Что должна делать мама семье. Идеальная мама: Какая мама нужна ребенку. «Идеальная мать» не равно «счастливая мать»

Каждый вечер я говорю своему сыну: «Я тебя люблю». И мальчик, которому 7 лет, отвечает мне: «Всё равно я люблю тебя больше»… Некоторым мамам особенно повезло, у них есть сын. Связь матери и ребенка очень крепкая, но в случае с сыновьями она особенная.

Человек, который весь день занимался немыслимыми делами - очень быстро бегал, шалил, дрался и капризничал, вечером превращается в настолько нежное и чуткое существо, что даже не верится! Это важный момент: нужно дать ребенку знать, что его любовь - взаимна, и мама любит его несмотря ни на что.

Тогда из мальчика вырастет настоящий мужчина, не только сильный, ответственный и соответствующий представлениям о мужчинах в этом мире, но и умеющий любить! А ведь это главное для человека - уметь дарить свою любовь другим и ценить ее.

Эти правила понятны каждой маме, но даже самым старательным родителям стоит напоминать подобные вещи. Ведь ежедневная суета порой стирает суть происходящего - ради чего, собственно, все мы здесь собрались и для чего всё делаем. Вспомни самые прекрасные моменты, которые выпадают на долю мамы, воспитывающей сына!

Как воспитывать сыновей

1. Чувства превращаются в слова
Чтобы помочь ребенку справляться с эмоциями, стоит научить его выражать свои чувства словами. Здоровый ребенок - тот, который не сдерживает свои эмоции, понимает себя, умеет контролировать ощущения и называет вещи своими именами. Эмоциональная зажатость порождает множество болезней! Показывай собственным примером, как выражать эмоции правильно и как их называть.

2. Поддержка навсегда
Главный поклонник сына - его мама, конечно. Она знает всё о его достижениях и промахах, помнит мельчайшие детали его жизни. Иногда сыну может быть стыдно за своего преданного фаната, но он всегда будет знать, что в этом мире есть человек, для которого он - самый главный.

3. Домохозяин
Делай хозяйственные дела вместе с сыном, учи его готовить, стирать, убирать и следить за собой. Ему это точно пригодится!

4. Танец
Танцуйте вместе, и никогда не высмеивай неловкие движения ребенка. Танец - способ узнать свое тело получше и выразить состояние через движение. Это прекрасная терапия от плохого настроения и стресса.

5. Хорошие люди.
Вокруг много хороших людей, и каждый - прекрасен по-своему! Учи ребенка быть восприимчивым к позитивным примерам, рассказывай о выдающихся ученых, путешественниках, писателях… Вера в людей прививается с детства. Когда ее нет, жизнь теряет смысл. С негативом сын еще успеет столкнуться, а вот видеть во всем хорошее - этому можно научить.

6. Лучший пример
Супергерой - это мама. Самая умная, красивая и добрая. Всегда помни о том, что ты - идеал для своего ребенка и соответствуй ему.

7. Вера
Человек должен верить во что-то. Если ты оберегаешь ребенка от религии, научи его верить в добро и справедливость, в карму. Вера спасает от одиночества и отчаяния и будет с ребенком всю его жизнь.

8. Нежность
Есть вещи, с которыми нужно быть бережным и нежным. Животные, природа, маленькие дети и чувства других людей - настоящие сокровища.

9. Вещи
Вещи ломаются, портятся и загрязняются, это неизбежно. Мама должна принять это как данность. Лишняя ссора по поводу запачканной одежды ни к чему, намного лучше учить ребенка исправлять последствия своей бурной деятельности.

10. Интересы
Поддерживать взаимопонимание с сыном очень важно, а для этого нужно интересоваться тем, что ему интересно. Для мамы это полезно - узнавая что-то новое, она сохраняет свою молодость!

11. Прогулки
Чаще гуляйте вместе, наслаждайтесь красотой вокруг. Научи ребенка понимать природу и получать удовольствие от наблюдений.

12. Игры
Не всегда сын должен выигрывать - позволь ему проиграть. Это полезный опыт, который научит его относиться к жизни философски. Не всегда всё будет получаться, победу нужно заработать.

13. Помощь
Не отказывай ребенку в помощи и проси помощи у него! Это прекрасное средство для воспитания мудрого человека. Помогая маме, сын чувствует себя полезным и учится помогать другим людям.

14. Практика
Чтобы достигнуть совершенства, нужно трудиться! Таланты без труда ничего не значат. Учи сына быть старательным и не бросать дела, не закончив их. Не получилось с первой попытки - с десятой точно получится.

15. Вопросы
Старайся отвечать на все вопросы, которые задает тебе ребенок. Задавай встречные вопросы. Самое главное - научить ребенка находить ответы на все интересующие его моменты самостоятельно.

16. Папа
Мама должна позволить папе быть папой! Для сына это авторитет, не нужно его подрывать, даже если папа не всегда справляется со своей ролью.

17. Спорт
Для мальчика это очень важно! Выбирай спорт, который не будет слишком травматичным, - например, плавание. Физическая сила и здоровье помогут мужчине быть уверенным в себе.

18. Поцелуи.
Тактильный контакт важен и для мальчиков, и для девочек. Обниматься, целоваться и держаться за руки - значит проявлять свою любовь. Научи этому своего ребенка.

19. Общество
Бери сына с собой в гости, в путешествия, всюду. Это бесценный опыт, который будет формировать его личность!

20. Необходимые вещи
Никогда не забывай сложить салфетки, антибактериальное средство и пластырь в сумочку! Без этого из дому лучше не выходить.

21. Хорошие манеры
Уметь уступать место, быть вежливым и даже учтивым, уважать женщин - полезные качества. Они будут располагать людей к сыну и способствовать социальной адаптации. Всегда демонстрируй вежливость собственным примером.

22. Чтение вместе. Читайте книги вместе!
Когда ребенок уже читает самостоятельно, очень здорово просто сидеть рядом с ним и читать свою книгу. Пример взрослого заразителен!

Твой сын - сокровище твоего сердца, и он всегда должен знать об этом. Мальчик превратится в мужчину, но будет любить тебя так же сильно. Даже в трудные моменты помни, что тебе повезло!

Интенсивное материнство – хорошо или плохо

За последний год рождаемость в России повысилась на шесть с половиной процентов, что радует власть. Однако демографы и аналитики беспокоятся — им важно понять, кто и как теперь рожает, какие матери, каких детей. Социолог Ольга Исупова, доцент кафедры демографии НИУ-ВШЭ, высказывает предположение, что число идеологов чайлд-фри за последние годы не уменьшилось. Просто у многих материнство становится профессией — тогда рожают и второго, и третьего ребенка... Как относиться к этому явлению?

— Значит, основной рост рождаемости идет за счет того, что мамы не хотят или не могут совмещать материнство с профессией?

— Интенсивное материнство — это основной тренд в современной России. То есть мать не только является незаменимым родителем, более способным удовлетворить нужды ребенка, чем отец, няня, бабушка или кто угодно, но еще и личное счастье самой матери полностью заключается в ее детях, их благополучии — подчеркиваю, полностью! С тех пор как раннее развитие стало повальной модой, доминирующим типажом у нас в стране стала мать, которая не работает вообще или работает от случая к случаю, занимается воспитанием ребенка дома, водит его по секциям и клубам, а в промежутках занимается своей красотой и обустройством дома.

— Такая стратегия материнства — порождение капитализма или все-таки естественное явление?

— Само по себе явление, прямо скажем, не новое, особенно если речь идет о неработающей образованной маме, занимающейся самостоятельно воспитанием и образованием своих многочисленных детей. Можно вспомнить хотя бы дворянское материнство в России XIX века, берущее начало от идей Руссо. Именно его идеи оказались очень популярны и привлекательны для женщин того времени — видимо, это давало повод для самоуважения, тем более, что о женской карьере в современном смысле слова тогда и речи не было.

Кстати, через некоторое время реакция социума на это явление оказалась мощной и выразилась в идеях последователей Фрейда. В их работах был приведен тот же самый образ матери, но с акцентами на его отрицательных сторонах — властности, стремлении за ребенка все решать, присваивать его себе в излишних масштабах. Такая мать может быть опасна.

Думаю, что та волна феминизма, которая всколыхнула Америку и Европу в 1960-е годы, была оппозиционна материнству именно потому, что у девочек, выросших в условиях тотального материнского контроля, оказалось огромное количество неразрешенных проблем с матерью, а заодно и с самими собой. Образ матери казался им настолько непривлекательным, что повторять этот «подвиг» они не хотели.

Однако у россиянок идея «дать ребенку все» имеет специфическую историко-культурную подоплеку. Тут, я думаю, все понятно. Память о бедности и безнадзорности своего детства, желание угодить мужчине, оправдать статус неработающей женщины, вложиться в блестящее будущее ребенка. Как ни крути, а гонка за успехом становится всеобщей. Социологи знают: семьи только с одним ребенком распространены даже среди рабочего класса, потому что ресурсов, чтобы «дать все» нескольким детям, у семьи не хватает. А так хочется сделать ребенка сверхпотребителем своей мечты!

— Но какие же риски в преобладании именно такой стратегии родительства?

— Прежде всего это достаточно агрессивная социальная норма, которая поглощает все остальные. Многие «интенсивные» матери сейчас видят в себе образец, пример для подражания. И даже те, кто не разделяет этой идеи, вынуждены вести себя очень похоже, иначе их дети, кажется им, будут отставать. То есть идея, которая должна бы быть всего лишь одной из многих, постепенно становится общепринятой.

«Привязанность — это святое!» Да, но исследователями пока не замечено никакой связи между интенсивностью материнства и глубиной привязанности. Наоборот, заботливые, но давящие мамы часто оказываются предметом скорее любви-ненависти, с годами перерастающей просто в ненависть. Интенсивные мамы часто не могут вовремя понять, что ребенка надо отпускать — ведь у них нет никаких запасных аэродромов.

Однако идея все собой заменяющего, самопожертвенного материнства очень нравится не только женщинам, выбравшим этот путь или хотя бы ориентирующимся на него, но и государственным служащим, связанным с семьей и детством. Потому что эта идеология означает: матери все сделают сами, можно не напрягаться и не помогать. Женщина посвящает себя детям — она работает за нас.

Наконец, идея материнства как жертвы подтверждает выбор добровольно бездетных женщин: моя любимая работа не менее сложное интересное занятие, чем материнство. То есть сама мысль о возможности сочетания того и другого сегодня звучит невнятно: если получится, если хватает сил. А весьма распространенная сейчас гедонистская идеология обуславливает нежелание тратить слишком много сил на что-либо в жизни.

Между тем матери, кроме всего прочего, имеют право на помощников, и их должно быть очень много — со стороны семьи, родственников, государства, соседей, знакомых. Женщины имеют право уйти на работу и оставить ребенка с папой или бабушкой, или отдать в ясли, или иметь финансируемую государством няню. Но интенсивная мама никакой помощи не хочет, она все делает сама и никому не доверяет. Это, конечно, возможный вариант, личное право, но уж никак не норма и не предписание для всех.

— А что вы можете сказать о детях, воспитанных интенсивными матерями? Какие они?

— О, растущее поколение уже отчасти впитало в себя эти веяния. Примерно половина детей школьного возраста, с которыми я общаюсь, на вопрос «Что такое мама» отвечают исключительно в категориях долженствования. Наверное, в той или иной мере так было всегда, мама всегда что-то должна, но никогда еще дети не признавали этого так безапелляционно.

И самое интересное: мама должна не «любить, ласкать, жалеть», нет. Мама должна покупать, доставать, дарить, во¬зить. В оценках детей есть и чисто женские черты портрета мамы: мама должна хорошо выглядеть, красиво одеваться, краситься. Но обязательно и, во-первых, уметь хорошо водить машину.

В сознании детей есть большая уверенность в том, что мама должна учить: «помогать делать уроки, готовить к экзаменам и контрольным». Но ведь сами мамы создают эту реальность. А государственная политика только укрепляет образ матери, которая даже школьным образованием детей должна заниматься.

Никогда еще в нашей стране материнство не становилось настолько изнуряющим и всепоглощающим для большинства женщин. Еще недавно нормой была формула «сыт, обут — свободен». Государство учило и воспитывало, организовывало отдых и путешествия детей. Сейчас практически предполагается, что мама должна все, в том числе до некоторой степени подменять собой школу — изучить учебник или нанять себе репетитора, чтобы правильно делать с ребенком домашние задания!

Плодами такого воспитания могут быть две перспективы. Либо вырастут люди, перекормленные с детства всеми видами активности, без своей воли к жизни, равнодушные, скептически настроенные. Либо перфекционисты наподобие родителей: привыкшие к темпу, желающие всего и сразу, ненасытные, не готовые понизить планку. Самое сложное — и первым, и вторым предстоит жить в одном и том же мире.

Девочек это касается, пожалуй, в меньшей степени. Мы ведь с этого и начали — женщины имеют выбор, они привыкли комбинировать роли. Женщине легче быть посередине, она спокойнее переносит неуспех, переключается на другую работу, менее престижную, хуже оплачиваемую, и ведь это она решает, рожать детей или нет и сколько. А мужчине свойственно иметь одну цель, и не достичь ее — значит, не состояться.

А как в Европе? Меня поначалу удивило: дама тридцати с лишним лет, успешный ученый, сделавший карьеру, — и мать троих детей? Не может быть! У нас либо одно, либо другое. Но Европа поддерживает право мамы на любой жизненный путь. Особенно это заметно во Франции — там разнообразие семейных стратегий просто огромное. Можно сидеть с ребенком на пособии, можно отдать в детский сад, можно работать, можно совмещать все со всем — и в любом случае ты можешь делать все, на что у тебя хватает таланта и желания, и государство тебя финансово поддержит. В России же сейчас происходит поляризация.

— Что можно пожелать мамам в сложившейся ситуации?

— Всем мамам, независимо от того, какую жизненную стратегию они себе избрали, нельзя забывать, что мать в первую очередь человек. Не все проблемы в жизни детей она должна разрешать, не все брать на себя. В конечном счете, материнство — это одна из важнейших, прекраснейших сторон жизни, но не вся жизнь. И еще: никакая распрекрасная мама не может и не имеет права заменять человеку мир...


Каждой женщине хочется быть хорошей хозяйкой, женой и, самое главное, хорошей мамой. Но часто в повседневной суете мы забываем о простых вещах, которые и делают из женщины маму. Мы забываем говорить детям, что любим их, забываем просто обнимать. Ведь дорогие репетиторы, частные школы и ценные материальные блага, о которых мы так часто беспокоимся, – это не то, что укрепляет нашу с ребенком связь. Иногда нужно немного отвлекаться от процесса поучения малыша, и быть с ним рядом просто доброй и заботливой мамочкой.

30 правил хорошей мамы на каждый день:

  1. Чаще говорить ребенку “Я люблю тебя”. Этого никогда не бывает много.
  2. Показать малышу, что его объятия очень много значат для вас и могут решить уйму взрослых проблем. Просто попросите кроху в трудную минуту обнять вас.
  3. Ужиная вместе с детьми, обязательно нужно спрашивать о том, как прошел их день, что в нем было хорошего.
  4. Важно иногда хвалить ребенка в присутствии других людей, для детей эти моменты значительны.
  5. Нужно делать детям комплименты и показывать, как ребенок должен делать их другим.
  6. При каждой возможности – целовать и обнимать ребенка.
  7. Нужно учить ребенка смеяться. В том числе и над собой. Часто смех помогает выходить даже из сложных ситуаций. Детей стоит научить не воспринимать себя слишком серьезно.Ведь все делают ошибки, но не все могут посмеяться над ними, не все могут воспринимать свои промахи с чувством юмора. А это важно.
  8. Чаще говорить малышу “спасибо”. Так мы научим его быть благодарным.
  9. Нужно уметь все прощать. И это касается не только ребенка. И стоит объяснять своему малышу, что злость съедает изнутри того, кто злится.
  10. Выделяйте день, когда вы будете только вдвоем с ребенком.
  11. Никогда нельзя запрещать ребенку быть собой, даже если его эмоции или реакции вам не по нраву.
  12. Утро и пробуждение ребенка должно начинаться с нашей улыбки и поцелуя. Только без спешки и криков “Мы опаздываем!”
  13. Ко всему, о чем хочет рассказать ребенок, нужно относиться как к самому важному разговору в мире.
  14. Необходимо пытаться спрашивать у ребенка, что он думает о вещах, касающихся вашей семьи. Его мнение тоже учитывается.
  15. Не нужно бояться доверять детям даже сложную работу. Пусть они и ошибутся, зато уже будут знать, что это такое. В жизни пригодится.
  16. Детей можно и нужно просить о помощи.
  17. Свои ошибки нужно уметь признавать. Это научит ребенка проще относиться и к своим промахам. Он поймет, что не только он допускает ошибки.
  18. Для вас должны быть важны любые мелочи: будь то имя друга по садику, или же имя игрушки.
  19. Придумайте ребенку милое, нравящееся ему прозвище.
  20. Иногда вместо сказок нужно рассказывать детям какую-то историю из собственной жизни. Все это объединяет его с вами и с семьей вообще.
  21. Иногда включайте музыку и просто танцуйте вместе. Такие моменты – самые ценные.
  22. Можно придумать секретный семейный пароль или шифр.
  23. Иногда нужно давать детям пошалить: разбросать носки и футболки по комнате или разрисовать себя красками. Это все можно устранить, а детям весело. Главное – не переборщить.
  24. Редко, но все же нужно иногда позволять нарушать правила: давать смотреть телевизор допоздна, иногда разрешать не пойти в школу. Пусть эти редкие возможности будут праздником для малыша.
  25. Всегда нужно просить прощения, если были неправы.
  26. Давайте возможность ребенку самому принимать решения.
  27. Если что-то ребенку мы уже пообещали – это нужно выполнить. Или не разбрасываться обещаниями.
  28. Когда дети поют – нужно подпевать им.
  29. Очень важно не забывать говорить ребенку о том, что его папа самый лучший и заботливый в мире.
  30. Нужно беречь каждый подарок, поделку и открытку от ребенка, для них это важно.

Приветствую вас, дорогие читателя моего блога! Я, Татьяна Сухих, без устали делюсь с вами всем, что знаю сама. Вот недавно я рассказывала вам о том, чем занимается воспитатель в детском саду и примерно описала вам свою должностную инструкцию. Теперь настала очередь второго участника образовательного процесса. Хотите узнать обязанности родителей соответственно российскому законодательству?

Уверена, друзья, что многие из вас вообще не задумывались о том, что взаимоотношения между членами одной семьи регулируются нашими законодательством. Пока гром не грянет, как говорится. Возможно, однако, что кому-то приходилось, к сожалению, отстаивать свои права как родителя в суде? Если есть желание, поделитесь опытом!

Итак, для общего развития расскажу, что по Семейному кодексу РФ мамы, папы или лица, их заменяющие, имеют четкие обязанности по отношению к своим или вверенным им детям. Причем, права и обязанности перекликаются и выходят одно из другого:

  • Все, кто имеет детей, имеет право и обязан заниматься их воспитанием. Мало того, мамы и папы имеют преимущественное право на воспитание собственных малышей, а бабушки и все прочие родственники не должны вмешиваться;
  • Мамы и папы обязаны заботиться о всестороннем развитии своих чад, их здоровье и благополучии. По закону мы не имеем права причинять как физический, так и моральный ущерб своим деткам;
  • Мы, родители, непременно должны обеспечить детям образование. Насколько я знаю, точно 9 классов должен учиться любой ребенок. Мы имеем право выбирать учебное заведение, а также выбирать форму обучения до школы, учитывая мнение ребенка. То есть, посещение детского сада – дело добровольное, а школа – обязательное;
  • Родители имеют право защищать интересы своих деток, общаться с ними, даже при раздельном проживании и т.п.

Вроде обязанностей немного, но вот возьмем право по воспитанию детей. Ведь это такое широкое понятие, воспитание! Согласно закону, воспитание – это положительное воздействие на развития ребенка – духовное и физическое, а также обучение нормам поведения в обществе и обеспечение образования деток. Конечно, что в это понятие каждый вкладывает свой смысл.


А что вы думаете о том, что такое воспитание?

Дополнения к нормам закона…

По содержанию перечисленных выше пунктов статей Семейного кодекса в моей интерпретации трудно понять, какой груз ответственности лежит на мамах и папах. Например, ничего вроде не сказано, что мы должны содержать своих деток, кстати, всего до 18 лет, а дальше – по желанию. Исключение – если ребенок нетрудоспособный и не может сам себя содержать. Так, я не хочу углубляться в нормы закона, я не юрист…

Я хотела сказать, что забота о материальном благополучии «скрывается» в пункте, где сказано про заботу о здоровье и всестороннем развитии. Здоровье детей обеспечивается путем создания благоприятных условий для жизни, обеспечения полноценного питания, организации его досуга (физкультура и спорт), предоставление своевременной медицинской помощи и т.п.

Кроме того, мы должны организовать здоровый, духовный микроклимат в собственной семье, чтобы дети росли в благоприятной обстановке для нравственного развития. Хочу добавить, что во всех наших поступках и решениях приоритетным по закону должно быть благополучие ребенка. Если, допустим, у малыша плохое зрение, но специализированный садик далеко и родителям неудобно добираться, то все равно интерес малыша должен стоят на первом месте. То есть – вы должны возить малыша в дальний садик, поскольку это важно для его здоровья.

Что говорить, для нормальных родителей в порядке вещей: личные интересы не ставить на первое место, если есть ребенок. Понятно, уровень ответственности родителей зависит от их моральных принципов, условий жизни, образования. Что для одного нормально, для другого – неприемлемо.


Вы знаете, что за неисполнение своих родительских обязанностей предусмотрена семейно-правовая, административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность. Но у нас наказывают родителей только при вопиющих случаях. Если малыш недоедает, носит рваные ботиночки и не имеет возможности посещать секции, то таких мамаш не наказывают.

Да, материальное положение бывает плачевное у людей, но я часто вижу, что родители не стараются сделать его лучше. На элементарные средства гигиены можно найти средства, да и так заштопать вещички, что и незаметно будет. Бедность – не порок, но и не оправдание.

Какие обязанности у родителей, чьи дети посещают детский сад?

Вот часто слышишь от мам, бабушек и даже пап, что мол, вы, воспитатели, должны то или то делать для наших детей. А вы сами задумывались, что вы должны делать для детского сада? Да, есть требования и для родителей, представьте.

Конституция не прописывает обязанности, которые стоят перед родителями по отношению к дошкольному учреждению. Но есть типовое положение про детский сад, на основании которого каждый сад составляет Устав, в котором есть и обязанности родителей. Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал конкретный садик, то будьте любезны выполнять Устав.

Например, там сказано, что участниками образовательного процесса являются воспитатели, дети и их родители. И взаимоотношения между всеми сторонами строятся на сотрудничестве, взаимоуважении и приоритете человеческих ценностей. Красиво звучит, правда?


Обязанности педагогов вы уже знаете, а свои хотите узнать? Их немного:

  • Выполнять Устав детского сада, с которым вас должны ознакомить, да он обычно распечатанный висит на информационных стендах;
  • Соблюдать пункты договора между родителями и дошкольным учреждением;
  • Оказывать учреждению посильную помощь и поддержку в вопросах реализации поставленных задач;
  • Вовремя оплачивать содержание дошкольников в садике.

Администрация ДОУ определяет правила внутреннего распорядка – время приема детей, расписание занятий и т.п. Вы, уважаемые родители, должны выполнять их. Также есть требования в отношении одежды для сада, наличия сменной одежды и других вещей, которые нужны для обеспечения комфорта для ребенка и удобства персонала.

Обычно при приеме в садик вам выдают перечень всего, что нужно для вашего ребенка. Обязанности родителей не обременительны, но часто просто игнорируются.

Так, вы должны вовремя приводить и забирать малыша. Эх, как надоедает объяснять, что ваши опоздания очень мешают воспитательно-образовательному процессу! На работу вы же не опаздываете, а в садик – можно. Не хочется ругаться с мамами и папами, мы всегда смолчим, пойдем на уступки. А кто это ценит?

Крик души…

Или вот одежда для садика. Просишь, просишь, не надевать вещи сложного покроя с непонятными застежками, но кто слушает. А ведь есть утвержденные требования к одежде для детского сада. И ответственные родители их читают, готовя малыша в садик!

». Даже если вы не успеваете накормить ребенка пять раз в день или играете с ним не так часто, как «должны», это еще не повод «увольнять» себя с должности хорошей мамы.

Вы прочли кучу специализированных книг, но все еще ищете ответ на вопрос « » В таком случае советы психолога Анастасии Рубцовой вам наверняка будут кстати. Анастасия собрала основные «правила хорошей мамы» по мнению психоаналитиков и поделилась своими выводами в Facebook’е.

Раньше только подруги заводили со мной разговоры о том, что такое хорошая мать. Теперь заводят и мужчины. Хотела сказать «и я делаю выводы», но я не делаю выводов. Просто офигеваю. Потому что беседы обычно протекают в духе «всем известно, что по-настоящему хорошая мать должна иметь рога и синий хвост, только так и никак иначе».

Давайте я расскажу, кто такая «достаточно хорошая мать» по версии психоаналитиков. Того самого пресловутого Винникотта, на которого все и всегда ссылаются, и следующих за ним. Буквально телеграфной строкой.

Она, эта мать, должна физически быть.

Только не смейтесь, это не такой уж очевидный пункт. То есть она не должна пропадать дольше, чем на несколько дней, уезжать в научно-исследовательскую экспедицию в республику Конго на полгода, работать до 11 вечера, ложиться в больницу на месяц или вообще умирать. С ней все это может случаться. Чего только в жизни не бывает. Но тогда фигурой, заменяющей мать, становится папа, бабушка, няня, и все наши следующие пункты уже будут относиться к ней.

Она умеет справляться со своей тревогой и успокаивать ребенка.

Это очень сложный пункт, о нем написаны десятки книг и статей, но в двух словах: если у вас дома бардак, если вы можете выйти из дома без того, чтобы проверить семь раз, выключен ли утюг и газ, если вы не впадаете в панику, глядя, как ребенок карабкается по грязной лесенке, значит, с тревогой вы как-то справляетесь. Если вы можете так обнять ребенка, чтобы он успокоился (не придушить, а обнять), если вам хотя бы иногда удается заменить «Не ори, хватит меня позорить!» на «Все хорошо, все хорошо, мой маленький, давай успокаиваться», хотя бы в одном случае из ста, то вы справляетесь. И даже если не удается, этому можно научиться. Постепенно.

Достаточно хорошая мать ошибается.

Она должна ошибаться. Обязана. Иногда не угадывать, чего там пищит ребенок, то ли замерз, то ли есть опять захотел. Тем более - не предугадывать его желаний. Иногда слишком тепло или слишком легко его одевать. Не выполнять всех его требований и не покупать всего, чего он просит. И так далее. По Винникотту, хорошая мать ошибается примерно в 30% случаев, и ее ошибки абсолютно необходимы ребенку - иначе, будь она идеальной, он бы не научился справляться с обидой, печалью, гневом и яростью. Если верить другим исследователям, чем идеальнее мать, тем хуже для психики ребенка. Тем более, что за "идеальность" часто выдают ту самую повышенную тревожность, которая у нас идет предыдущим пунктом.

Достаточно хорошая мать имеет свою собственную жизнь.

Она не погружена целиком в ребенка, есть и другие люди, с которыми она отдыхает душой от младенческих забав, всех этих «ку-ку» и «мы покакали». Винникотт полагал, что у нее должен быть еще и хороший секс с отцом ребенка, но тут Винникотт не авторитет, потому что сам он никого не рожал. И до секса ли там, в первый год младенческой жизни, прости господи. И почему именно с отцом ребенка? Но суть именно в том, что у матери есть взрослые - неважно, сексуальные ли - отношения с кем-то еще.