Человек должен быть интеллигентен изложение. Человек должен быть интеллигентным! Человек должен быть интеллигентен


Многие думают: интеллигентный человек - это то, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками ил руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Я не врач, но я в этом убеждён. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.




(1) Человек должен быть интеллигентен! (2) А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8) Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
(9)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
(10) Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
(12) Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (13) Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
(14) Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(15) Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (16) А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
(17) Тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. (18) Однако меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
(19) Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… (20) Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. (21) Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (22) Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. (23) Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (24) Душевная слабость ведет к физической слабости. (25) Я не врач, но я в этом убежден. (26) Долголетний опыт меня в этом убедил.
(27) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (28) Да, именно красивым.
(29) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
(30) Социальный долг человека – быть интеллигентным. (31) Это долг и перед самим собой. (32) Это долг его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему. По Д.Лихачёву



1. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2. Из предложений 18-19 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую.

3. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочным способом.

4. Из предложений 1-4 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

5. Из предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

6. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании в тысяче мелочей (предложение 13).

7. Из предложений 30-32 выпишите все предлоги.

8. Из предложений 1-5 выпишите прилагательное, перешедшее в существительное.

9. Из предложений 14-16 выпишите все местоимения.

10. Из предложения 32 выпишите притяжательное местоимение.

11. Из предложений 2-7 выпишите краткое прилагательное.

12. Из предложения 23 выпишите все частицы.

13. Из предложений 16-19 выпишите наречие.

14. Среди предложений 19-26 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.

15. Среди предложений 10-18 найдите предложение с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 12-20 найдите сложные, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

17. Среди предложений 7-14 найдите сложное, в состав которого входит(ят) односоставное(ые) безличное(ые). Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 17-27 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

19. Среди предложений 1-13 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 12-19 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью противительного союза. Напишите номера этих предложений.

Назовите средство выразительности, использованное в указанном фрагменте текста. Выберите номер ответа из списка терминов.

1. Синтаксическое средство (предложения 21, 22, 23).

2. Мусорить…дурными идеями (предложение 13), тренировать душевные силы (предложение 15).

3. Белая ворона (предложение 5).

4. Синтаксическое средство (предложения 1, 6).

5. Нарочитого - природного (предложение 29).

6. Синтаксическое средство (предложения 13, 14).

7. Долголетний опыт (предложение 26), несчастный человек (предложение 22).

8. Синтаксическое средство (предложения 2, 3, 4).

9. Долг (предложения 30, 31, 32).

10. Духовных и душевных сил (предложение 18), злобная и злая реакция (предложение 19).

Список терминов:

1. Паронимы


2. Книжная лексика

3. Оксюморон

4. Контекстные антонимы

5. Ряды однородных членов

6. Парцелляция

8. Фразеологизм

9. Каламбур

10. Диалектные слова

11. Эпитеты

12. Риторические восклицания

13. Метафоры

14. Лексический повтор

15. Грация

16. Эпифора

17. Риторическое обращение

18. Вопросительные предложения

19. Гипербола

20. Синтаксический параллелизм


1) Составь план текста.
1) Нужна ли интеллигенция?
2) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.
3) Интеллигент всегда останется интеллигентом
2) С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачёва, связывают интеллигентность?
Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
3) Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Подчеркни в тексте не менее четырёх качеств.
эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству... вот это и будет интеллигентный человек...
4) Объясни утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека».
По мнению Лихачёва, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … - вот это и будет интеллигентный человек”, - считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.
5) Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Почему? Приведи фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Нет, потому что интеллигентный человек не будет спорить до хрипоты и оскорблять, а постарается понять другую точку зрения и не переходить на личности.
6) Как, по-твоему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает «белой вороной» среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»?
Человек должен продолжать вести себя интеллигентно, сближению и общению с другими людьми это ни коим образом не помешает.
Я считаю, что человек становится личностью, когда имеет духовные ценности и принципы. Личность человека обретает объем и глубину, когда инициирует свой рост и развитие. Когда человек личность, то никто и никогда не способен сделать его "белой вороной". Потому что интеллигентный человек уже личность, которая имеет глубину и объем, свои высокие стандарты и принципы, и он не принимает навязываемые извне ярлыки.
Сослуживцы уважают профессионализм, который исходит из объема личности человека. Если интеллигентный человек будет профессионалом в своем деле, то уже сослуживцы будут искать способы как сблизиться с ним и научиться у него. К тому же, правила поведения с сослуживцами предусмотрены корпоративной этикой.

Лингвистический анализ текста Д. С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».

Урок разработан учителем русского языка и литературы ГБОУсош№ 000, г. Москвы, Литвиновой Мариной Владимировной.

Цель урока : предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепить умения анализировать текст, выделять в нем тему, идею; находить выразительные средства языка, определять их роль в тексте; способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку и родному краю, развить интерес к самостоятельному изучению русского языка.

Задачи: проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; продолжить обучение комментированию и рецензированию ответов одноклассников; построить урок на основе системного анализа; частично познакомиться с биографией; поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия ; определить свое отношение к нравственным ценностям; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, присаживайтесь.

Проблемный вопрос .

Нужно ли быть сегодня интеллигентным человеком? Современно ли это? (Дети делятся своей точкой зрения).
Вступительное слово учителя.
Уважаемые ученики!
Сегодня мы должны с вами поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия.

Давайте поговорим немного об авторе, с текстом которого будем работать в течение всего урока. Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. Он автор фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.

Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. В 1928 году, по окончании факультета общественных наук Ленинградского государственного университета, он был незаконно репрессирован. Пять лет Дмитрий Сергеевич находился в лагере на Соловках, трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно.
Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы. В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия", редколлегию серии "Литературные памятники", в конце 80-х годов - участвовал в создании журналов "Новый мир" и "Наше наследие".

За краткими строками биографии - многогранная жизнь мыслителя, ученого, общественного деятеля. Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа.
Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия Россиян. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его - примером бескорыстного служения народу.
На уроке мы поднимем вопрос об интеллигенции и интеллигентности и поразмышляем о двенадцатом письме "Человек должен быть интеллигентен!" из книги «Письма о добром».

Словарно-орфографическая работа.

Ребята, как вы понимаете значение слова интеллигенция?

Слово "интеллигенция" на других языках мира определяется как заимствованное из русского. И, наверное, не случайно Европа и Америка предпочитают слову "интеллигент" слово "интеллектуал". Русский язык не просто принял, вобрал в себя иноземное слово – он его одухотворил. Ни в одном другом языке мира это слово не несет дополнительной смысловой нагрузки.

Интеллигенция - собир., люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом.

Интеллигентность – это способность человека к духовной эволюции, самотворению: сам себя творишь и сам себя отворяешь, выявляя дотоле неведомые силы и способности.

Аура - спец., 1 Изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа.2. В парапсихологии-то же, что и биополе .

Работа с текстом. Текст распечатан на каждого ученика.

Человек должен быть интеллигентен!

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

ёв

Беседа по содержанию текста.

Ребята, перед нами представлен отрывок из двенадцатого письма.

1.О чём этот текст? (Примерные ответы детей: это размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того чтобы быть счастливыми. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Все наши слова, поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).

2.Какие проблемы поднимаются в этом тексте? (Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)

3.Как название текста влияет на его тему? (В названии заключен призыв, который привлекает наше внимание к общечеловеческим ценностям).

4. Какова идея? (Интеллигентный человек – это человек, имеющий не только хорошее образование или талант, но и определённые морально – нравственные качества). Давайте идею запишем при помощи тезисов из текста (интеллигентность человека – залог его долголетия, быть интеллигентным – долг человека перед самим собой, быть интеллигентным – долг человека перед обществом.)

5. Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным? (Нет, так как образованный человек и интеллигентный человек два разных понятия, интеллигентность основывается на создании нового через осознание старого как нового).

6. Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек. (Это человек, уважающий культуру прошлого, способный понимать другого, умеющий уважительно спорит, способный незаметно помогать другому, берегущий природу, скромный, не засоряющий окружающий мир не только вещественно, но и дурными идеями, приветливый и добрый).

7. Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»? (Дети делятся своими мнениями).

8.К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок? (Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи, тип речи- рассуждение. Выдвигается тезис - человек должен быть интеллигентен, далее автор доказывает, зачем каждый человек дожжен быть интеллигентным, вывод - социальный долг человека – быть интеллигентным).

9. Какие признаки публицистического стиля вы в нём нашли? ( Цель: воздействие на читателя, внушение определённой идеи (если человек не будет проявлять уважение к культуре прошлого, не будет ежедневно воспитывать себя, не будет ответственен в решениях нравственных вопросов, значит, это человек, не умеющий жить, несчастный, страдающий «душевной слепотой»). Автор побуждает нас осмыслить эту важную морально-этическую проблему. Именно эта цель заложена в названии текста. Ещё один признак публицистического стиля - общедоступность (текст рассчитан на понимание широкой аудитории читателей).

Текст очень эмоционален, это достигается за счёт риторических вопросов и восклицаний, синтаксического параллелизма, ёв не просто пишет, а через своё письмо беседует с читателем). Например, … « А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?»).

11. Какие выразительные средства помогают образно представить текст?

(Это достигается за счёт ряда однородных членов «сослуживцев, друзей, родных»… служат для создания максимально полного описание интеллигентного человека, использования фразеологизма «белая ворона», лексических повторов « в тысяче и тысяче мелочей», анафора « а если…» говорит о том, что внешняя среда не должна влиять на внутреннее мироощущение, никакие условия не могут повлиять на интеллигентность людей. Вводные конструкции помогают подчеркнуть значимость фразы « именно незаметно»…).

12. Какие ключевые слова помогают понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние?

(Внутреннее состояние нам помогает понять лексика, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь - это слова, обращённые именно к обществу).

13. Как вы считаете текст динамичен или статичен?

(Текст динамичен, движение создается за счёт большого употребления глаголов. Они не дают мысли затечь, а постоянно читателя заставляют искать ответы на поставленные вопросы. Глаголы употреблены в инфинитиве и изъявительном наклонении настоящего времени, это употребление позволяет сделать вывод, что нравственные вопросы, которые поднимаются в тексте, не имеют срока давности, они будут актуальны всегда, в любое время, так как без этого невозможно говорить о душе человека, без души мы все превратимся в чёрствых, безынициативных людей).

Давайте подведём итог.

Современный человек - интеллигентный человек?

Что вы в современном мире вкладываете в это понятие?

В 1991 году Лихачёв пишет книгу «Раздумья», как бы логическое продолжение «Писем о добром и прекрасном». Завершают «Раздумья» 10 заповедей человечности, сформулированные Великим сыном России. Давайте посмотрим, как эти заповеди связаны с нашим текстом. Какие заповеди наиболее значимы?

Заповеди человечности (записаны на доске).

Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.!!!
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

(ёв).

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему « Нужна ли интеллигентность в современном мире?»

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но, прежде всего, определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.