Консультация для воспитателей игры по экологии. Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника». «Домик для птички»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию .
Человек - часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем .
В своей работе я применяю игровую деятельность. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе я использую многие виды игр. С малышами провожу очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Такие игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Классификация экологических игр :
Ролевые;
Имитационные;
Соревновательные;
Дидактические;
. игры-путешествия .
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности : «Больница для животных» , «Магазин «Фрукты и овощи» », «Лесная аптека» и др.
Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил .
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как : КВН, конкурсы, «Поле чудес» ,экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний , умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д.
Например : «Поездка в зоопарк» , «Прогулка в лес» , «Посещение выставки картин о природе» , «Поездка в деревню к бабушке» и др.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в моей работе с дошкольниками : «Кто потерялся?» , «Узнай по вкусу» , «Чудесный мешочек» , «Две корзины» , «Что будет, если?» , «Птицы, рыбы, звери» , «Цепочка» , «Воздух, земля, вода» , «Летает, плавает, бегает» и др.
В свой работе с дошкольниками по экологическому воспитанию я использую интегрированный подход:
Предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности,
Музыки,
Изобразительной деятельности,
Физической культуры,
- игры ,
Театральной деятельности,
Литературы,
Моделирования,
Просмотра телепередач,
Экскурсий,
Организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на своих занятиях по экологии было отмечено , что дети моей группы стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
Наталья Дюмаева
Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию . Человек – часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем .
Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность , вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.
Классификация экологических игр :
Ролевые;
Имитационные;
Соревновательные;
Дидактические;
игры-путешествия .
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности : «Больница для животных» , «Магазин «Фрукты и овощи» », «Лесная аптека» и др.
Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил .
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как : КВН, конкурсы, «Поле чудес» , экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний , умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например : «Поездка в зоопарк» , «Прогулка в лес» , «Посещение выставки картин о природе» , «Поездка в деревню к бабушке» и др.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками : «Кто потерялся?» , «Узнай по вкусу» , «Чудесный мешочек» , «Две корзины» , «Что будет, если?» , «Птицы, рыбы, звери» , «Цепочка» , «Воздух, земля, вода» , «Летает, плавает, бегает» и др.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено , что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию .
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем .
В своей работе я применяю игровую деятельность. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе я использую многие виды игр. С малышами провожу очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Такие игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Классификация экологических игр :
Ролевые;
Имитационные;
Соревновательные;
Дидактические;
игры-путешествия .
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности : «Больница для животных» , «Магазин «Фрукты и овощи» », «Лесная аптека» и др.
Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил .
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес» , экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний , умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д.
Например: «Поездка в зоопарк» , «Прогулка в лес» , «Посещение выставки картин о природе» , «Поездка в деревню к бабушке» и др.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в моей работе с дошкольниками: «Кто потерялся?» , «Узнай по вкусу» , «Чудесный мешочек» , «Две корзины» , «Что будет, если?» , «Птицы, рыбы, звери» , «Цепочка» , «Воздух, земля, вода» , «Летает, плавает, бегает» и др.
В свой работе с дошкольниками по экологическому воспитанию я использую интегрированный подход:
Предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности,
Музыки,
Изобразительной деятельности,
Физической культуры,
Игры,
Театральной деятельности,
Литературы,
Моделирования,
Просмотра телепередач,
Экскурсий,
Организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на своих занятиях по экологии было отмечено , что дети моей группы стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию . Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем .
Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность , вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.
Классификация экологических игр :
Ролевые;
Имитационные;
Соревновательные;
Дидактические;
игры-путешествия .
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности : «Больница для животных» , «Магазин «Фрукты и овощи» », «Лесная аптека» и др.
Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил .
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как : КВН, конкурсы, «Поле чудес» , экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний , умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например: «Поездка в зоопарк» , «Прогулка в лес» , «Посещение выставки картин о природе» , «Поездка в деревню к бабушке» и др.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками: «Кто потерялся?» , «Узнай по вкусу» , «Чудесный мешочек» , «Две корзины» , «Что будет, если?» , «Птицы, рыбы, звери» , «Цепочка» , «Воздух, земля, вода» , «Летает, плавает, бегает» и др.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено , что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
Консультация для родителей «Игры экологического содержания».
Цель : развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.
Вступительное слово:
Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.
- Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
- Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
- Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).
Сегодня на консультации хотелось бы дать познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе, наша встреча сегодня пройдёт в форме игры. То есть вы сегодня будете активными участниками игрового процесса.
- 1. Игра «Цепочка».
Ведущий называет о бъект живой или неживой природы, а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.
- Игра «Да, нет».
На все вопросы в этой игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой объект живой или неживой природы мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только упомянутыми словами.
- 3. Игра «Ассоциации».
Участники по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом выстраивается ассоциативная цепочка.
- 4. Игра «Вершки-корешки».
Ведущий называет или показывает овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
- 5. Игра «Береги природу»
На фланелеграфе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воду и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Заключительное слово: Надеюсь, все участникам нашей игровой консультации будут играть со своими детьми не только дома, но и на прогулках, в транспорте, на пикнике, пляже и т.д. (родителям раздаются памятки с правилами игр, в которые играли).
Памятка для родителей
«Игры экологического содержания»
Игра «Цепочка». Ведущий называет о бъект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет ». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- дождь, снег, облако, роса;
- роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
- корова, волк, овца, кролик;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- ель, берёза, яблоня, осина;
- лиса, свинья, лось, кабан
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- лес, парк, роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу» . Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь ». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родител ь бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Роди тель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Подготовила: Мальшакова Е.А.,воспитатель