Сценарий мероприятия к пушкинскому дню. Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея материал (5 класс) на тему Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Лицейский экзамен спустя 195 лет

( сценарий урока – концерта, посвященного Дню Царскосельского Лицея)
У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута

Юрий Карякин
По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея.

“Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были “новые люди”. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно: рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства.

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия.

А сегодня, 199 лет спустя после открытия Лицея на импровизированный экзамен мы решили пригласить учеников и преподавателей первого выпуска и поговорить о дружбе, верности, о том, какую роль сыграл Лицей в их жизни.

БИЛЕТ 1

И первым на экзамен приглашается сын протоиерея, который служил при московском университете; выпускник философского факультета МГУ, превосходно знавший иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. В 1800 году был назначен консулом в Молдавское княжество. Он исполнял эту должность так совестливо и полезно, что молдаване любили его и уважали.

В Москве этот человек бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе.

Василий Федорович Малиновский – первый директор Лицея.

Вопрос 1: Продолжите фразу: «Наша цель – создание общего духа, воспитание без лести, раболепства, короче, воспитание……..» (воспитание достоинства).

Вопрос 2: Как вы понимаете слово дружба?

Любя вас, я позабуду свои печали, чтоб чувствовать только ваши, и если вы то же сделаете – то мы будем оба довольны. – Чужую печаль разделять приятно – это есть сожаление, которое всегда услаждает дух.

БИЛЕТ 2

На экзамен приглашается бывший директор Петербургского Педагогического института, с молодых лет чувствовавший влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. В юношестве он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить всё, что до сих пор лишь изучал в теории.

Мы приглашаем Егора Антоновича Энгельгардта – второго директора Лицея

Вопрос 1. Почему выпускников Вашего Лицея стали называть «чугунниками»

На прощанье всем лицеистам первого выпуска я подарил на память особые чугунные кольца, отлитые из чугунного колокола, который ежедневно призывал мальчишек на занятия - символ несокрушимой дружбы и памяти, - и они стали называть друг друга «чугунниками»…

Вопрос 2 Вам довелось видеть и учить Александра Пушкина. Что вы думаете о нем?

«Его высшая и конечная цель – блистать, и именно посредством поэзии. К этому он сводит все и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Все же ему никогда не удастся дать прочную основу даже своим стихам, так как он боится всяких серьезных занятий и сам его поэтический дух не сердечный, проникновенный, а совершенно поверхностный, французский дух. И все же это есть лучшее, что можно о нем сказать, если это можно считать хорошим. Его сердце холодно и пусто, чуждо любви и всякому религиозному чувству и не испытывает в нем потребности».

БИЛЕТ 3

Нам кажется, с вами не согласится человек, который написал: «..если б я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России..

Чьи это слова?

Иван Иванович Пущин

Вопрос 1 . Вы слышали, что написал Энгельгардт о своем ученике Пушкине? У вас есть что возразить?

«Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге - товарище»

Билет 4

Настало время пригласить соперника Пушкина в поэзии. Известно, что первое юношеское произведение Пушкина: «Песня» было исправлено и закончено Вами. В лицее Вы были одним из самых деятельных литераторов, писали басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл вас «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Вы отличались искусством рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике «Лицейский Мудрец» .

Мы приглашаем в зал Илличевского Алексея Демьяновича

Вопрос 1. Расскажите, пожалуйста, об издательской деятельности, которую вы вели в Лицее

С ноября 1813 года начинал свою долгую жизнь журнал “Лицейский мудрец”. Сохранившийся “Лицейский мудрец” составляет небольшую тетрадь или книжку в форме продолговатого альбома, в красном сафьяновом переплёте.

Ведущий: Чем же отличался журнал “Лицейский мудрец” от других?

Илличевский : карикатурами. В конце каждого номера помещались мои раскрашенные рисунки. Я стремился к тому, чтобы герои моих карикатур имели сходство с изображаемым лицом. Иначе острота утрачивалась, и карикатура превращалась в насмешку без адреса.

Лицеисты под окнами булочной” - четверо воспитанников гримасничают и строят рожи толстому немцу-булочнику. Из-за спины булочника опасливо выглядыалвает его тощая жена. Предполагают, что один из четверых участников этой сценки – Александр Пушкин.

Вопрос 2. Вы, как и Пушкин, к лицейским датам писали стихи. Мы просим вас прочитать одно из них

С тех пор, как мы лицейски стали, Одиннадцать уж лет прошло

Но октября е миновали мы 19-то число

Так этот день на сердце вечно Останется у нас, друзья,

Родные братья мы, конечно, И наш Лицей одна семья.

Здесь все мы: Из Литвы, Сибири, Из-за Бухарии степей

Так ныне на моей квартире Возобновляется Лицей.

Доколе сердце в нас свободно и чести внятен строгий глас,

Дадим же руки ежегодно мы освещать сей день меж нас.
БИЛЕТ 5

«Лицейской жизни милый брат…”, – так писал о Вас Пушкин. Вы худ и вертляв. Ваш рост смутил портного при первой примерке. Вас боятся дразнить открыто. Вы готовы на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили вас лицеисты. Вас ждет нелегкая судьба: восемь лет вы проведете в одиночной камере и будете сосланы в Сибирь.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Вопрос 1 Прочитайте, пожалуйста, стихи, написанный Вами в год гибели Пушкина, 1837


Блажен, кто пал как юноша Ахилл

Прекрасный, мощный, смелый, величавый,

В средине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блестит, как солнце вечно золотое

Как первая эдемская заря


А я один средь чуждых мне людей

Стою с ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей.

В тот гроб бездонный, молнией сраженный,

Последний рал родимый мне поэт…

И вот опять лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!


Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши;

Не выпьет с вами он заздравной чаши

Он воспарил к заоблачным друзьям


Он ныне в нашим Дельвигом пирует

Он ныне с Грибоедовым моим

По них, по них душа моя тоскует;

Я жадно руки простираю к ним


БИЛЕТ 6

Вы никогда не вмешивались в игры, требовавшие проворства и силы, Вы предпочитали прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Вам посвятил Пушкин строки:

“Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный”.

Антон Дельвиг (Интериан Кристина)

Вопрос 1. 9 июня 1817 г. на выпускном акте Лицея был исполнен прощальный гимн, написанный Вами. Прочитайте его, пожалуйста.
Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу, с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да, неправде - нет,

В несчастье - гордое терпенье,

И в счастье - всем равно привет !

Когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, все жизненные невзгоды сглаживались. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами все крепче связывал «лицейский круг». Братство не слабело, а укреплялось.

Выбрав из Полного собрания пушкинских сочинений его «лицейские строки», убедимся, что это совсем немало. Десятки раз в стихах, прозе и, письмах поэта находим слова «лицей», «лицеист», сотни раз встречаются слова «дружба», «дружеский», «дружество»...

И конечно, сегодня мы не сможем обойтись без стихов самого Александра Сергеевича, которого и приглашаем прочитать строки, ставшие гимном дружбы.

Ведущий: Кто же тот несчастный друг, которому пришлось в одиночестве справлять лицейскую годовщину?

Горчаков Александр Михайлович (1798 - 1883)

(показ презентации о Горчакове А.М.)

Ведущий: Сегодня, 19 октября, мы вспомнили тех, кто был рядом с Пушкиным долгие годы, тех, кого он мог назвать своими друзьями. Закончить наш урок хотелось бы обращением к эпиграфу. Как вы понимаете слова Юрия Карякина?

(высказывания гостей праздника)

Сценарии подготовила учитель русского языка и литературы Рулева А.В.

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

19.10.11 г.

Сценарий к дню пушкинского лицея

Цель:

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Пушкин:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Пущин:

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

Пушкин:

Я рад!

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Пущин:

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

С морсом и, стоя, пьют.

Пущин:

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

Пушкин

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

Песня

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

Пушкин:

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

Ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

Пушкин:

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.


Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на
столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером.
На протяжении всего праздника используется презентация.
1. Дети заходят в зал под музыку Штрауса, рассаживаются.
2. Звучат фанфары.
Выходят ведущие и 2 чтеца
1 чтец
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
…Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Ведущий 1.
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы
обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
2 чтец
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого, Но
видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Ведущий 2.
19 октября исполнилось 2005 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех,
учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из
главных праздников.
Ведущий 1.
Александр Сергеевич Пушкин про день ­ 19 октября говорил: “Лицея день заветный”.
3. Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» тихо.

2
Ведущий 2:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
Эти строки А.С. Пушкин посвятил Царскому Селу, где он провел 6 лет отрочества и
юности.
Ведущий 1:
В 1811 году 12­летнего Александра привезли в Царское Село для поступления в
Лицей.
Название учебного заведения связано с классической древностью. Лицеем
называлась древнегреческая философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона
Лицейского.
Возникновение Лицея связано с планами прогрессивного преобразования
государства.19 октября 1811 года в большом зале Царскосельского лицея было
торжественно зачитано постановление.

Ведущий 2.
Постановление о лицее.
Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно
предназначенное «к важным частям Службы государственной». Сообразно сей цели,
Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и
нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и
преимуществах своих равняется с Российским Университетом.
Ведущий 1.
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем
рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и
наставниках. Через 6 лет, прощаясь с лицеем, первые его питомцы дадут клятву друг
другу «И последний лицеист будет праздновать 19 октября.»
Ведущий 2.
«Благослови, ликующая муза,
Благослови: Да здравствует лицей!»
Опять листва горит, как свечи,
И парка темного собор.
Приходишь ты на вечер встречи
С самим собой.

3
4. Звучит музыка Штрауса.
Под музыку танцуют вальс.
На фоне музыки звучат слова:
Ведущий1:
В лицейском парке у пруда
Вальсирует листва берез.
И Пушкин с Пущиным вдвоем…
Их листопад почти занес.
Занес лицейские мостки,
Занес скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи.
Ведущий 2.
В лицейском парке у пруда
Мечтают о любви друзья,
О славе думают они,
Читают Пушкина стихи.
В лицейском парке у пруда
Опять встречаются друзья.
Вальсирует листва берез.
И листопад уж всех занес.
Слайд 1. Презентация (история создания, традиции Царскосельского лицея)
Слайд 2. 1 ведущий: 205 лет назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило
особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.
Слайд 3. 2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи –
съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На
торжестве должен был присутствовать Александр I.
Слайд 4. 1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное
учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к
важнейшим частям службы государственной».
Слайд 5. 2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году
список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и
дипломы.
Слайд 6. Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын

4
Приветствием меж царственных гостей.
Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами,
братством, дружбой.
Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные
занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».
Слайд 7. 1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.
 Подъем по звонку в 6 часов.
 От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
 В 9 – чай с белой булкой.
 Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.
 От 10 до 12 – класс.
 С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.
 Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
 В половине 9 звонок к ужину.
 После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
 По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.
 В 10 часов – вечерняя молитва, сон.
Слайд 8. 2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера­комнаты. В номер 14
поселился Пушкин.
Слайд 9. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.
Слайд 10. 1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как
водится, наделили друг друга прозвищам:
(Ведущие читают по очереди)
1. Слайд 11. Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля
2. Слайд 12. Антон Дельвиг – Тося
1. Слайд 13. Михаил Яковлев – Буффон
2. Слайд 14. Иван Малиновский – Казак
1. Слайд 15. Александр Горчаков – Князь
2. Слайд 16. Константин Данзас – Медведь
1. Слайд 17. Иван Пущин – Большой Жанно
2. Слайд 18. Федор Матюшкин – Матюшко
1. Слайд 19. Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.
Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.
Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит
по­русски, того штрафуют.

5
Лицеист: Не пропускаются дни рождения.
2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.
Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)
- Я.
- Я.
- И я затеяли выпить гоголю­моголю.
Пущин: Я достал рому, добыли яиц.
Малиновский: Натолкли сахару.
Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.
Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше
дело и что мы одни виноваты.
Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней
и вечерней молитвы.
Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по
поведению.
Слайд 21. 1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.
Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь
уведомить, что 4­го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном
публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего
в старший возраст.
Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли
середины.
Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к
нам, все мы взволновались.
2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в
Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в
восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.
Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»
Лицеист: Учиться еще два года.
Слайд 22. Ведущий 1.

6
В день открытия лицея в честь одного из самых выдающихся его выпускников принято
проводить конкурсы чтецов, разнообразные гостиные, пушкинские чтения.
Ведущий 2.
Мы открываем пушкинские чтения.
На сцену приглашается …………………………………………………….
Ведущий 1:
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами,
балами, литературными обществами захватила поэта.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…»
Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы.
Попробуем и мы с вами побывать на таком балу.
Ведущий 2.
У нас сегодня свой маленький бал,
Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал
Танец весёлый исполним сейчас,
И очень просим поддержки у вас!
5. Полонез.
6. Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»
Ведущий 1:
Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.
ИГРА «ФАНТЫ»
1. Прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина
2. Сыграть на фортепьяно
3. Разгадать шараду
 Слог первый рвётся в облака, ­
ты лишь надуй его слегка.
Ещё два слога надо взять
и имя женское создать.

7
А в целом ­ интересная игра,
загадкой называется она.
Ответ: шар+Ада= шарада.
 Начало деревом зовётся,
конец ­ читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
и в каждой строчке есть они. Ответ: (бук­вы)
 С буквой Л в игре в футбол
часто слышим слово...
С Д ­ уж в слове смысл не тот ­
мерой стало ­ просто... Ответ: (гол ­ год)
 Сперва назови ты за городом дом,
в котором лишь летом с семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
получится то, что решать суждено. Ответ: (дача ­ задача)
4. Ответить на вопросы викторины.
Викторина
1. Сколько лицеистов было принято в Царскосельский лицей в 1811 году
2. К кому из лицеистов обращены пушкинские строки: «Мой первый друг, мой друг
бесценный!»?
3. Кто был неразлучным другом А. Пушкина и его соседом, жившим в Лицее в комнате
№ 13?
4. В лицее его звали «Казак», он был сыном первого директора Царскосельского лицея.
О ком идёт речь?
5. Этот лицеист горячо любил А. Пушкина. В Лицее он мечтал о море, участвовал в
кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной
Сибири. Назовите этого человека.
6. Во сколько вставали лицеисты?
7. Какой предмет больше всего не любил Пушкин?
8. В каком возрасте Пушкин поступил в Лицей?
9. Как друзья называли в Лицее А. Пушкина?
10.Кого Пушкин поразил на экзамене?
11. Как друзья называли Вильгельма Кюхельбекера?
12.Кто сопровождал поэта все годы его жизни?

1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего .

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.