«Вы знали, куда шли!» Почему я стал врачом, но не могу смириться с нищенской зарплатой и ужасными нагрузками. Врач - это профессия души О получении практических навыков

Почему я решила стать врачом?

Я не могу вспомнить тот момент, когда я впервые задумалась о том, какова будет моя профессия. Но я точно знаю, что мой выбор - это ответственный и обдуманный шаг. Есть множество факторов, которые повлияли на мой выбор.

Например, моя прабабушка, медицинский работник по образованию, спасала жизни во время Великой Отечественной войны. Её рассказызаставляли меня, ребёнка начальных классов, серьёзно задумываться. Однажды, выполняя свой долг, вытаскивая раненого с места боевых действий, она получила ранение осколком мины, после долгой реабилитации она вновь вернулась в медицину. Всю жизнь, рана на теле и в душе не давала спокойно жить. Прабабушка всегда с таким упоеньем рассказывала о своей профессии и с какими выдающими врачами она работала, известными на весь мир. А я внимательнейшим образом слушала её и по - доброму завидовала.

Также, большое влияние на меня оказали школьные годы, а именно, литература, прочитанная мною за это время. Здесь я могу приводить бесконечное множество авторов и их произведений, таких как Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Записки юного врача»; Антон Чехов и огромное количество произведений посвященные врачебной тематике; Борис Пастернак «Доктор Живаго»; Александр Солженицын «Раковый корпус» и многие другие книги. Я люблю читать, но книги, в которых затрагивается проблема врача, отношений пациента и врача, которая интерпретируются как отношения человека и общества, человека и государства, была мне очень интересна и понятно. Меня всегда удивляло поведение врачей, в различныхописанных ситуациях, их объективное мнение, решительность и уверенность!

На ряду с художественной и научно-популярной литературой большое влияние на меня оказали, и до сих пор оказывают, кинофильмы разных времен. Например, советский художественный фильм «Дорогой мой человек» ; «Наркоз»; «Доктор Хаус»; «Анатомия страсти»; «Патология» , но больше всего меня впечатлив фильмкинорежиссёра Милоша Формана- «Пролетая над гнездом кукушки» с прекрасной актерской игрой. В большинстве своём, фильмы построены так, что линии любви и профессии очень тесно следуют друг за другом, но ещё ближе показаны взаимоотношения пациента и врача/медицинского работника.

Я всегда стороной обходила вопрос: «Почему я выбрала профессию врача?», для меня он равносилен вопросу: «Почему я решила стать Человеком?», а кем я ещё могу быть? Я всегда была гиперактивным ребёнком, потом книги стали меня усмирять. Когда я начала понимать цену человеческой жизни, то стала задумываться о том, что я сама могу продлить человеку жизнь или оттянуть момент смерти, если стану онкологом или хирургом. Также, я могу делать человекакрасивее, если стану косметологом или пластическим хирургом. Если стану педиатром, то могу спасти не одну детскую жизнь. Чего уж так говорить о акушер-гинекологе, который каждый день принимает в наш мир чью-то новую жизнь. Мои родители никогда не настаивали в выборе моей профессии, у меня обычная российская семья: отец работает на заводе, мать - учителем в школе, но мне бы безумно хотелось, чтобы они гордились мной! Я хочу быть хорошим специалистом, я хочу помогать людям, меня не пугает сверхвысокая ответственность. Выбрать профессию - это как выбрать мужа - один раз и на всю жизнь и не должно быть никаких сомнений! Видеть глаза пациентов, которые благодарны тебе - ради этого стоит стать врачом!

Я ухожу из медицины. Осознание этого факта три месяца назад поразило меня больше, чем родных и знакомых. Было чему удивляться. Молодой перспективный врач, учёная степень, иностранные публикации, хорошая работа, отличные карьерные возможности. Жизнь успешна? Тогда почему набирало обороты осознание того, что это не моё место? А что тогда моё? Ответа на этот вопрос у меня ещё не было. Но понимание того, что дорога, которой я шла столько лет, гордо неся знамя уверенности в правильности выбранного пути и верности мечте, внезапно привела в тупик.

– Наша дочь будет врачом! – эта фраза, произносимая с неизменной гордостью, сопровождала меня всю сознательную жизнь. Я даже не помню, чтобы в детстве хотела быть кем-то другим. Ну, хотя бы учителем, если не космонавтом. Откуда взялась эта мечта у ребёнка – неизвестно. Это при том, что ни одного близкого живого примера я тогда перед глазами не видела. Но умело подхваченное и одобренное родственниками робкое желание быть врачом, пока выражающееся в играх в больницу с зайцами и медведями, быстро крепло и оформлялось во взрослое намерение поступать в медицинский вуз.

Этому помогала и неутолимая жажда чтения. Так уж вышло, что богатая домашняя коллекция классиков Булгакова, Чехова, Вересаева, Конан Дойля тоже вносила лепту в создание образа мудрого, доброго, внимательного и всегда готового помочь врача.

Что ж, романтический образ героя в белом халате сформирован, а значит можно покорять заветную вершину. Переезд из провинции, поступление в медицинскую академию, осознание своей взрослости и важности среди сверстников, выбравших более простые, как мне казалось, специальности. Это окрыляло и создавало иллюзию успеха. Я в белом халате, что ещё нужно для счастья?

Хотелось бы написать, что 10 лет учёбы в медицинском пролетели как один миг, но не буду. Это не так. Каждый год был по-своему сложен и одновременно интересен. Познание внутреннего мира человека оказалось не таким поэтичным и лёгким. Бесконечные зубрежки нового материала, непролазные дебри латыни, названия черепно-мозговых нервов, которыми кажется можно вызвать дьявола. Но неизменным бонусом шли самые лучшие друзья, самые весёлые вечеринки. И ох уж этот чёрный юмор, которым мы шокировали обычных людей из других вузов. Да-да, налёт исключительности присутствовал всегда. Не зря каждый студент медицинского считает своим долгом продефилировать в белом халате по улице. А уж открыть атлас по анатомии на самых интересных картинках в общественном транспорте – вообще классика студенчества.

Ещё одним подарком судьбы во время учёбы был на удивление лёгкий и быстрый выбор специальности. Замечали, как влюблённый в своё дело человек озаряет светом всё вокруг? Мне повезло. На 3 курсе я встретила сразу двух кардиологов от Бога, глубоко преданных своему делу и болеющих за каждого пациента. Выбор был определён. В последующие годы шаг за шагом шло изучение нелёгкой, но вдохновляющей перспективами профессии врача-кардиолога. Всё-таки болезни сердца – лидирующая причина смертности в мире, и я буду причастна к их изучению и лечению. Что там было про налёт исключительности? Я с головой погружалась в науку. Не пропускала ни одной новой книжки и конференции. Тогда я поняла смысл фразы – счастье познания. Это было оно.

Подходил к концу финальный восьмой год обучения. Но остановиться в изучении нового я уже не могла. Неисчислимое количество белых пятен на небосклоне медицинской науки манили, как манит очередная загадка хорошего детектива. Внутреннее преодоление, вызов самой себе, исследование неизвестных пока глубин – очередные ступеньки личностного роста. Моё очередное везение – вдохновляющий мудрый руководитель. В итоге – интересная тема, открывающая возможности раннего выявления самых смертельных болезней в мире. Огромное желание узнать её глубже, недюжинная сила воли и усидчивость – и вот, через 2 года досрочное торжественное присуждение ученой степени кандидата наук.

Учёная степень открывает многие двери. Однако в медицине имя заслуживается не только теоретическими трудами. Годы практики в самых разных условиях. Круглосуточные дежурства в отделениях неотложной кардиологии научили мгновенно принимать решения, бессонные ночи воспринимать обыденно, а отчаянье и нечеловеческую усталость побеждать чашкой кофе. Кардиологические консультации самых тяжелых онкологических пациентов научили не отводить взгляд, когда умирающий человек задаёт вопрос: “Доктор, а моё сердце это выдержит?” Сказать, что я этому привыкла? Нет, не могу. История каждого пациента проживалась и зачастую оплакивалась, как своя. И с этим вызовом медицины я так и не смогла справиться. Если продолжать работать, цинизм, как вторая кожа, не заставляет себя долго ждать. Но интуиция подсказывала, это не мой путь. Отказавшись от карьерного роста и привлекательной должности, ушла в поисках других мест и нового опыта, пока ещё в медицине.

Нравилось ли мне быть врачом? Да, очень! Видеть результаты работы в улучшении самочувствия своих пациентов, благодарность на лицах – это ли не главное? Но ещё я испытывала острую потребность в знаниях и новом опыте. Наука по-прежнему привлекала и создавала новые ориентиры впереди.

В поисках этих маяков я пришла в обычное кардиологическое отделение обычной городской больницы. Прекрасный коллектив, интересные клинические случаи, слава доктора Хауса маячит на горизонте. Внимание каждому пациенту, подробный сбор анамнеза, тщательная дифференциальная диагностика, самое правильное и нужное лечение – и вот они, плоды успеха. Это я искала в работе. И нет, волчанка встречается не так часто, как о ней говорят.

Внезапным открытием стала лопнувшая, как воздушный шар, иллюзия: главное, чем живёт больница – жизнь и здоровье пациентов. Перед этим всё остальное отступает на второй, третий и десятый план. Так думала и представляла себе я. Возможно, сейчас развенчаю чьи-то мифы, но подобные сериалы с нашей реальностью не имеют ничего общего. Разочаровываться всегда больно и неприятно. Понимать, что твоё представление о помощи пациентам не совпадает с принятыми стандартами и порядками. Больница – это огромный безучастный механизм, в бюрократических жерновах которого в пыль перемалывается искреннее желание помогать, спасать, улучшать. Приоритеты – в правильности оформления документации, не всегда логичной и за пределами здравого смысла. Не выйти за рамки бюджета, назначить препараты, у которых истекает срок годности, выполнить план по количеству госпитализаций – вот ежедневные трудовые подвиги героев в белых халатах. Когда уж тут заниматься наукой? Какое-то время я пыталась этому отчаянно сопротивляться. Но такая борьба оказалась не физиологичной. На выходе – психосоматика и потраченное впустую время и нервные клетки. Пытаться встроиться в систему, предварительно сломав свои убеждения и став удобной для кого-то, но для себя – нет, так тоже не могу.

Я ни в коем случае не обобщаю принцип устройства всех больниц. Мой опыт – лишь опыт отдельно взятого человека, хоть и примерившего на себя халаты нескольких больниц одного города.

В итоге я выбрала третий, самый простой и одновременно сложный путь – выйти из системы, которая не совпадает с моими убеждениями. Перестать быть винтиком в сложном механизме, собранном из нечеловеческих правил, стандартов и идей. Выйти, оставив там приятных мне, но выбравших другой путь людей.

Достижение мечты принесло свои плоды. Я познала и радость научных открытий, и горький вкус разочарований. Самый бесценный опыт научил меня главному – слушать себя и доверять внутреннему маяку.

А что с мечтами? Мечтать – полезно и нужно. Их исполнение – двигатель нашего развития. Вот только достигнув цели, не забыть спросить себя, то ли это, к чему я стремилась? Это приносит мне счастье и удовлетворение? Если нет, возможно, стоит – нет, не изменять мечте, а скорректировать её в соответствии с внутренним компасом.

Моя мечта – помогать людям – осталась со мной. Но я решила отправиться в самостоятельное плавание к единственно верному для меня маяку в медицине – развитию науки. Так что прощаться с белым халатом рано. Может об этом я и не мечтала в детстве. И пока не совсем понятны сроки и способы достижения цели. Но я там плавала и знаю, что не утону. Возможно, я старомодна, но верю, что даже маленькие достижения одного человека рано или поздно обязательно будут полезны миру и людям. Главное – оставаться целостным. Быть в гармонии с собой. А если окружающие не разделяют твоих взглядов и принципов – это не повод предавать себя. Это повод поменять окружение.

Выбор профессии врача. Как не ошибиться на всю жизнь?

Выбор будущей профессии – дело непростое и очень важное. Особенно, если это – выбор профессии врача. На этот путь нельзя вступать просто так или по велению родителей.

Тяжелую учебу в университете и ординатуре, врачебные практики и близкое общение с больными людьми невозможно вытянуть, не имея к этому настоящего желания. Прежде чем делать такой выбор, необходимо понимать суть профессии врача.

Врач и учитель – профессии древние и сложные, состояться в них может далеко не каждый. Лечение людей – не просто механический процесс диагностирования и назначения лекарств. Прежде всего, это сопереживание, стремление понять и помочь человеку выздороветь. Только тогда постоянное общение с больными будет приносить удовольствие.

Кто же может стать врачом? Сама профессия врача, описание которой легко найти в интернете или познакомиться с которой можно поближе, понаблюдав за врачебными буднями, может стать понятной. Но как узнать наверняка, соответствуешь ли ты по своим внутренним качествам этой деятельности? Это можно сделать с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Выбор профессии врача: кто способен лечить людей?

Людей, действительно способных к эмпатии и сопереживанию, не так много. Примерно 5%. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их, как обладателей зрительного вектора .

В жизни таких людей главную роль играет эмоциональность. Она у них очень ярко выражена и требует постоянной реализации. Высокая эмоциональная амплитуда способна разгоняться от печали и слёз до радости и счастья многократно в течение одного дня. Вообще, люди эмоциональные, способные к частой смене эмоций – только зрительники.

Кто-то строит дома, кто-то играет в футбол, кто-то пишет книги или делает мебель. Зрительники рождены для эмоций. Только не для себя, а для других. Нельзя назвать полноценной реализацией эмоциональности получение восторгов от каких-то зрелищ, созерцания красивых картинок или, что ещё чаще встречается, закатывания истерик.

Отправная точка в развитии зрительного вектора – страх смерти. Это эмоция, с которой рождается зрительник. Страх этот, разумеется, за себя любимого. А развитие заключается в том, чтобы научиться переносить страх с себя на других. И при развитии этого навыка нередко такой ребенок хочет стать врачом.

Почему я хочу стать врачом? Как возникает желание

Читая какую-то сказку или просматривая фильм, в котором главному герою приходится переносить тяготы и лишения, зрительный ребенок принимает это очень близко к сердцу и начинает переживать за него. Ему становится жалко героя, начинает плакать. Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, так зарождается сопереживание и уходит страх, преобразуясь в новое чувство – сострадание.

Если такой человек не получил достаточного развития в детстве, эмоциональность находит себя в негативных состояниях. Это может послужить причиной различных фобий, истерик, панических атак и других проблем.

Полноценная реализация зрительного вектора – это установление эмоциональных связей с людьми, которые нуждаются в помощи. Такое взаимодействие вызывает сопереживание у человека с развитой чувственностью. Это приносит состояние равновесия и наслаждение. Для тех, кто на это способен, выбор профессии врача – как раз то, что нужно для счастливой жизни.

Часто мы связываем свою жизнь с работой, которая не позволяет нам раскрыть полностью свой потенциал. Это оставляет ощущение нехватки. Так же и люди, которые «богом помазаны» лечить людей, могут быть совсем далеки от этой деятельности. Хотя в детстве заявляли родителям: «Хочу стать детским врачом» или «Хочу стать зубным врачом». И специфика здесь совсем не важна. Не понимая себя, не понимая других, очень сложно сделать правильный выбор.

К сожалению, и среди врачей немало тех, кто далек от сопереживания и эмпатии. Настоящий врач может вылечить словом, своей участливостью, любовью, с которой он относится к пациенту. Но для многих профессия врача сводится к механическим действиям. И это не их вина, просто они находятся не на своем месте.

Понимание себя – ключ к верному решению

Иногда бессознательный поиск или жизненные обстоятельства подталкивают людей со зрительным вектором к реализации. Они могут начать заниматься волонтерством, стремиться помогать людям, оказавшимся в беде.

В подростковом возрасте и юности, мы часто получаем подсказки от бессознательного. Возникшее желание связать свою жизнь с лечением людей и вопрос «почему я хочу стать врачом?», не стоит оставлять без внимания. Ведь этот юношеский выбор профессии врача может быть началом верного пути.

Просматривая список профессии врачей, предоставленный вузом, часто не знаешь, что выбрать. Например, нравится профессия – детский врач. Или все-таки – терапевт для взрослых? Чтобы утвердиться в своем решении, надо хорошо разобраться в себе, понять свои истинные желания. Такую возможность даёт тренинг по Системно-векторной психологии. Любые вопросы о выборе профессии врача, как и любой другой профессии, отпадают, когда точно осознаешь свои желания и бессознательные свойства.

Золотой медалистке, мастеру спорта по спортивной гимнастике Лидии Дорофеевой были открыты двери любых вузов – как самарских, так и московских. Взвесив все «за» и «против», девушка выбрала профессию врача и поступила в Самарский государственный медицинский университет. Сегодня Лидия уже клинический ординатор второго года обучения кафедры неврологии и нейрохирургии по специальности «неврология». Ординатуру она успешно совмещает с работой медицинской сестрой в неврологическом отделении для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения Самарской областной клинической больницы.

– Почему вы решили стать врачом?

– Я вообще человек любознательный, мне всегда очень нравилось учиться. Особый интерес у меня вызывали именно естественные науки – биология и химия. Поэтому появилось желание поступить в медицинский вуз. Кроме медицины, я также рассматривала биологический факультет и интересовалась филологией.

Я осознавала, что профессия врача – это очень ответственно, очень сложно, что в медицинском вузе долго учатся и, по сравнению с другими вузами, учиться там достаточно тяжело. Подсказать мне было, в общем, некому – среди моих родственников нет врачей. Поэтому можно сказать, что решение я принимала самостоятельно. Я все обдумала и решила, что нечего бояться: если ты сильно в чем-то заинтересован, то это обязательно получится. Пошла поступать в медицинский вуз, даже не стала распыляться и тратить силы на другие. Подавала документы только в один и сразу поступила.

– Что больше всего мотивировало вас в выборе профессии?

– Я думала о том, что врачи – это особые люди, с каким-то своим складом мышления. Работа врача – это необычная работа, как, например, у офисных работников, где, на мой взгляд, все достаточно однообразно, одинаковые серые дни. А здесь – постоянно что-то новое, постоянно какой-то мыслительный процесс в голове. И еще – это возможность приносить огромную пользу человечеству. По-настоящему помогать и видеть благодарность в глазах пациентов после того, как ты им помог – это придает сил, приносит огромное удовлетворение.

– Кто вас поддерживал в выборе профессии? Как отнеслись к выбору ваши родители?

– Мои родители отнеслись к этому очень хорошо, одобрили, помогали мне. Мы с ними начали думать, как поступать в медицинский университет, каких знаний добирать. Записались на дополнительные курсы. В выпускных классах я много занималась, чтобы поступить в университет, практически без выходных училась.

– Насколько ваши впечатления от учебы в университете совпали с вашими ожиданиями? Как вам училось?

– Все было очень интересно и увлекательно, с первого по последний курс. Я каждый год, каждый день думала – какое счастье, что я учусь именно в медицинском университете. Учеба полностью оправдала мои эмоциональные ожидания. У меня есть две сестры-студентки, мы близко общаемся, и я могла сравнивать с тем, как проходит обучение в разных вузах. Я понимала, что мне по душе именно то, чем я занимаюсь – постоянная практика, общение с пациентами, практическое здравоохранение.

А если говорить о начальных курсах, то вспоминаются базовые фундаментальные науки, та же химия, например: когда ты видишь какую-то химическую реакцию, как синенький раствор становится красненьким, и еще не совсем понимаешь, почему так происходит, то это доставляет огромную радость и желание разобраться. И так всегда в медицине – малейшее воздействие несет за собой огромные последствия. А чем дальше, тем увлекательнее и интереснее во всем этом разобраться.

– Бывало так, что какие-то трудности заставляли вас усомниться в выборе профессии?

– Нет, ни разу. Я знала заранее о сложностях, и все оказалось именно так, как я представляла. Учиться в медицинском вузе – это титанический труд. Гигантский, очень тяжелый труд. Многие из тех, кто поступают в медицинские вузы, оказываются не готовы к нему. Но бросить университет и заняться чем-то другим – у меня такого желания никогда не было. Несмотря на то, что были действительно очень тяжелые времена. Вспоминаю третий курс, последний экзамен по физиологии – у меня кровь из носа хлыщет от умственного перенапряжения, от того, что по ночам не спишь и готовишься. Но бросить – нет, никогда не думала. Наверное, это еще и от человеческих качеств зависит: я – человек целеустремленный, и если что-то запланировала, наметила, то обязательно это сделаю.

– Как бы вы оценили качество вашего обучения? Насколько вам сейчас хватает полученных в университете знаний?

– Наш Самарский государственный медицинский университет – в лидерах среди других медицинских вузов России. И преподаватели у меня были просто замечательные – сильные, прилагавшие огромные усилия, чтобы дать нам знания. Конечно же, они многому нас научили. От большинства из них в душе остались очень теплые ощущения. Все они – выдающиеся врачи, на которых мы, студенты, смотрели большими наивными глазами, полными восхищения. И мечтали быть такими же.

Учиться в медицинском вузе и работать врачом – это постоянное самосовершенствование и ежедневная работа над собой как над профессионалом. Я понимаю, что учиться придется всегда. Не только когда ты поступил на первый курс университета, не только когда сдаешь выпускные экзамены. Но и когда ты уже работаешь – и через десять, и через двадцать лет.

– Насколько вуз подготовил вас к тому, что ожидает в будущей профессии? Как вы представляете себя – молодого врача?

– Я достаточно хорошо представляю, что меня ждет. И не только благодаря восьмому году обучения, но и тому, что я уже много лет нахожусь в практическом здравоохранении. С 2010 года работаю медицинской сестрой в неврологическом отделении, и очень рада этому, потому что это прямая встреча с практикой. Медицинская сестра и врач – это, конечно, разные профессии, разные функции, но, тем не менее, все это происходит в одной сфере, и многие задачи пересекаются. Например, такой сложный момент, как правильно подойти к пациенту, начать с ним разговор. Мы же работаем с людьми, и здесь очень важен именно человеческий подход. И этому тоже надо учиться, как это ни странно звучит. Я знаю многих молодых специалистов, которые выходя из стен вуза, элементарно не знают, как общаться с пациентом. А ведь чтобы вылечить человека, нужно не только его таблетками накормить, но и пообщаться с ним, разобраться в его проблемах. Очень верно говорят: слово лечит. Когда ты выясняешь анамнез заболевания, нужно найти подход, получить доверие пациента, чтобы он тебе рассказал, может быть, какие-то интимные, но очень важные вещи, которые окажут влияние на заболевание и его лечение. Поэтому я думаю, что работа у меня будет интересная. Я знаю это.

У меня есть уверенность в собственных знаниях, я многому научилась. Когда думаю о будущей работе, мне уже не терпится применить свои знания на практике, проверить себя – а смогу ли я? Это интересно, уже хочется начать.

Конечно, хотелось бы, чтобы рядом был какой-то наставник, учитель, который мог бы что-то подсказать, чтобы было к кому обратиться. Но я думаю, что все люди понимающие, особенно опытные врачи – они никогда не откажут.

Проблема трудоустройства мне тоже кажется очень важной в наше время. Как ни парадоксально это звучит, при том, что врач – это востребованная специальность, здесь существует большая конкуренция. Конкуренция профессиональных и личных качеств, подходов к ведению пациентов, уровней квалификации. Очень важны для врачей, например, ученые степени. Я думаю, что все это оценивается при устройстве на работу.

– Вы уже знаете, где будете работать?

– Я сейчас ищу работу. Планирую и практическое здравоохранение, и учебу в аспирантуре – мне хочется заниматься наукой, потому что я люблю свое дело и хочу развиваться в нем больше и больше. То есть, в моих ближайших планах – поступление в аспирантуру и занятие научной деятельностью.

– Если бы вам предложили попробовать себя в качестве земского врача, при каких условиях вы бы согласились?

– Я знаю, что сейчас активно работают соответствующие федеральные программы, и многие молодые врачи ими интересуются. Предложения есть достаточно привлекательные: молодых специалистов мотивируют и материально, и профессионально – развивают технические возможности, закупают новое оборудование. Я думаю, это неплохой вариант, у меня положительное отношение к этим программам. Но для одиноких людей, когда ты не женат или не замужем, это не очень удобно: контракт подписывается на значительный срок, около 5 лет, и это – определенные трудности для создания семьи. А если, например, человек уже женат или замужем, то, мне кажется, это замечательная возможность поехать. Свежий воздух, дом. Тем более, что сейчас все очень интенсивно развивается – закупаются аппараты, МРТ, компьютерные томографы, другое современное оборудование. Поэтому, я думаю, для кого-то это очень подходящий вариант.

– Как вы относитесь к профессиональной реализации за границей? Например, съездить на стажировку или попробовать поработать в другой стране?

– Мое отношение к этому такое: я – патриот своей страны и люблю Россию. Несмотря на проблемы, которые существуют в нашей стране (а в медицине они очень острые и очень заметные) тем не менее, думаю, что здесь можно очень многого добиться, если ты ставишь перед собой цели и любишь свое дело, если ты действительно работаешь, а не бездельничаешь. Насчет стажировки в других странах – это здорово, это нужно, потому что это обмен опытом, возможность увидеть новые технологии. Ведь не секрет, что во многом западные специалисты идут на шаг впереди нас. Нужно обязательно учиться новому, чтобы вернуться сюда, и все это развивать у себя дома.

– Какой зарубежный опыт вы считаете наиболее ценным для России?

– Многое в плане функциональной диагностики, диагностики определенных заболеваний. Плюс различные технические возможности – дорогостоящая аппаратура, которую пока еще нет возможности приобрести во многие лечебные учреждения. Второе – это медицинские препараты. Есть ряд успешно применяемых за границей лекарств, которые в России не зарегистрированы, и ввезти их сюда по каким-то причинам пока невозможно. А здесь эти препараты могли бы помочь конкретным пациентам.

– Какие у вас есть профессиональные мечты? Где вы видите себя, к примеру, через 10 лет?

– Через 10 лет я – невролог, кандидат медицинских наук. Хотелось бы иметь побольше профессионального опыта. Побывать на различных иностранных стажировках, как мы с вами говорили. Мечтаю иметь свою клиентскую базу, то есть, пациентов, которые тебя знают. Чтобы мое имя для пациентов было не пустым звуком, а действительно надеждой, чтобы они стремились попасть именно ко мне как к высококвалифицированному специалисту.

Конечно, хотелось бы владеть еще какими-то дополнительными методиками, чтобы работать не только как терапевт-невролог, но и проводить различные дополнительные исследования. Например, УЗДГ сосудов брахеоцефального ствола, которые необходимы именно в моей специальности. Мечтаю также научиться смежным специальностям, пересекающимся с неврологией. И обязательно достичь результатов в научной сфере – не для того, чтобы на бейджике были три заветные буквы «к.м.н.», а в первую очередь для профессионального развития. Еще мне было бы интересно работать на кафедре, учить студентов. Мне, кстати, очень нравится преподавательская деятельность.

– Оглядываясь на свои студенческие годы, какие рекомендации и советы вы могли бы дать сегодняшним абитуриентам и студентам медицинских вузов? Пожелайте им что-нибудь.

– Я бы хотела сказать тем, кто раздумывает, поступать в медицинский вуз или нет, прислушайтесь к своему сердцу. Врач – это профессия души, вам необходимо следовать своему сердцу. Если действительно чувствуешь, что это твое призвание, то идти туда нужно, а если нет – то лучше не соваться.

И второе: если все-таки ответ положительный, то тогда – ничего не бояться. Ни трудностей, которые будут, ни толстых учебников и многотомных монографий. А просто делать то, что ты хочешь и любишь. Пусть студенты и абитуриенты будут уверены: если работать над собой, быть преданным делу, то все получится, ты станешь настоящим специалистом.

Врач – это, на мой взгляд, особенный человек. Он имеет особый склад ума, у него особый, необычный взгляд на мир. Он намного шире, чем у других людей, намного богаче. И это тоже многого стоит, на самом деле. То есть, обучение в вузе даст вам не только знания, но и колоссальный позитивный опыт – социальный, жизненный, человеческий.