Нужно ли делать уроки ребенком. Нужно ли делать уроки вместе с ребенком? Трудности, с которыми можно столкнуться в случае отказа от прививок

А насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще...

Ночью я дописывала очередной текст, легла в четыре.

Утром заходит Даша.

- Мам, я не успела сольфеджио сделать, сделаешь за меня?

В тот момент я была согласна на что угодно, лишь бы меня не кантовали.

- Сделаю. Поведу Гришу на трубу, пока буду его ждать, сделаю.

Музыке я училась давно и 2 года. Максимум, что могу теперь - сыграть одной рукой простенькую мелодию в двух октавах (первой и второй). Басовый ключ - это уже за гранью. Ну что я - не разберусь в сольфеджио 2 класса музыкальной школы? Да фигня!

Так и не выспавшись, на ватных ногах, забираю Гришу из школы и привожу в музыкалку.

Смотрю задание, открываю рабочую тетрадь. 7 упражнений на одной странице, три на другой и еще одно на третьей. Глаза боятся, башка трещит, а руки делают. Поехали!

Ну, обозначить устойчивые ступени гаммы до мажор - это просто. Ре мажор, соль мажор, фа мажор? - Посложнее, конечно, но выполняемо. На неустойчивых ступенях си бемоль мажор я уже напряглась.

На задании "обведите синим карандашом ступени мажорных гамм, между которыми образуется полутон" закашлялась и полезла в учебник.

На этапе транспонирования мелодий из фа мажор в соль мажор и из до мажор в си бемоль мажор ко мне подсела завуч музыкальной школы.

- Давайте я вам помогу!

- А ничего что я за ребенка задание делаю?

- Ну, вы же потом ему все объясните.

- Эээ, неудобно как-то. Я себя чувствую застуканной на месте преступления.

- Ничего, ничего, сейчас все быстренько сделаем!

Справились за несколько минут. А тут и Гриша освободился.

Я встретила его вполне живой, взбодрившейся и довольной собой.

Но! Надо смотреть правде в глаза: задание было и впрямь пустяковское.

Помнится, недавно я за Дашу упражнения по интервалам делала (превратите большие секунды в малые, поставьте там, где необходимо, диезы, чтобы все терции стали большими, постройте вниз от звуков ДО, РЕ, МИ интервалы: м.2, б.2, м.3 и б.3).

Вот там реально вынос мозга был. А тут что? Безделица.

Тут же встает вопрос, а насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще за него?

Официальный ответ: неправильно.

Учеба в школе и домашние задания как ее существенная часть - это ответственность ребенка .

Это не такая уж простая, но совершенно посильная для него «работа», поэтому, в идеале, он должен справляться с ней сам (имея, конечно, возможность попросить помочь, если что-то непонятно или трудно).

А если не справляется, если не умеет грамотно распределить свои силы и время, пусть идет в школу с невыученными уроками, зарабатывает там свои законные двойки, краснеет, огорчается, делает выводы и исправляет.

Смысл тут в том, что обучение в школе - дело ребенка, а не родителей . Это важно.

Чем больше родитель берет на себя здесь ответственности и контроля, тем меньше их остается у ребенка, который утрачивает собственную мотивацию, энергию и самоуважение.

И чем больше родители стараются, чтобы их ребенок учился лучше, тем меньше у него на это шансов.

Как и шансов на то, чтобы учиться управлять собой, своей жизнью, отвечать за результаты своей деятельности, ставить собственные цели и достигать их.

Однако в жизни, как всегда, не все так прямолинейно и однозначно.

Требования современной школьной программы – серьезные.

Существует также жизнь вне школы (всевозможные кружки/секции, в которые реально тянет).

Да и вообще – по-хорошему – еще должно оставаться время на прогулки, игры, книжки, мультики и ничегонеделанье.

В итоге, наш бедный 7-8-9-10-и далее летний ребенок загружен по самую маковку.

Он бы, может, и рад только на гитаре учиться играть. Но его в музыкальной школе пригружают еще нехилым сольфеджио, музыкальной литературой и хором, на которые надо не только ходить, но еще и задания делать.

Это здорово, если у нашего ребенка высоченная мотивация, тяга к знаниям, внутренняя собранность и нервная система сильная, а если нет?

Так нужен ли рядом с ребенком, делающим домашнее задание, взрослый? Я считаю, да – если речь идет о первых двух (трех) годах начальной школы и по крайней мере первом годе школы средней (т.е. о 5-ом классе, когда появляется кабинетная система, много новых предметов, а главное – учителей с их различными и порой противоречивыми требованиями).

Дело в том, что без взрослого ребенку на первых порах (!) трудно организовать свою работу, следить за временем и управлять своим расписанием.

Ему нужен рядом тот, кто послужит проводником и надежной опорой в этой новой для маленького человека деятельности.

Кто будет замечать достижения, подбадривать и подпитывать веру в его собственные силы.

Вспоминаем Л.С. Выготского и его закон «зоны ближайшего развития»: в каждом возрасте у ребенка есть определенный круг дел, которые он может делать сам. И другой круг – побольше – тех дел, которые он сам выполнить не в состоянии – только с помощью взрослого.

По мере развития ребенка круг его самостоятельных дел увеличивается за счет тех, что раньше выполнялись вместе с взрослым.

Проще говоря, завтра ребенок САМ будет делать то, что сегодня делал вместе с мамой (whoever) и именно благодаря тому, что мама ему ПОМОГАЛА.

Но! Помогающий взрослый присутствует в жизни школьника не для того, чтобы нависать над ним зорким критикующим орлом или решать за него задачки , а чтобы объяснить непонятное, задать правильные вопросы, спланировать работу, помочь ее начать, а потом проверить и похвалить.

По мере того, как ребенок осваивает новые навыки, взрослый постепенно отходит, «отпускает вожжи» (главное - не упустить этот момент, когда пора медленно отходить и отпускать), освобождая ребенку пространство для самостоятельного развития и позволяя испытывать радость и гордость от того, что у него самого многое получается, что он может, способен, успешен.

И вот после всего так красиво написанного, вы спросите меня – как же так получается, что я делаю за свою 10-летнюю дочь задания по сольфеджио? Это вы еще не знаете, что я за нее и математику делаю, когда она по понедельникам 5 часов в художественном лицее натюрморты рисует.

Жизнь – она же как река. Не всегда у реки есть правильные, четко очерченные берега. Иногда ее разносит, разливает, иногда тесно сжимает между грубыми скалами.

Я что хочу сказать: умение расставлять приоритеты, быть гибким и действовать по обстоятельствам, не создавать себе тюрьму из жестких, раз и навсегда принятых правил, иногда выходить из берегов, а потом вновь в них возвращаться, оставаясь при этом в русле собственных ценностей и установок, – это неплохо и здорово помогает в жизни.

Я считаю, что ребенка нужно поддерживать . Не брать на себя ответственность за его учебу, не контролировать каждую букву, нет, а подстраховывать там, где у него вот-вот закончатся ресурсы, и он станет заваливаться, как забор – в неуспех.

Неуспех, как и физическая усталость, имеет свойство накапливаться и замечательно отравлять существование.

Накапливающая усталость и накапливающийся неуспех опасны тем, что ребенок может надорваться, разувериться в собственных силах и, как следствие, возненавидит учебу и потеряет интерес и стимул к обучению.

Так что: смотрите на своего ребенка, его способности и возможности, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и не упрекайте за промахи, позвольте ему развиваться там, где ему интересно, поддерживайте его самостоятельность, не навязывайте свои представления об успехе, будьте той каменной стеной, на которую всегда можно опереться и если надо – попросить о помощи.

И тогда все будет хорошо! опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Ирина Чеснова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Запомни это имя: доктор Эндрю Уэйкфилд. В 1998 году он опубликовал в журнале The Lancet научное исследование о связи вакцинации с аутизмом. Позже эти выводы были опровергнуты десятками других ученых, а самого Уэйкфилда обвинили в подтасовке данных.

Более того, выявилась интересная подробность. За публикацию статьи о связи прививок и аутизма доктор получил значительную сумму от адвоката, который представлял интересы семей, судившихся с фармкомпаниями. Кроме того, он брался лечить детей с якобы постпрививочными расстройствами некими БАДами собственного производства.

Позже в The Lancet опубликовали официальное опровержение статьи. В 2009 году была поставлена официальная точка в этом вопросе, после того как в США состоялся так называемый Объединенный судебный процесс по делам об аутизме (Omnibus Autism Proceeding).

Так что, нужно ли делать прививки и абсолютно ли они безопасны? Было бы неверным это утверждать это категорично. Риск побочной реакции, пусть и микроскопический, существует. Но польза от вакцин многократно превышает риски. Да, самолеты иногда падают, но это не повод отказываться от авиаперелетов.

Противники прививок часто вспоминают, что большинство взрослых в детстве переболели краснухой, корью и другими инфекционными болезнями, и ничего страшного не произошло. На самом деле риск осложнений и летального исхода от этих инфекций слишком высок. Американский педиатр Пол Оффит в книге «Смертельно опасный выбор» приводит такую статистику США:

  • до появления вакцины пневмококковая инфекция ежегодно вызывала до 4 000 000 случаев отита, 120 000 случаев пневмонии, 30 000 случаев сепсиса и 25 000 случаев менингита;
  • до появления прививок из-за кори ежегодно госпитализировали около 100 000 человек, а 5000 из них умирали;
  • до того, как детей стали прививать от гриппа, каждый год фиксировали около 100 смертей (а в 2009 году, во время пандемии H1N1 (свиного гриппа), умерло больше тысячи детей).

Зачем нужны прививки

Принцип работы вакцин прост: в тело человека вводится ослабленный вирус/бактерия или их компоненты. Иммунная система естественным образом реагирует, запоминает агрессора и при следующей встрече быстрее и лучше от него избавляется.

Благодаря всеобщей вакцинации формируется коллективный иммунитет, когда из-за вакцинированного большинства заболевание не распространяется. Так, например, была побеждена страшная болезнь, унесшая миллионы жизней - оспа. С 1979 года в мире нет этого заболевания. Оспу победили с помощью массовой вакцинации.

Но когда число привитых людей сокращается, происходит вспышка заболевания. Так, например, произошло с корью.

Национальный календарь прививок

Календарь вакцинации в разных стран отличается. В отличие от западных стран в нашем национальном календаре нет прививок от менингококковой и ротавирусной инфекции, например. Их можно сделать в частном порядке, но стоят они, к сожалению, недешево.

Ниже приведен национальный (утвержденный Минздравом РФ) календарь профилактических прививок, которые обязательны и проводятся в массовом порядке, согласно возрасту детей.

Категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации Наименование профилактической прививки
Новорожденные в первые 24 часа жизни Первая вакцинация против вирусного гепатита B
Новорожденные на 3 - 7 день жизни Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ)
Дети 1 месяц Вторая вакцинация против вирусного гепатита B
Дети 2 месяца Третья вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Первая вакцинация против полиомиелита
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Вторая вакцинация против полиомиелита
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Третья вакцинация против вирусного гепатита B
Третья вакцинация против полиомиелита
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)
Дети 12 месяцев Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Дети 15 месяцев Ревакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 18 месяцев Первая ревакцинация против полиомиелита
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
Дети 6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Дети 6 - 7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
Ревакцинация против туберкулеза
Дети 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка
Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые от 18 лет Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

Дети с 6 месяцев, учащиеся 1 - 11 классов, некоторые категории взрослых граждан.

Вакцинация против гриппа

Какие еще прививки делают в нашей стране? Помимо национального календаря прививок существуют и региональные. Они дополняются инфекциями, которые особенно распространены в отдельных регионах. Речь о прививке против клещевого энцефалита. Эта инфекция часто встречается на Дальнем Востоке, Урале, Карелии, Псковской, Ярославской, Костромской, Ленинградской области.

Что нужно делать перед прививками

Обязательно посетить врача! Он заглянет в горло, послушает легкие и сердце, проверит температуру, ознакомится с результатами анализов, спросит, давно ли ребенок болел. Если после обострения хронического заболевания, а также с момента последней инфекции (респираторной или кишечной — не важно!) прошло меньше месяца, с прививкой лучше повременить.

Также от вакцинации лучше отказаться во время кишечных и детских инфекций или когда ими болеет кто-то в семье. В этом случае прививки надо делать только после после того, как пройдет инкубационный период и свое согласие даст лечащий врач.

Можно ли делать прививку, если у младенца были фебрильные судороги или после рождения ему ставили диагноз «перинатальная энцефалопатия»? Тогда тогда, когда невролог сочтет это безопасным.

Что нужно знать родителям детей с патологиями

У детей с хронической патологией любая инфекция протекает тяжелее и ведет к обострению основного заболевания. Поэтому прививки им нужны еще больше, чем их здоровым сверстникам. Но только вакцинируют таких малышей с соблюдением ряда предосторожностей.

Например, ребенка с аллергией на пыльцу нельзя прививать весной и летом, когда аллерген присутствует в воздухе, вызывая обострение поллиноза. А бытовая аллергия сильнее всего напоминает о себе осенью и зимой. Поэтому детей с таким диагнозом лучше вакцинировать в теплое время года.

Детям с пищевой непереносимостью, всем аллергикам и астматикам в момент прививки нужно соблюдать гипоаллергенную диету. Юным аллергикам и астматикам все вакцины вводят раздельно. Никаких комбинированных иммунопрепаратов типа АКДС! От коклюша, дифтерии и столбняка прививать придется в разные месяцы, а не в один день. Для профилактики прививочных реакций промежуток между повторным введением вакцины увеличивают.

За три-четыре дня до прививки ребенку, склонному к аллергии, дают лекарства от нее и препараты кальция. При использовании инактивированных (неживых) вакцин такой курс продолжают еще три-четыре дня. Или же продлевают его до трех недель, если ребенка прививали вакциной с живыми ослабленными микроорганизмами.

А каких детей нельзя прививать вообще? С онкологией, иммунодефицитом и тяжелой реакцией на предыдущие прививки. В состав некоторых вакцин входят антибиотики, яичный белок альбумин, желатин, дрожжи и консерванты: ребенок может отреагировать на любой из этих компонентов.

Вводить повторно вакцину, на которую он выдал реакцию, нельзя! Дети с аллергией и астмой должны проходить вакцинацию только в специально оборудованном процедурном кабинете, где есть все необходимое для оказания противошоковой терапии, и оставаться под наблюдением медиков не менее часа после прививки.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Burda Media/unsplash.com

Сделать выбор — делать или не делать с ребёнком домашнюю работу — в какой-то момент приходится каждому родителю. Мнения экспертов на этот счёт обычно противоречивы, так что «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. Колонку учителя мы опубликовали вчера, а в сегодняшнем материале наш эксперт — психолог.

Формальный подход к домашнему заданию: всем вместе сидеть и делать «домашку» или ни за что не сидеть и не делать, пусть учится сам, я считаю не подходящим. Все дети разные, все школы разные, поэтому и образовательная траектория тоже отличается. Будет ваш ребёнок в школе успешно или не будет, закладывается часто не в первом классе и даже не в подготовительной группе детского сада, а намного раньше. Часто ещё на первом году жизни или вообще с рождения ребёнка. На что-то из этого мамы могут серьёзно повлиять, а что-то не в их власти. Будущее самостоятельное делание уроков — это, поверьте, не самая существенная способность вашего ребёнка, чьи мозговые функции наращиваются и стимулируются с раннего возраста.

Как это происходит? Для того, чтобы любой человек был биологически успешным, необходимо, чтобы его родители обеспечили безопасность и заботились о нем до тех пор, пока он не сможет постоять за себя. Только имея безопасный сытый тыл, мы можем тратить , а не на выживание. С раннего возраста мы чувствуем себя безопасно и спокойно с хорошо знакомыми людьми. Наш пульс и артериальное давление становятся ниже, стрессовая реакция не включается или включается не сильно. Мы все очень чувствительны к тому, что говорят о нас окружающие, чувствительны к чужим настроениям. Если учительница рассержена, дети начинают себя плохо вести, отражая переживания учительницы. Чтобы кого-нибудь успокоить, вы должны в начале успокоиться сами.

Я пишу это к тому, что все мозговые функции развиваются в отношениях с другим человеком. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сёстрами. Если эти близкие показывают ребёнку цвета, буквы и цифры и при этом улыбаются, гладят, держат на руках — это будет стимулировать мозговые процессы, а главное, будет сводить вместе две важнейшие составляющие: общение и удовольствие. В эту же цепочку можно будет включить и алгебру, и географию, и искусство, и музыку, но это совсем не самое главное.

Если люди любого возраста попадают в опасную ситуацию, первое, что делает мозг, он блокирует «высшие» области коры. Нам надо срочно спасаться, «бить или бежать», мы теряем способность думать о будущем, чувствовать своё тело, голод и жажду, способность мыслить и говорить. Если такие опасные ситуации происходят часто, или они хронические, то мозг может включить постоянную блокировку «высших систем». Когда рядом с нами в этот момент есть близкие, любящие люди, заботящиеся о нас, мы восстанавливаемся быстрее. Теперь представьте, какое сильное воздействие оказывает любовь и забота на малышей, мозг и тело которых может функционировать только в паре со взрослым.

Дети, у которых были травматические события в жизни и отсутствие достаточной заботы, развиты «островками». Где-то всё в порядке, где-то — совершенная пустота. Развиваются только те способности, которые хоть как-то поддерживались взрослыми. На собственную инициативу к развитию у них часто не хватает ресурсов. Теперь вернёмся к первоначальному вопросу про уроки. Если первые годы прошли у ребёнка в любви, заботе, без травматических событий, то у него будет хватать психических ресурсов на то, чтобы усваивать новое, радовать родителей, учителей и развивать «высшие» мозговые функции. С такими детьми обычно , то есть сидеть рядом, внушать, разбираться, требовать. Они часто в наших школьных системах не «отличники», а, скорее, «хорошисты», так как осознают, что любят делать, а что не очень. Они готовы немного постараться, чтобы порадовать близких, но знают, что и на свои интересы надо оставить ресурсы.

Если с первыми годами жизни у ребёнка сложилось не благополучно, то возникает вопрос: будет ли сидение с ним за уроками давать лучшие результаты? Возможно, да. Если с ним будет сидеть спокойный, любящий взрослый. Почему? Потому что он будет восполнять дефицит безопасности и «регулировать мозг», разрешая ему постепенно отключать блокировку «высших» функций. А если с такими детьми будет сидеть тревожный, разозлённый взрослый? Наверное, лучше бы он там не сидел. Но часто и сам ребёнок в этом случае не в состоянии ничего делать. Ребёнок над вами не издевается, он не тупой, он правда не понимает в этот момент. Мозг не на то настроен. Кто может помочь? Другой, пусть не родной, но менее эмоционально заряженный человек: учитель, репетитор, соседка. И — спокойствие, только спокойствие — наш главный девиз.

Большинство прививок ребенок получает по графику вакцинации в течение первого года жизни. Это прививки против , гепатита B , эпидемического (свинки), и .

Получается, что ребенок получает 10 или даже более прививок, поскольку их нужно делать несколько раз. Поэтому выходит большая нагрузка на иммунную систему, которая, как и все остальные системы, у малыша еще достаточно не созрела.

Насколько тогда это необходимо?

Я считаю, что, к примеру, вакцину против туберкулеза лучше делать в роддоме, если родители не настроены категорически против. Это нужно потому, что эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в России неблагополучная.

А прививку можно делать в течение первых двух месяцев без обследования, далее, если ребенку она не сделана, потребуется обследование (проба Манту). И только потом при отрицательной пробе Манту делается прививка. Это опять же дополнительная нагрузка на ребенка.

Насчет остальных прививок нужно смотреть риск заболеваний и побочных эффектов, которые всегда могут быть. Также нужно помнить, что в каждой вакцине содержится консервант, то есть токсическое вещество. Обычно это соли ртути либо формальдегид. Токсическое действие определяется массой тела: чем меньше вес ребенка, тем более токсично действие вакцины.

Какие вакцины используются для прививок?

Вакцины бывают «живые» и «убитые». «Живые» - это вакцины ослабленных возбудителей, которые, попадая в организм, вызывают выработку иммунного ответа, благодаря чему появляется стойкий иммунитет к этому возбудителю.

«Убитые» вакцины отличаются от живых тем, что в них нет уже живых возбудителей. В этом случае действуют лишь их антигены, к которым организм также вырабатывает иммунитет.

Надо сказать, что «живые» вакцины вообще противопоказаны при многих заболеваниях, и, по моему мнению, их вообще лучше не делать. Одним из примеров «живых» вакцин является вакцина против , которая капается в рот в виде капелек. По новым стандартам она не должна применяться.

До года ребенок получает не менее 10 прививок, которые нагружают его еще не созревшую иммунную систему.

Стоит ли делать прививки строго по календарю вакцинации?

Считаю, что если ребенок родился здоровым, живет в благополучной семье, еще не ходит в детский сад, не играет в песочнице, стоит, наверное, подождать с вакцинацией до года. К этому времени ребенок подрастет, созреет иммунная система, могут выявиться какие-то противопоказания, и после этого нужно решать вопрос со своим педиатром индивидуально.

По поводу . Риск инфицирования гепатитом B у маленького здорового ребенка минимальный, поэтому такую вакцину нецелесообразно делать в роддоме сразу.

Если после рождения становится ясно, что ребенку предстоят какие-то операции или госпитализации по его состоянию, или в окружении ребенка могут быть больные или носители вируса гепатита В, тогда лучше начинать делать прививку сразу по плану в роддоме.

Многие родители все же боятся делать . Как в таком случае поступает врач?

Когда ко мне обращаются с вопросами о прививках, я всегда родителей настраиваю на то, что не надо бояться. Страх за ребенка или страх перед прививкой на душевном уровне окутывает ребенка, как облако, и подавляюще действует на иммунную систему.

Любой страх - это своего рода шок, стресс, а это ослабляет нашу иммунную систему, тем самым увеличивая риск заболеваний.

Если вы так боитесь этой болезни, сделайте прививку и не бойтесь. Если боитесь осложнений от прививки, лучше не делайте, но не переживайте. Это будет полезнее. Здесь важно найти баланс, чтобы не бояться отпустить страх.

Но родители всегда переживают за здоровье своего ребенка. Разве это не нормально?

Если рассматривать болезнь, как некое зло или несчастье, то действительно - сделал прививку, и ты защитился от болезни и ей никогда не заболеешь. Но болезнь не стоит воспринимать, как обязательное зло.

Детские болезни - это определенное испытание для организма ребенка, некий шаг на пути к взрослению, развитию. Проходя через кризис детской болезни, ребенок преодолевает, сжигает тот негативный наследственный материал, который мешает его развитию. В этом глубокий смысл детских болезней.

Каждая болезнь, с одной стороны, несет в себе определенный вред и риск, но, с другой стороны, и определенную пользу.

Когда мы переносим болезнь и поправляемся, особенно если используем препараты, которые помогают организму самому справиться с болезнью, мы становимся несколько сильнее. И в следующий раз, столкнувшись с проблемой, наш организм уже не так беспомощен.

Детские болезни можно назвать испытанием для организма ребенка, неким шагом на пути к взрослению.

Почему в принципе родители боятся делать прививки? Неужели они так опасны?

Прививки, как и любое медицинское вмешательство, могут иметь побочные эффекты. Это и антигенное воздействие на иммунную систему, и токсическое воздействие консерванта на организм.

Считаю, надо оценивать риск от заболевания и риск от побочного действия прививки для конкретного ребенка в конкретном возрасте и, исходя из эпидситуации вокруг ребенка и этих рисков, решать вопрос о прививке.

В сети нередко можно встретить «страшилки» о том, что после вакцинации дети умирают. Правда ли, что прививка может привести к таким последствиям?

От любой прививки могут возникнуть осложнения. И проблема здесь не в вакцине, а в переносимости организма. Вакцина вполне может стать толчком для развития какого-то тяжелого заболевания.

Как уберечь от этого своего ребенка?

Для этого используют антигистаминовые средства. Это обычная симптоматическая терапия, чтобы не вырабатывалась местная реакция на вакцину. Я использую гомеопатические лекарства, чтобы снизить риск этих осложнений.

Никогда неизвестно, как ребенок перенесет вакцинацию. На приеме я обычно советую, какие гомеопатические лекарства принимать до, а какие - после.

Прививки могут делаться только с письменного согласия родителей.

Прививки не могут делаться без согласия родителей?

Всегда последнее слово за родителями. Врач со своей стороны должен им объяснить все риски и заболеваний, и побочных эффектов. Поэтому нельзя точно сказать, что прививки - это абсолютное зло или, наоборот, это абсолютная польза для здоровья.

Я считаю, что в этом случае всегда родителям нужно решать вопрос со своим педиатром в индивидуальном порядке.

Во-первых, у ребенка могут быть определенные противопоказания к некоторым прививкам, уровень здоровья у каждого разный, риски возникновения тех или иных заболеваний или осложнений тоже разные.

Кроме того, есть родители, которые боятся или категорически не хотят делать прививки по своим убеждениям. В нашей клинике я как педиатр консультирую родителей по таким вопросам, составляя индивидуальный план прививок.

Сейчас сезон отпусков. Какие прививки стоит сделать перед ?

Если родители едут в страны, где есть риск экзотических болезней, к которым у нас даже генетически нет иммунитета, то нужно обязательно сделать вакцины. Некоторые страны Африки даже не допускают без них за свои границы.

Если ребенок едет с родителями, которые отправляются в ту или иную страну по работе и планируют там жить, тогда тоже целесообразно сделать прививки, рекомендованные для той страны.

У нас в России сейчас достаточно благополучная обстановка по инфекциям по сравнению с другими странами. В Азии очень много полиомиелита, встречается . А из-за потока беженцев в Европе очень много кори. Если туда люди собираются с детьми, то лучше провести вакцинацию.

В книгах и в интернете можно найти много противоречивых околопсихологических статей, в которых обсуждается, нужно ли делать с ребёнком уроки или же нет, и если нужно, то до какого возраста, а если не нужно, то как бороться с двойками, которые, с точки зрения родителей, неминуемо появятся. «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. В сегодняшнем материале наш эксперт — педагог, а колонку психолога ищите на «О!» уже завтра.

У меня есть знакомая учительница, которая на родительском собрании откровенно говорит: «Меня раздражает неправильно выполненная домашняя работа. Уважаемые родители, домашнее задание не только для детей, но и для вас!» То есть она считает, что родители обязаны помогать детям в выполнении . Вот такая позиция учителя и приводит к тому, что родители делают поделки и презентации, пишут стихи и сочиняют рассказы. Творчество — это замечательно. Но не тогда, когда вы делаете это вместо ребёнка.

На мой взгляд, родители делают задание за ребёнка по 3 причинам:

    Родители — перфекционисты, «отличники в душе». Такие мамы и папы не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось: «Дай покажу, как надо!»

    У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся сериал или футбол, а тут сын с уроками: «Давай я быстрее сделаю, а ты перепишешь».

    Родители боятся учителя. Да, такое бывает.

Учителя прекрасно видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. Мне об этом даже спрашивать не надо, я прекрасно знаю, на что способен каждый ученик. Но я работаю в маленькой частной школе, где количество ребят в классе позволяет на каждом уроке проконтролировать, усвоена ли тема. Самый главный принцип, которым должен руководствоваться учитель: задаём только то, чему научили. Потому что домашнее задание — это проверка, как ученик понял пройденный материал. Вот в этом самый главный смысл домашнего задания, а не в том, похвалит ли учитель, поставит «5» или «3». Выполнять «домашку» за ребёнка, значит вредить ему и мешать учителю.

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием?

Мой совет: терпение. Терпение и наблюдение. Если ребёнок , не просит помощи, если учитель не выходит с вами на связь по поводу домашней работы, то и вопрос о помощи отпадает. Иногда достаточно проверить само наличие выполненных уроков. Учителя обычно комментируют работы учеников. Помните такие записи красной ручкой: «Нет работы над ошибками», «Где упр. 14?», «Пиши аккуратнее!» и так далее. Конечно, на это надо обращать внимание. Но опять — терпение. Понаблюдайте и просто подскажите ребёнку, если заметили, что он что-то забыл или неправильно оформил работу.

Оформление работы, как и аккуратность, очень важно. Хотим мы этого или нет, но у нас есть ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, выполнение которых требует предельной внимательности, поэтому не помешает приучать детей с первого класса к определённым формальностям. Вот как раз с этим и должны помочь родители: сколько клеточек пропустить, какие скобочки поставить. «Повторение — мать учения» и, конечно, ребёнок сам скоро всё запомнит.

Буду ли я снижать оценку, если работа выполнена правильно, но плохо оформлена и неаккуратно написана? Не буду, но замечание напишу, особенно, тому ребёнку, который может писать лучше, но не старается. Родителей не должны пугать записи учителя. Это не характеристика ученика и его родителей. Это работа, процесс обучения. Он не может получиться сразу.

Что делать, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание?

Эту ситуацию, конечно, не надо игнорировать. Если сами понимаете тему, объясните, но постарайтесь не показывать готового решения, а вопросами подведите к нему. Лучше даже найти другое аналогичное задание. Оно вполне может быть в этой же тетрадке в классной работе. Исключите все книжки и пособия с готовыми домашними заданиями. Открою вам секрет: там очень много ошибок. В формальном выполнении домашнего задания, особенно, в начальной школе, когда закладываются основы знаний, от них намного больше вреда, чем пользы. Если совсем , лучше честно сказать об этом учителю и попросить объяснить, как надо было выполнить это задание.
Чтобы смириться с неизбежностью выполнения домашнего задания, надо понять, что это важный этап в обучении. Это повторение и закрепление пройденного материала. И ещё. Есть дети, которые категорически отказываются от какой-либо помощи. И не навязывайтесь! Может, вам просто повезло!