийского общества. Несмотря на то что с тех пор было сформировано и признано международным сообществом более дюжины «переходных правительств», ни одному из них не удалось подавить активность представляющих кланы боевых группировок. В результате, нынешние молодые сомалийцы, по сути, оставались людьми без гражданства на протяжении всей сознательной жизни. Подобным же образом, отмечает Лисон, 300 лет назад «большинство будущих пиратов порывали всякие связи со своим государством прежде, чем им исполнялось тридцать», и «их не волновал никакой другой флаг, кроме черного, под которым они шли». И сомалийцам, и морским скитальцам былых времен, чтобы сохранить надежный источник дохода и стабильный жизненный уклад, пришлось искать убежище вне государств.

Вплоть до последнего времени сомалийские пираты встречали минимальные препятствия своей деятельности. Но, также как исключительный успех старинных пиратов заставил когда-то Британию объединить свои силы, дабы стереть их с лица Земли, вторжение сомалийцев в сферу торговых и стратегических интересов Соединенных Штатов, а также держав Европы, Азии и Персидского залива дает ныне толчок к формированию антипиратской коалиции. Возглавляемая США Объединенная оперативная группа 150 - включающая, главным образом, корабли Авианосной ударной группы ВМС США имени Рузвельта и, посменно, несколько кораблей других, в основном европейских, стран - патрулирует побережье Сомали, начиная с 2002 года, а ее миссия состоит теперь не только в контрраспространении и контртеррористической деятельности, но и в противоборстве пиратству. С целью защиты собственных морских перевозок в регион направили военные суда Малайзия, Россия и Индия, а НАТО и Е вропейский Союз послали свои корабли патрулировать область, где промышляют сомалийцы.

Если пираты XVIII века, сумевшие пережить облаву военно-морских сил, могли, по крайней мере, вернуться на родину, то у сомалийцев нет такой возможности. Единственное, что они могут - это вернуться в погруженные в анархию земли Сомали и заняться разбоем на суше. На самом деле сомалийские пираты - богатые, вычурно разодетые и тяжело вооруженные - успели стать большими шишками у себя дома. Они могут позволить себе подождать, пока не спадет международное внимание к ним, и затем возобновить свой морской бандитизм, как это сделали многие помилованные пираты 1700‑х. Вытесненные более двух лет назад финансируемыми США эфиопскими войсками из Могадишо, исламистские боевики - которые вели активную борьбу с пиратами - теперь угрожают вернуть себе фактическую власть. Вотчиной нерелигиозных боевиков, имевших меньшую свободу действий на суше, стала - а возможно, будет и в дальнейшем - морская территория.

Успешные антипиратские действия Великобритании начала 1700‑х подсказывают возможные меры по противодействию сомалийским пиратам: введение системы законных санкций по принципу кнута и пряника и обеспечение возможности оперативно приводить их в исполнение. В 2008 году ООН приняла резолюцию, объявлявшую борьбу с пиратством международным долгом стран - членов организации и разрешавшую им преследовать пиратов в сомалийских территориальных водах. Но поскольку основная часть военно-морских сил сосредоточена на решении других неотложных задач, поддержание их присутствия, достаточного для упреждения или отражения значительного количества пиратских нападений, остается трудновыполнимым. И даже если бы все затронутые страны ввели на территорию свои патрули, их действия по наблюдению за различными секторами пиратского промысла нужно было бы координировать через центральный командный пункт. Это само по себе представляет крайне трудную дипломатическую задачу.

Книга Лисона ясно дает понять, что при всех стараниях, вложенных британским парламентом в разработку антипиратских законов, не было никаких шансов покончить с пиратством до тех пор, пока в 1717 году король не направил эскадры для того, чтобы взять под контроль два главных пиратских порта на Багамах и на Мадагаскаре. Лишившись доступа к ним, разбойники были вынуждены рассеяться по всему земному шару и стали более уязвимыми. В нынешней ситуации проведение сходного маневра предполагало бы военное вторжение в Сомали. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности и создания государственных структур, в Сомали, подобно тому как это было в Афганистане, понадобилось бы разместить множество военных для принуждения к миру и гражданских для восстановления инфраструктуры. Но, учитывая сохраняющуюся потребность в войсках на территории Ирака и Афганистана, основные военные державы не располагают ресурсами, достаточными, чтобы обеспечить коалицию или миротворческую операцию ООН. Что касается африканских войск, то их не хватает даже для урегулирования уже существующих конфликтов в Судане, южном Сомали и других странах. Горький опыт американцев по проведению гуманитарной интервенции в Сомали в начале 1990-х, кульминацией которого стал инцидент, известный как «падение Черного ястреба», также заставляет задуматься, прежде чем начинать силовую интервенцию. Поэтому международному сообществу следовало бы максимально использовать дипломатию и стремиться наладить беспрецедентно активный и устойчивый диалог.

Правда, венчающая «Невидимый крюк», состоит в том, что пираты, исходя из логики своего мира, действуют рационально. То же самое касается и террористов, так что противоборствующая сторона никогда не решит проблему, попросту объявив их сборищем безумцев. Действительно, недавние исследования, например, «Умереть ради победы: стратегическая логика террориста-смертника» Роберта Пейпа, дают понять, что те, кто так делает, совершают явную глупость. Стоит процитировать доблестного Джека Воробья: «Что до меня, я нечестен, и я нечестный человек, в нечестности которого вы всегда можете быть уверены. Честно говоря, это с честных надо не спускать глаз, ведь никогда не знаешь, когда они выкинут что‑нибудь невероятно глупое».

Сомалийские морские разбойники (их возраст в среднем от 20 до 35 лет) при захвате торговых судов, идущих через залив, сносно обращаются с заложниками, редко ругаются и между собой, так как жизненная потребность в выкупе сплачивает их.

Обычно банда состоит из пиратов трех типов: 1) мозговой центр - бывшие рыбаки, знающие море как свои пять пальцев; 2) боевая мощь - бывшие ополченцы, некогда сражавшиеся на стороне тех или иных кланов в Сомали; 3) техники - эксперты по всяческому оборудованию: от компьютеров до спутниковых телефонов и оружию нового поколения.

Сомалийские пираты довольно хорошо организованы. Ведь для захвата судна необходима масштабная подготовка: это и закупка необходимого вооружения, и поиск переводчика, который бы общался с заложниками, - поведал в беседе с “МК” Ноэль ЧУНГ, глава базирующегося в Куала-Лумпуре антипиратского центра Международного морского бюро.

Известно о четырех главных бандах, оперирующих в этом регионе. Первая - “Национальная добровольческая береговая охрана” под предводительством некоего Гараада Мохамеда - специализируется на перехвате мелких судов в южной части залива. Банда “Marka” и “Пунтлендская группа” состоят в основном из обычных рыбаков и слабо организованы. Но есть на Африканском Роге и реальная военная мощь - так называемые “Сомалийские моряки”. Эта группа построена по принципу армии: в ней есть флотский адмирал, вице-адмирал и даже руководитель финансовых операций.

Оружие бандиты закупают в Йемене, хотя нередко арсенал удается раздобыть и в сомалийской столице - Могадишо. Причем сделки заключаются, как говорится, на честном слове. То есть у торговцев оружием лежит депозит. Курьер просто приезжает и забирает “товар”, покупатель платит за него уже при получении. В основном пираты предпочитают автоматы Калашникова, 7,62-мм самозарядные пистолеты Токарева (ТТ-30) и в качестве последнего аргумента - гранатометы РПГ-7.

Примечательно, что сами корсары называют себя не пиратами, а береговой охраной. Кстати, это далеко не пустые слова: разбойники действительно отпугивают иностранные рыболовецкие суда, которые, будучи обычно лучше оснащены, раньше собирали огромный улов, оставляя местных рыбаков голодать.

Официально международное сообщество признает в качестве единственной законной власти в стране лишь федеральное правительство Сомали, однако последнее контролирует только кусок столицы - города Могадишо. Как жить остальной части несуществующего государства, определяют бандиты.

Некоторое время назад в порту Харадхер морские разбойники открыли собственную биржу. Она работает 24 часа в сутки, и приобрести на ней акции самопровозглашенных пиратских фирм может каждый. И притом не только за деньги, но и за оружие, наркотики или что-то еще, что может показаться пиратам полезным. Всего таких компаний, разместивших на бирже свои акции, больше 70. А держателями ценных бумаг являются не только местные банды и жители, но и сомалийские диаспоры других стран. Сами бандиты уверены, что финансовый кризис им нипочем: если море не будет сильно штормить, свой “улов” они принесут.

И все же этому рынку не хватает организованности.

Если бы на рынке появились настоящие бизнесмены, то они могли бы поставить все на широкую ногу, - поделился своим мнением в беседе с “МК” главный редактор сетевого журнала “Морской бюллетень” Михаил ВОЙТЕНКО. - Самым оптимальным решением для них было бы собрать побольше “солдат удачи”, бывших военных и профессиональных бандитов, и обеспечить более-менее гарантированные результаты захватов. Но они это не сделали и не сделают, так как они слишком разобщены.

В некоторых случаях пираты при захвате не заинтересованы в грузе и даже экипаже: они ограничиваются тем, что забирают личные вещи моряков. Но даже это - огромная добыча, ведь на корабле чаще всего удается найти множество ноутбуков, дорогостоящей аппаратуры и наличных денег, которые каждое судно обязано возить в своей кассе для уплаты различного рода издержек.

Сейчас, 300 лет спустя, пиратство снова в моде. Сомалийские пираты, промышляющие в Индийском океане и Аденском заливе, - самые дерзкие и деятельные, зато другие прочесывают геостратегически важные Малаккский пролив и Южно-китайское море. В сентябре прошлого года сомалийские пираты атаковали и захватили украинское торговое судно, груженное танками, тяжелым оружием и боеприпасами. Даже будучи окружены американскими и русскими военными кораблями, пираты удерживали контроль над судном вплоть до февраля, когда его владельцы выплатили выкуп в размере 3,2 миллионов долларов. В последующие дни сомалийцы угнали саудовский нефтяной супертанкер, перевозивший два миллиона баррелей нефти в почти 500 милях от Сомали, и захватили шедший под флагом Гонконга иранский корабль, перевозивший китайское зерно. В целом, сомалийские пираты в 2008 году совершили 124 нападения, что на 80% больше, чем в 2007 году, и получили, по имеющимся сведениям, свыше 50 миллионов долларов чистой прибыли. После Нового года пираты стали еще отчаяннее. В апреле 2009 года они впервые атаковали корабль под флагом США - «Маерск Алабама», перевозивший продовольствие и сельскохозяйственные продукты для организаций гуманитарной помощи в Кении. Команде вскоре удалось вернуть себе контроль над судном, а ВМС США освободили взятого в плен капитана, но эта операция имела крайне сомнительный «сдерживающий» эффект, так как пираты пообещали нанести ответные удары по американским целям.

Хотя Лисон и не уделяет много места анализу современного пиратства, он все-таки делает несколько интересных наблюдений. Например, он замечает, что хотя большинство современных пиратов существенно отличаются от старинных, не проводя много времени в море, сомалийские пираты напоминают классических своей готовностью оставаться в открытом море на протяжении длительных периодов времени, своим эгалитарным принципом разделения добычи, созданием системы «социального страхования» для компенсаций семьям погибших пиратов и введением элементарного писаного «пиратского кодекса», включающего правила обращения с пленниками.