Профориентационный тест для школьников. Насколько эффективны тесты по профориентации. Инструкция к тесту «Определение профессиональных склонностей»

Наши читатели часто задают следующие вопросы: как правильно выбрать профессию? Где взять тест на выбор профессии для взрослых? Как пройти тестирование на выбор профессии для школьников-подростков, как девушке, так и парню? Мы с радостью вам отвечаем, что тестирование на выбор профессии существует и, при чём, в нескольких вариантах. В этой статье вы сможете выбрать подходящую профессию с помощью теста под названием:

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Е.А. Климова) Как правильно выбрать профессию — тест.

Как это сделать?

В тесте пять шкал, которым соответствуют пять общих направленностей профессиональной деятельности:

  1. человек — человек,
  2. человек — техника,
  3. человек — знаковая система,
  4. человек — художественный образ,
  5. человек — природа

Тест подходит для людей любого возраста. Если вы взрослый человек, который выбирает себе новую профессию, то, слово «старший» в утверждениях теста, для вас может означать «коллеги, начальство, родители или соседи», в общем любой значимый человек из вашего окружения.

Пройти тест на выбор профессии. Инструкции

1.На чистом листе бумаги начертите пять колонок. Каждую из них озаглавьте так:

I – «человек – природа»,

II – «человек – техника»,

III – «человек – знаковая система»,

IV – «человек – художественный образ»,

V – «человек – человек»;

2. Теперь читайте по порядку утверждения, приведенные ниже. Если вы согласны с утверждением, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках. Записать ее нужно в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-».

Пример : «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П 1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II « человек – техника » записывайте себе «-1» . Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру никуда не выписывайте;

3. ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы» как в математике) в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) – соответствуют совершенно неподходящим для вас профессиям.

Как правильно выбрать профессию — тестовый материал

  1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
  2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1 ).
  3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1 ).
  4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2 ).
  5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1 ).
  6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1) .
  7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1) .
  8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1 ).
  9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (коллег, начальства) (II-2).
  10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2 ).
  11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1 ).
  12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1) .
  13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1) .
  14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1 ).
  15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2) .
  16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2 ).
  17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2) .
  18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2 ).
  19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2 )
  20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
  21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1) .

    Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1 ).

    Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2 ).

    Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1 ).

    С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1) .

    Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1 ).

    Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1) .

    Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1 ).

    Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2 ).

    Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа ». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда человек природа » являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

виды деятельности :

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (геолог, агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, эколог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесничий, рыбнадзор, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, ландшафтный дизайнер);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа »:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника ». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника » являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);
  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности :

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника »:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система ». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система » являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система »:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система » является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности :

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ »:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек » являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности :

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек »:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Тестирование на выбор профессии, к омментарии

Если вы хотите помочь ребенку в выборе профессии, ваша важнейшая задача не навредить. Именно родители зачастую вредят своим детям принуждая выбрать специальность, которая им не по душе. В своих мечтах взрослые могут рисовать перспективы для своих детей, о которых те и не догадываются. А когда чадо начинает сопротивляться, родители не хотят даже и слушать. Так получаются будущие неудачники, которым приходится мириться с выбором родителя и «тянуть лямку» обучаясь там, где как совсем не интересно.

Итак, совет родителям. Помогая своему ребенку выбрать профессию, будьте им друзьями и ни за что не продвигайте свои предпочтения. Просто предложите пройти тест на выбор профессии и в соответствии с результатами теста, посмотрите, где в вашем городе обучают по данным специальностям.

Вы набрали наибольшее количество баллов по профессиям

ЮРИСТ И МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ

ЮРИСТ
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ

Данная профессия подойдет вам, потому как Вы морально устойчивы: на юристов часто оказывается, как психологическое, так и физическое давление, которому нужно уметь противостоять. В то же время Вы обладаете высоким уровнем интеллекта и широким кругозором. Вы всегда трезво мыслите и умеете быстро принимать логические решения, из-за аналитического склада ума.

Профессия бухгалтера подходит Вам, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю.

Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы занимаете активную жизненную позицию, отличаетесь высокой коммуникабельностью, активностью, стрессоустойчивостью, организаторскими способностями и деловым ростом.

Данная профессия подойдет вам, потому как Вы морально устойчивы, в то же время обладаете высоким уровнем интеллекта и широким кругозором. Вы всегда трезво мыслите и умеете быстро принимать логические решения, из-за аналитического склада ума.

Профессия бухгалтера подходит Вам, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю, хорошая память и техническая подготовка.

Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы обладаете такими характерными чертами как дисциплинированность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость и крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы занимаете активную жизненную позицию, отличаетесь высокой коммуникабельностью, активностью, стрессоустойчивостью, организаторскими способностями и деловым ростом.

Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы обладаете такими характерными чертами как дисциплинированность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость и крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

У Вас отмечается склонность к работе в сфере юриспруденции (профессия юрист), потому как этому способствуют основные качества Вашего характера, такие как способность адекватно реагировать на самых разных людей, коммуникабельность, возможность быстро обучаться, желание расти и развиваться.

У Вас отмечается предрасположенность к профессии спасатель (МЧС), потому как Вам присуща дисциплинированность, смелость, быстрая реакция, ответственность, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям и уверенность в важности своей работы.

У Вас есть все шансы стать не только хорошим бухгалтером, но и менеджером по продажам, потому как у Вас наблюдается хорошая память и техническая подготовка, способность анализировать, синтезировать и обобщать информацию.

У Вас отмечается предрасположенность к профессии бухгалтер, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю, хорошая память и техническая подготовка.

У Вас отмечается предрасположенность к профессии юрист, потому как Вы ответственные, с быстрой реакцией и выносливостью, имеете большое желание помогать людям, которые попали в неприятную ситуацию.

У Вас отмечается склонность к профессии бухгалтер, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, хорошая память и техническая подготовка.

У Вас отмечается предрасположенность к профессии спасатель (МЧС), потому как Вам присуща дисциплинированность, смелость, быстрая реакция, ответственность, умение распределять своё внимание и планировать действия, уверенность в важности своей работы.

Также у Вас есть предрасположенность к профессии менеджер по продажам, потому как Вы коммуникабельны, стрессоустойчивые, честные и умеете убеждать других людей.

Популярный, несложный и быстрый тест на профориентацию «Определение профессиональных склонностей» для школьников всех возрастов (включая выпускников школ и абитуриентов) от известного литовского психолога Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. Отличается простотой прохождения и точностью результатов.

Методика Йовайши заключается в исследовании 6 склонностей к различным направлениям деятельности на основе Ваших увлечений, навыков и предрасположенностей. В результате Вы получите описание направлений и примеры подходящих профессий по следующим категориям:

  • Склонность к интеллектуальной и исследовательской работе
  • Склонность к работе с людьми
  • Склонность к практической деятельности
  • Склонность к планово-экономическим видам деятельности
  • Склонность к эстетическим видам деятельности
  • Склонность к экстремальным видам деятельности

Опросник Йовайши разделяет склонности по степени выраженности, а достоверный результат (на основе Ваших ответов, конечно же) написан понятным языком и, следовательно, поможет сделать один из первых шагов в решении задачи «Выбор профессии». Тест Йовайши онлайн прост и понятен, прохождение займёт не более 5-10 минут.

Инструкция к тесту «Определение профессиональных склонностей»

Вам будет предложено 24 вопроса с тремя вариантами ответов в каждом. Выберите один самый подходящий для Вас вариант ответа в каждом вопросе. Старайтесь отвечать честно, не подстраиваясь под ожидания окружающих Вас людей.

Время прохождения теста : 5-10 минут.

Стоимость теста : бесплатно, без регистрации и смс.

Возможная аудитория теста : школьники, выпускники школ, абитуриенты

Результат теста : доступен сразу после ответа на все 24 вопроса в виде 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности, отсортированным по степени выраженности склонности от большей к меньшей с описанием склонности и примерами подходящих профессий.

У каждого человека - свой талант! Кто-то за секунды решает задачки по алгебре, другой может легко организовать друзей и устроить праздник. А вот вы, например, знаете, чем «гиг» отличается от «гика» и зачем «маме» 4 ядра…

    Очень важно правильно оценить себя и выбрать ту специальность, которая бы совпадала с вашими интересами и особенностями. Психолог Е. А. Климов* выделил пять основных направлений в профессиональной деятельности по предмету труда:
  • человек - природа,
  • человек - техника,
  • человек - человек,
  • человек - знаковая система,
  • человек - художественный образ.

Отметим, что окончательный «диагноз» для выбора профессии сможет дать только психолог - специалист по профориентации. Не забывайте, что, кроме интересов, важны еще и способности, ваши физические и психологические качества.

* дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.

К гуманитарным наукам относятся:
Антропология, Философия, История, Культурология, Филология, Педагогика, Искусствоведение, Литературоведение, Психология, Журналистика, Этика, Эстетика, Археология, Графология, Лингвистика, Социология, Политология, Юриспруденция, Право, Этнография, Науковедение, Криминалистика.

Общественные (социальные) науки

Общественные (социальные) науки - комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.

К общественным наукам относятся:
Археология, Графология, Экономика, История, Культурология, Лингвистика, Политология, Психология, Социальная и культурная антропология, Социально-экономическая география, Регионоведение, Социология, Юриспруденция, Право, Этнография.

Естественные науки

Естественные науки - разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку естественных природных явлений.

К естественным наукам относятся:
Математика, Физика, Химия, Биология.

Технические науки

Технические науки - комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо саму технику (изучает техносферу) .

К техническим наукам относятся:
Архитектура, Биотехнология, Информатика, Кораблестроение, Космонавтика, Материаловедение, Механика, Системотехника, Химическая технология, Электротехника, Ядерная энергетика.

Пять типов профессий

Человек – Природа

Вы - друг всего живого на планете Земля! Именно такие как вы становятся исследователями богатого Царства живой природы, создают сотни новых культур растений, лечат и спасают животных. Возможно, в вас закрался и талант первооткрывателя?

Психологические требования: наблюдательность, сопереживание, настойчивость, хладнокровие, готовность к самостоятельной работе в любых, даже трудных условиях,

Примеры профессий: биолог, агроном, ветеринар, лесник, зоотехник, агрохимик, садовод и др.


    Естественные науки
  • Науки о земле (геология, география, картография и геоинформатика, гидрометеорология, экология и природопользование) ,
  • Биологические науки (биология, почвоведение, биоинженерия) ,

Человек – Техника

Технический прогресс не стоит на месте и вы - его вечный двигатель! Вы знаете, как управиться со сломанным будильником, сможете точно настроить любую технику, не боитесь по-новому взглянуть на обычные вещи и, прикрутив пару гаек, получить новое изобретение. Сложные механизмы не пугают, а вдохновляют вас. Но вы умеете использовать не только воображение, но и смекалку, чтобы найти общий язык с любой техникой.

Психологические требования: внимательность, рациональность, развитое техническое мышление, хорошая координация движений, умение сосредотачиваться и быстро переключать внимание, наблюдательность.

Примеры профессий: инженер, конструктор, техник, слесарь, радиомеханик, пилот, электрик и др.

    Рекомендованы образовательные направления:
    Технические науки
  • Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта ,
  • Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии ,

Человек – Человек

В людском потоке вы как рыба в воде! Постоянный контакт с окружающими вас не пугает, напротив, в каждом человеке вы можете увидеть что-то интересное. Вы с легкостью делитесь своим опытом, умеете договариваться и сопереживать. Как правило, ваша роль - душа компании и на отдыхе, и на работе.

Психологические требования: открытость и коммуникабельность, стрессоустойчивость, доброжелательность, отзывчивость, умение создавать положительную атмосферу в рабочем коллективе, улаживать разногласия, хорошие ораторские способности, развитая мимика, знание психологии людей.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, спортивный тренер, медицинский работник, сфера обслуживания, экскурсовод, юрист, специалист кадровой службы и др.

    Рекомендованы образовательные направления:
    Гуманитарные науки, Естественные науки, Общественные (социальные) науки
  • Сфера обслуживания,

Человек – Знаковая система

Что уж греха таить, в точных науках вам нет равных! Математические расчеты, статистика, чертежи, информационные технологии… для вас это не просто цифры и графики - это увлекательный мир, полный находок и загадок. Для самого запутанного дела вы без труда создадите удобный план действий. Вы - неоценимый работник там, где требуется внимательность, усидчивость и хорошая память.

У мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.

Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.

Самым простым и в то же время эффективным направлением является проведение различных и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.

Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда

Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:

  1. Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
  2. Электротехник (1) или санитарный врач (3).
  3. Повар (1) или наборщик текста (4).
  4. Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
  5. Чертежник (1) или дизайнер (6).
  6. Философ (2) или психиатр (3).
  7. Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
  8. Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
  9. Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
  10. Педиатр (3) или статистик (4).
  11. Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
  12. Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
  13. Нотариус (4) или снабженец (5).
  14. Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
  15. Политический деятель (5) или писатель (6).
  16. Садовник (1) или метеоролог (2).
  17. Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
  18. Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
  19. Маляр (1) или художник по металлу (6).
  20. Биолог (2) или офтальмолог (3).
  21. Телерепортер (5) или актер (6).
  22. Гидролог (2) или ревизор (4).
  23. Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
  24. Математик (2) или архитектор (6).
  25. Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
  26. Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
  27. Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
  28. Экономист (4) или заведующий отделом (5).
  29. Корректор (4) или критик (6).
  30. Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
  31. Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
  32. Часовой мастер (1) или монтажник (4).
  33. Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
  34. Закройщик (1) или декоратор (6).
  35. Археолог (2) или эксперт (4).
  36. Работник музея (2) или консультант (3).
  37. Ученый (2) или режиссер (6).
  38. Логопед (3) или стенографист (6).
  39. Врач (3) или дипломат (5).
  40. Копировщик (4) или директор (5).
  41. Поэт (6) или психолог (3).
  42. Телемеханик (1) или прораб (5).

Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:

  • ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
  • вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
  • мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
  • к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
  • профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
  • наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.

Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина

Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:

  • 0 – вовсе нет;
  • 1 – пожалуй так;
  • 2 – верно;
  • 3 – совершенно верно.

Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:

    1. Обслуживать людей.
    2. Заниматься лечением.
    3. Обучать, воспитывать.
    4. Защищать права и безопасность.
    5. Управлять людьми.
    1. Управлять машинами.
    2. Ремонтировать оборудование.
    3. Собирать и налаживать технику.
    4. Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
    5. Заниматься строительством.
    1. Редактировать тексты и таблицы.
    2. Производить расчеты и вычисления.
    3. Обрабатывать информацию.
    4. Работать с чертежами, картами и схемами.
    5. Принимать и передавать сигналы и сообщения.
    1. Заниматься художественным оформлением.
    2. Рисовать, фотографировать.
    3. Создавать произведения искусства.
    4. Выступать на сцене.
    5. Шить, вышивать, вязать.
    1. Ухаживать за животными.
    2. Заготавливать продукты.
    3. Работать на открытом воздухе.
    4. Выращивать овощи и фрукты.
    5. Иметь дело с природой.
    1. Работать руками.
    2. Выполнять решения.
    3. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
    4. Получать конкретный практический результат.
    5. Воплощать идеи в жизнь.
    1. Работать головой.
    2. Принимать решения.
    3. Создавать новые образцы.
    4. Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
    5. Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.

Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:

    1. Знакомиться с новыми людьми.
    2. Быть чутким и доброжелательным.
    3. Выслушивать людей.
    4. Разбираться в людях.
    5. Хорошо говорить и выступать публично.
    1. Искать и устранять неисправности.
    2. Использовать приборы, машины, механизмы.
    3. Разбираться в технических устройствах.
    4. Ловко обращаться с инструментами.
    5. Хорошо ориентироваться в пространстве.
    1. Быть сосредоточенным и усидчивым.
    2. Хорошо считать в уме.
    3. Преобразовывать информацию.
    4. Оперировать знаками и символами.
    5. Искать и исправлять ошибки.
    1. Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
    2. Разбираться в литературе и искусстве.
    3. Петь, играть на музыкальных инструментах.
    4. Сочинять стихи, писать рассказы.
    5. Рисовать.
    1. Разбираться в животных или растениях.
    2. Разводить растения или животных.
    3. Бороться с болезнями, вредителями.
    4. Ориентироваться в природных явлениях.
    5. Работать на земле.
    1. Быстро выполнять указания.
    2. Точно следовать инструкциям.
    3. Работать по заданному алгоритму.
    4. Выполнять однообразную работу.
    5. Соблюдать правила и нормативы.
    1. Создавать новые инструкции и давать указания.
    2. Принимать нестандартные решения.
    3. Легко придумывать новые способы поведения.
    4. Брать на себя ответственность.
    5. Самостоятельно организовывать свою работу.

Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:

  1. Человек – человек.
  2. Человек – техника.
  3. Человек - знаковая система.
  4. Человек - художественный образ.
  5. Человек - природа.

После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:

С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.