“лэпбук” как современное средство обучения дошкольного возраста. Что такое лэпбук и как его использовать? Что такое лэп бук

Лэпбук – это интерактивная тематическая папка, где для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок. Лэпбуки широко используются для обучения детей в США, прибегают к ним и родители для домашних занятий с ребенком. Применяются они и в России.

Их могут использовать люди любого возраста, но лучше всего они подходят для работы с детьми. Лэпбуки для детей позволят в игровой форме дать малышу знания об окружающем мире и развить внимание и мелкую моторику.

Систематизация материала облегчает процесс усвоения новой информации и позволяет упорядочить уже имеющиеся знания. Взрослым тоже может быть проще усваивать информацию в наглядной и интерактивной форме, чем в виде сухих данных.

Для детей оптимальный возраст начала занятий по лэпбукам – около семи лет. Дети помладше обычно еще не развиты настолько, чтобы понять, как пользоваться необычной книжкой. Родители и учителя считают, что лэпбуки помогают развить творческое и критическое мышление.

Стандартный размер такой игрушки – А4 в закрытом виде и А3 в развернутом. Работать с таким размером удобнее всего – в развернутом виде он без проблем умещается на коленях, а в сложенном – помещается в сумку или рюкзак.

Лэпбук может быть, например, посвящен:

  • рассказу о себе;
  • истории полетов в космос;
  • грамматике какого-нибудь языка;
  • зверям, птицам или насекомым;
  • историческим событиям;
  • временам года.

На самом деле, его тема может быть любой и ограничена лишь фантазией автора. Внутренняя организация лэпбуков тоже весьма разнообразна. Например, лэпбук, посвященный временам года, в самом простом виде может состоять всего из одной страницы с четырьмя кармашками, соответствующими каждому из времен. В кармашках будут находиться карточки с информацией о том, что происходит в природе – как и когда меняется температура, распускаются цветы, плодоносят деревья, впадают в спячку животные.

Бесплатные шаблоны для создания своего Лэпбука

Или же его можно оформить на четырех разворотах, где кроме карточек будут размещены графики наблюдений за погодой, список примет смены времен года, мини-книжки с тематическими загадками, листы для творческих заданий – зарисовать морозные узоры или распустившийся цветок, вспомнить или сочинить самому стихотворение про зиму, весну, лето или осень.

В лэпбуке, посвященном птицам или зверям, в один из кармашков можно поместить карточки со следами. Среди них ребенку нужно будет отыскать следы определенного животного. Правильные ответы будут написаны на обороте карточки. Такая игра может стать развлечением для нескольких детей или даже для всей семьи.

Для создания лэпбука понадобится несколько листов картона или обычная картонная папка для документов. Его элементы можно нарисовать от руки или в графическом редакторе, либо просто найти в интернете подходящие картинки и распечатать.

Прежде, чем браться за работу, создайте шаблон будущего лэпбука. Для этого можно использовать графический редактор или просто набросать эскиз от руки на бумаге. Организуйте пространство папки, продумайте расположение элементов, их количество. Лучше, чтобы лэпбук был разнообразным – ребенку может быстро наскучить работать с одними только карточками или отвечать на вопросы. Частью лэпбука может стать игра-запоминалка наподобие известных «Пар»: набор картинок, каждая из которых повторяется дважды, раскладывается на столе картинкой вниз, а ребенку предстоит отыскать среди них парные, переворачивая всего две картинки за один раз.


Формы и внешний вид

Не стоит стараться вместить в лэпбук все, что Вам известно по этой теме – 5-7 элементов будет достаточно. Если у Вас нет времени на самостоятельное изготовление лэпбука или просто не хочется заниматься этим самому, можно купить уже готовую книжку или даже заказать ее индивидуальную разработку.

Лэпбуки не обязательно использовать только для учебы. Они могут стать оригинальным подарком родственнику или близкому другу и быть посвящены их персоне. Вклейте забавные фотографии, составьте карточки с описаниями положительных качеств того, кому будете дарить лэпбук, придумайте викторину с вопросами, связанными с совместными воспоминаниями. Такой подарок будет намного интереснее банальной открытки и запомнится надолго. Похожим образом можно оформить и лэпбук для своей второй половинки на День святого Валентина, годовщину отношений или брака.

Подходит формат лэпбука и для хранения воспоминаний о путешествиях. Билеты, монетки из других стран, вырезки из буклетов, фотографии – все это можно использовать для создания памятной папки. Или же с ее помощью можно, наоборот, собирать информацию для будущих поездок.

Сегодня мы поговорим о том, как сделать лэбпук своими руками и почему это так важно. Также я поделюсь с вами своим планнером, который всегда использую, когда делаю лэпбуки и расскажу по шагам, что нужно делать.

Сделав однажды лэпбук самостоятельно по шаблону, дети, как правило, вдохновляются и хотят сделай еще один. Но на свою тему.

И это хорошо. Это значит, что все идет правильно. Это значит, что вы заинтересовали ребенка лэпбукингом. Полдела сделано. Теперь начинается самое главное…

Нужно научиться создавать лэпбуки на любимую тему ребенка. Когда дети чем-то увлечены — они с удовольствием это делают! И, в этом случае, они могут выучить абсолютно всё что угодно.

Критически важно делать лэпбуки, которые будут интересны именно ребенку. Ребенку, а не вам! Это основной принцип. Если, конечно, вы хотите не просто поиграть, а использовать лэпбукинг для его непосредственной цели — для обучения.

Лэпбук — простой и очень интересный способ познания: детям нравятся эти мини-книжечки, кармашки, окошечки, куда можно заглянуть, потрогать, подвигать элементы…

По сути лэпбук создает пространства для интерактива. Но необходимо помнить, что он не создает сам интерактив — он создает пространство! Если пространство не будет интересно ребенку, интерактива не случится. Это очевидно.

Тема лэпбуков в России пока еще не очень популярна и часто непросто найти лэпбук на тему, нужную именно вам. Поэтому, очень полезно уметь делать лэпбуки своими руками.

Если, ребенку нравится тема динозавров, то обязательно нужно сделать лэпбук на эту тему, а не просто, что в голову придет. Это основное правило обучения, с помощью лэпбукинга.

Основная проблема с которой сталкиваются родители при создании лэпбуков — это страх!

Страх, что у них не получится… Страх, что лэпбук — это что-то очень и очень сложное…

На самом деле, если вы будете придерживаться плана, то лэпбук, можно сделать даже за один день. Как говорится, «глаза боятся, а руки делают!».

Я поделюсь с вами своим планом, который разработала еще когда училась лэбпукингу в США, специально, для создания лэпбука своими руками. Если вы будете делать лэпбуки по этому плану, вы увидите, что в этом нет ничего трудного.

Итак, план…

  1. Тема.

В самом начале работы необходимо определиться с темой будущего лэпбука и придумать ему название.

Причём, тема и название — могут отличаться!

Например, если вы хотите изучить тему «дом», то название лучше выбрать какое-то интригующее. Скажем, «волшебный дом для принцессы!» или что-то в этом роде. Таким образом мы сможем сразу вызвать интерес ребенка и привлечь его внимание.

Напомню еще раз: крайне важно, чтобы тема вашего лэпбука была интересна тому, для кого вы его делаете!

Любой родитель всегда знает, что интересует его ребенка. А преподаватели и воспитатели могут провести опрос среди детей. Подробнее узнать о том, как правильно выбрать тему, вы можете в статье «Темы для лэпбука».

Помните: неверно выбранная тема может напрочь отбить желание у ребенка делать лэпбук.

  1. Подтемы.

На следующем шаге необходимо выписать все подтемы, которые вы хотели бы включить в лэпбук.

Давайте разберем на примере.

Допустим, вы хотите создать лэпбук на тему «ферма». Какие подтемы туда можно включить?

Животные на ферме, их детеныши, растения в огороде, ягоды, фрукты, овощи и так далее.

Обязательно учитывайте пол ребенка. Скажем, для мальчика будет хорошо рассмотреть транспорт: трактор, комбайн и тому подобное…

Вам нужно провести мозговой штурм: сесть и выписать на листочек все подтемы, которые могут касаться рассматриваемой темы.

  1. Источники, касающиеся подтем.

Это могут быть песни, книги, стихи, сказки, мультики, словом, абсолютно все, что угодно. Все что касается материала вашего будущего лэпбука.

Также будет хорошо использовать настольные игры: более подробно об этом, вы можете прочитать в статье «Настольные игры для лэпбука».

Очень хорошо использовать видео ролики. Будет полезно создать папочку на компьютере и собирать весь материал там.

Если есть возможность, можно сходить с ребёнком в библиотеку и выбрать книжки по изученным темам.

  1. Обложка.

Обложка может быть разных видов: обычная, двойная, фигурная… Обязательно нужно определиться, как будет выглядеть обложка лэпбука — это сильно поможет.

Бывает, что вы начинаете с обычной обложки, а в процессе творения добавляете все новые и новые элементы. И постепенно, шаг за шагом, обложка разрастается и увеличивается.

Более подробно тему обложки мы рассматриваем в статье «Обложки для лэпбука».

  1. Шаблоны для лэпбука.

Вы можете использовать для лэпбука уже готовые шаблоны. Можете создавать их своими руками. Можете брать пустые шаблоны и вписывать то, что вам нужно.

Если вы создаете лэпбук вместе с ребенком, то шаблон лучше подготовить заранее и выложить на столе, чтобы видеть, и использовать по мере необходимости.

Как сделать шаблоны для лэпбука самостоятельно, вы можете посмотреть на нашем YouTube канале.

  1. Картинки.

Вам нужно подобрать картинки – это очень важная часть!

Лэпбуки, в основном, состоят из картинок: там очень мало слов и мало текста. Но картинок там очень много 🙂

Именно картинки и привлекают детей; визуализация того материала, который необходимо выучить.

В учебниках много теории, они некрасивые и не способствуют образному мышлению, которое так развито у детей. В них много текста, который выглядит скучно и неинтересно. Поэтому детей учебники не вдохновляют. И, как раз поэтому, их вдохновляют лэпбуки — в них много картинок.

Помните: картинки — это очень важно!

Вы можете скачивать их в интернете, можете нарисовать своими руками, можете воспользоваться трафаретами…

  1. Заполнение шаблонов.

Теперь нам осталось заполнить шаблоны.

То есть, мы берем картинки — вклеиваем их в шаблоны. Берем материал — вставляем его в готовый уже шаблон.

После этого остается только, всего лишь, поставить сам шаблон в обложку — и мы получаем готовый лэпбук.

Вот так все просто, на самом-то деле 🙂

Надеюсь, после этого пошагового плана,лэпбукинг перестал вас пугать и теперь вы сделаете лэпбук своими руками для вашего ребенка.

Ну и напоследок: вам в помощь я разработала планнер, который поможет вам делать ваши будущие шедевры. Вы можете скачать его по ссылке ниже.

Не забудьте посмотреть видеоинструкцию, по его заполнению 🙂

Успехов в лэпбукинге!

© Искренне ваша, Анастасия Рыкова

Содержание

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания определенной темы, который строится по шаблону и состоит из множества кармашков, вкладок, окошек, передвижных элементов, картинок и т.д.

Что такое лэпбук

Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Для чего нужен

Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.

В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:

  1. Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
  2. Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
  3. Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
  4. Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
  5. Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
  6. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.

Виды

Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию. Различают такие виды лэпбуков:

  1. Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии.
  2. Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
  3. Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме.
  4. Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.

Лэпбук для дошкольников

Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения. Родителям книжка- раскладушка помогает укрепить отношения с детьми, пополнить знания по конкретной тематике, самореализоваться. Педагогам дошкольной организации такие учебные пособия оказывают содействие во внедрении новой формы работы с детьми, организации взаимодействия между родителями и малышами.

Технология лэпбук для дошкольников

По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.

Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
  2. Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
  3. Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
  4. Поклейка лэпбука.

Темы для лэпбука

Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока.

По профессиям

Направленность этой интерактивной книжки-папки – общий экскурс по существующим профессиям. Здесь важно объяснить ребенку в чем заключается принцип работы человека определенной специальности, помочь сориентироваться в мире профессий и понять, кто кем хочет стать. Такой лэпбук может содержать следующие образовательные разделы и вспомогательные элементы:

  1. Для чего нужна каждая из специальностей, используя картинки, карточки, находящиеся в кармашках. Деткам постарше можно прикреплять мини-книжки или книжки-гармошки, содержащие текстовые описания.
  2. Демонстрация спецодежды на карточках, но лучше сделать маленького бумажного человечка и несколько комплектов одежды. Так ребенок сможет сам определять и наряжать куклу.
  3. Сопутствующие атрибуты, инструменты в виде картинок в кармане.
  4. Конверт с загадками.
  5. Конверт с маленькими раскрасками.
  6. Вращающийся круг со стрелкой – игра «Кто где работает?».

По биологии

Лэпбук по биологии способствует изучению разных классов живых организмов (птицы, животные, насекомые, грибы и т.д.). Дошкольникам будет интересно знать об эволюции и взаимодействии всего живого на Земле, построенное в виде цепочек с картинками, карточек с описанием живых существ, их роли в природе. Такой дидактический материал подается в обобщенном виде. Конкретизируйте сведения, составив папку о конкретном классе или представителе живых существ.

По математике

Папка-раскладушка по математике у дошкольников направлена на формирование понятия о цифрах, числах, счете. Поместите сюда карточки со стихами о цифрах, загадками, мини-карманы, содержащие геометрические фигуры, раскраски, легкие задания на сложение, вычитание. Ребятам младшего школьного возраста лучше соорудить лэпбук в виде домика из нескольких страниц и поместить в него:

  • карточки для тренировки написание цифр;
  • сундуки, набитые загадками на математическую тему;
  • часы для обучения определения времени;
  • карманчик с раскрасками, где каждая цифра соответствует определенному цвету;
  • мини-папка с заданиями;
  • шкафчик с образцами картинок, составленных из геометрических фигур и конверт с фигурами и др.

По окружающему миру

Познавательные лэпбуки по окружающему миру помогают расширить кругозор знаний детей о временах года, погодных явлениях, растениях и т.д. Их лучше делать отдельно на осеннюю, зимнюю, весеннюю, зимнюю тематику, снабдив такими разделами:

  • мини-книжка со сказкой о поре года;
  • конверты с карточками: признаки времени года, загадки, стихотворения;
  • открывающиеся кружочки с отличительными особенностями каждого месяца;
  • карманы с пазлами, раскрасками;
  • красочные иллюстрации, атрибуты, присущие конкретной поре.

Про семью

Такой материал формирует у ребенка представление о семье, роли в ней каждого ее члена, воспитывает уважение к родным. В папку можно включить:

  1. Конверт с разрезанными изображениями каждого члена семьи, которые нужно собрать.
  2. Карман с разноцветными полосками, из которых необходимо сделать коврик определенной формы.
  3. Кармашек с фигурками людей, из которых составляется семья ребенка с описанием каждого человека.
  4. Набор картинок с сюжетами из жизни, ребенок должен по ним составить рассказ.
  5. Карточки с изображением дел, их необходимо сопоставить с каждым из членов семьи.
  6. Книжка-малышка с загадками.

Животные

Дидактическое пособие про животных повествует о конкретных представителях этого класса. Составляя такой лэпбук, позаботьтесь о наличии следующих элементов:

  • фото животного;
  • карта с местами обитания;
  • карманчик с пазлом-картинкой;
  • вращающийся круг с изображением пищи, употребляемой исследуемым животным;
  • мини-книжка с интересными фактами;
  • полоска, куда можно вписать статус животного Красной Книге;
  • конверт с раскраской;
  • ромашку с загадками и пословицами на лепестках.

По развитию речи

Лэпбук по развитию речи направлен на устранение проблем в этой сфере у детей: правильно произносить звуки, составлять предложения и маленькие рассказы, используя предлоги, уметь понимать смысл стихотворений, пересказывать их. Составляя такой лэпбук, используйте:

  • поговорки, считалки, загадки;
  • стихотворения, притчи, рассказы;
  • карточки с буквами, словами;
  • раскраски;
  • картинки для их устного описания;
  • конверты с заданиями: назови слово, скажи ласково, найди отличие и др.

Про школу

Такая тематика должна содержать сведения об этом заведении, правилах поведения в нем, взаимодействии с другими детьми, учителями и т.д. Используйте следующие наработки для создания своей папки-книжки:

  1. Карман в виде рюкзака и конверт с маленькими изображениями школьных принадлежностей. Предложите ребенку поиграть в игру «Собери портфель».
  2. Изображение школы с открывающимися окнами, дверью.
  3. Кармашек с учебниками (в картинках).
  4. Конверт с загадками о школе.
  5. Книжка-малышка с правилами поведения.
  6. Карточки, содержащие правила взаимодействия между детьми и преподавателем.

Как сделать своими руками

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.

Из чего сделать

Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:

  1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
  2. Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
  3. Ножницы, клей.
  4. Скотч, степлер, нитки.
  5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
  6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Елена Тонких

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение . Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука » .

Что же такое лэпбук , зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки . В дословном переводе с английского "Лэпбук " (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling) . При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук . Получается изначально лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие :

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке , должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части .

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки , ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

В чем же преимущество обучения с лэпбуком ?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!

А я представляю свой лэпбук , как дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема лэпбука : «Полярные медведи, как исчезающий вид»

Цель : закрепление знаний о полярных медведях в ходе тематической недели «Животные Крайнего Севера» .

Содержание папки : 1. Игра «Лабиринты, раскраски» (ребёнок карандашом проводит медведя к рыбке или к воде, в зависимости от рисунка, тем самым развивает ориентацию в пространстве, мелкую моторику, мышление); 2. Игра «Собери слово» (из уже изученных букв ребёнок должен составить слова : «миша» , «зима» , «снег» , тем самым у ребенка развивается мелкая моторика, звукобуквенный анализ, чтение, что немало важно для подготовки к школе); 3. Игра «Покорми медведя» (ребёнок должен из нескольких фишек-картинок найти те, на которых изображены предметы питания медведя, а также ребёнок запоминает и называет животных : нерпа, белуха, тюлень и т. д., тем самым у ребёнка развивается память, мышление, мелкая моторика, обогащается предметный словарь); 4. «Кто в домике живет?» ; 5. «Следы невиданных зверей» ; 6. «Ареал обитания» ; 7. «Медвежье семейство» ; 8. «Строение белого медведя» ; 9. «Это интересно! Интересные факты, загадки, стихи» . Разделы 4-9 несут в себе в основном информационную цель и развивают тоже мышление, память и интерес к обучению.

Ожидаемый результат :

Быстрое запоминание информации, а также стихов и загадок.

Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком .

Проявление повышенного интереса к содержанию папки.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие ВПФ (мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги) .

Запоминание других животных, которые обитают в непосредственной близости от белого медведя и являются его предметом пропитания.

Обогащение словаря. «Печатание» и чтение слов.

Предлагаю и вам, уважамеые родители, вместе со своими детьми сделать такую интересную книжку.

С чего начать создание лэпбука ?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука . Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие,предложить написать современный вариант сказки и т. д.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука , т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.

3. Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.





Публикации по теме:

Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Аннотация: Дидактическое пособие лэпбук «Что такое хорошо, что такое плохо» представляет собой пластиковую папку 40*40 см, и 4 разворота.

Ежедневное планирование в младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды.

Игры, которые можно использовать после перенесенных болезней дыхательной системы. Игры, которые можно использовать после перенесенных болезней дыхательной системы. 1. Дыхание. Правильно дышать – очень важно, для здоровья.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1 целеполагание (выбор темы) 2 разработка лэпбука (составление плана) 3 выполнение (практическая часть) 4 подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

v организационную (экскурсии, походы)

v техническую (фото, видео)

v информационную (сбор информации для лэпбука)

v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

Ну и в конце концов, это просто интересно.

В результате данной культурной практики у детей развиваютя универсальные умения, такие как:

Умение планировать предстоящую деятельность;

Договариваться со сверстниками;

Распределять обязанности;

Искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

Самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

Используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования Лэпбуков:

· ребенок самостоятельно собирает нужную информацию

· структурирует большой объем данных

· Побуждает интерес у детей к познавательному развитию

· Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым

· Развивает креативность и творческое мышление

· простой способ запоминания

· Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия

Эффективно использовать Лэпбук можно
как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,
так и для самостоятельной работы.

Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать? тема - план - макет - оформление.

Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук

Пример плана лэпбука «ЗИМА»

1. Игра «Мемори-снежинки» 2. Творческое задание «Окошко» 3. Календарь 4. Карточки с животными и птицами 5. Рассказ по картине 6. Блокнот «Приметы зимы» 7. Карта «Где живет зима?» 8. Снеговик с загадками 9. Игра-находилка «Звуки зимы»

12 кармашки конверты книжки вращающиеся круги блокноты лист, сложенный несколько раз

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.

А еще лэпбук очень мобильная система, вот мы привезли, для демонстрации несколько наших лэпбуков, совершенно не напрягаясь, а можно, и дать эту папку так сказать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.