Фрау мария корабль когда поднимут. Cокровища «Фрау Марии. Финляндия тянет время


Главный поток сокровищ из Европы в Россию шел не только по суше, но и на судах, плывших вдоль финского побережья. Но некоторые так и не сумели довезти свой драгоценный груз до гранитных невских причалов.

На дне Балтики

Одним из них стало голландское судно «Фрау Мария». 12 августа 1771 года оно вышло из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом уникальных произведений искусства, купленных у наследников известного голландского мецената и коллекционера Геррита Браамкампа. Русская императрица стала обладательницей коллекции картин голландских художников, среди которых числились произведения лучших учеников Рембрандта и, возможно, самого великого мастера. Это были полотна маслом и офорты.

Предположительная стоимость картин составляла от 50 до 80 тысяч рублей. Для сравнения следует сказать, что каменный дом для шведского дипломатического представительства в центре Москвы оценивался не более чем в 20 тысяч рублей. Дорогие покупки на амстердамском аукционе, где шла с молотка коллекция Браамкампа, сделали и приближенные русской императрицы. Новыми хозяевами картин стали канцлер граф Никита Панин, вице-канцлер князь Александр Голицын, граф Чернышев, граф Разумовский и еще ряд не менее важных сановников.

Все эти сокровища были погружены в трюм судна «Фрау Мария». Отплыв из Амстердама, где проходил исторический аукцион, корабль с дипломатической почтой заходил в порты Дании, Германии, Швеции. В ночь на 9 октября 1771 года судно отошло от берега города Турку (в то время города Або). Далее последовало самое неприятное - начался шторм. Тяжело груженное судно было выброшено на мель. Капитан Рейнуд Лоренс был готов к тому, что судно будет разбито, но первая большая волна сняла его с мели. Однако это не помогло - от удара о камни было утеряно перо руля.

Дальнейшая борьба за «Фрау Марию» была бессмысленна. Не имея возможности маневрировать, судно налетело на скалу. Трюм начал постепенно заполняться водой. Команда еще несколько суток с утра и до заката откачивала воду помпами. Только к ночи экипаж на шлюпках добрался до острова, где без сил упал на землю и забылся тяжелым сном. Финские рыбаки, приплывшие на помощь «Фрау Марии», тонущей в районе Турку, были бессильны и ничем не могли помочь спасению груза. Свинцовые ящики, в которые паковались картины, были настолько неподъемными, что перед их погрузкой пришлось разбирать корму, поэтому рыбакам только и оставалось, что наблюдать, как пучина поглощает «Фрау Марию».

Постепенно судно скрылось под водой, унося с собой одну из самых замечательных коллекций художественных произведений. 11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправил на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля «Фрау Мария». Гневу Екатерины не было предела: по ее мнению, операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянула с помощью. Между Екатериной Великой и ее кузеном Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III, подъем парусника так и не состоялся, потому что «Фрау Мария» таинственно исчезла с места крушения. Корабль-призрак обнаружили через много лет.

Она была почти не повреждена

Российский царский двор постепенно перестал интересоваться судьбой драгоценного груза, на его поиски были необходимы огромные средства, Екатерина Великая сочла предприятие сомнительным. И, наверное, о бедной «Фрау» забыли бы окончательно, если бы летом 1999 г. группа финских ныряльщиков, которыми руководил Рауно Койвусаари, не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину. Впрочем, этому событию предшествовали долгие поиски. Рауно Койвусаари методично исследовал воды Балтийского моря. Он обладал точными ориентирами, указанными в архивных документах, и знал, что в этом районе нет течений. Потратил уйму собственных денег и уже стал сомневаться в удачном исходе дела, предполагая, что за 240 лет «Фрау Марию» разрушило море. Он поднял на поверхность десятки кораблей с золотом. Иногда ему казалось, что пора бросить затею, на которую было потрачено 10 лет жизни. И вот однажды на глубине в 41 метр, неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё, аквалангисты увидели корабль, стоявший на киле. Две мачты, возвышавшиеся над палубой, не оставляли сомнений, что это судно XVIII века. Рауно подплыл ближе, увидел, что корпус практически не поврежден. Дальнейшие исследования судна не оставили сомнений - это Vrouw Maria!

Рассказывает президент российского благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академик Артем Тарасов:

Рауно Койвусаари удалось установить, что груз не пострадал при крушении корабля. Кстати, перед тем как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться.

На борту может оказаться около 300 картин. Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей «Фрау» несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. Они по своему исполнению очень похожи на наши изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.

Артем Тарасов уже давно живет историей загадочного корабля, который не могут поднять со дна Балтики уже 238 лет. Полгода он провел в голландских архивах, выясняя тайну корабля-призрака. Летал в Эквадор к ищущему сокровища в водах Тихого океана легендарному Рауно Койвусаари. Для спасения «Фрау Марии» Артем и Рауно даже создали совместное предприятие.

Нашли спонсора - гражданина Монако Къелля Эдвалла, друга Жака-Ива Кусто, профессионала по подъему кораблей. Эдвалл дал согласие участвовать в операции по подъему «Фрау Марии», но на российские деньги. Свое согласие на финансирование дал известный российский меценат, глава компании «Метрополь» Михаил Слипенчук. При изучении архивов стало возможным определить, какие картины были приобретены для Екатерины II, Тарасову удалось обнаружить документы об аукционе.

Имена четырех дилеров были точно установлены - все вместе они выкупили 27 работ выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100 миллионов евро. Достоверно известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу. По некоторым данным, общая стоимость закупленных для Эрмитажа сокровищ, которые сегодня покоятся на дне Балтики, может достигать более миллиарда евро. Содержимое «Фрау Марии» считается одним из самых ценных грузов в истории из всех обнаруженных на затонувших суднах.

Поднять можно, но нельзя

Казалось бы, что может быть проще - судно найдено, технические возможности по сравнению с XVIII веком позволили бы совершить подъем судна в течение месяца. Но, согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 г.).

По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Между Министерством античности Финляндии и группой Рауно Койвусаари началась самая настоящая война. Чиновники из Министерства вообще запретили ныряльщикам приближаться к «Фрау Марии».

Поисковики-аквалангисты проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Однако юридическая база, на основе которой принималось решение о том, что «Фрау Мария» полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают и ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми.

Содержимое «Фрау» официально принадлежало Екатерине Великой. Это значит, что Россия как правопреемница собственности Романовых имеет на него весомые права.

Как замечает начальник управления Росохранкультуры Б. А. Боярсков (г. Москва):

«Жизнь гораздо интереснее любых детективов. С кораблем "Фрау Мария" сложилась уникальная ситуация, о которой можно писать книги и снимать фильмы. Кстати, уже есть предложения продюсеров по организации съемок. Но мы должны понимать, что мяч на финской стороне. И решение о нашем участии в проекте тоже. В Финляндии свой бюджетный процесс, и раньше 2009 года финны выделить средства на этот проект не смогут. Существуют разные позиции, в том числе и позиция археологического ведомства Финляндии, с точки зрения которого, самый лучший способ сохранить археологические сокровища - это их не трогать. Однако мы считаем, что это консервация и реставрация».

Не выгода, а поступок

Впрочем, организаторы проекта по подъему судна во главе с Артемом Тарасовым в юридические дебаты вступать не собираются: главное - как можно быстрее достать сокровище. «Мы сами предложили финнам поднять судно, не касаясь вопросов правообладания, иначе процесс по подъему ценностей грозит затянуться еще на много лет», - комментирует ситуацию президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов. приступили к конкретной проработке методики подъема корабля.

О том, какой она видится, рассказал корреспонденту STOP in Finland генеральный директор ООО «Балтспецфлот» - петербургского предприятия, специализирующегося на подобных работах, Андрей Шпигель:

- «Фрау Мария» лежит на глубине в 41 метр, на полтора метра зарывшись в донные отложения. Есть два варианта извлечь ее сокровища. Первый - поднять весь корабль целиком. Второй - оставить судно на дне, проникнуть в трюмы, не трогая корпус. У каждого варианта свои плюсы и минусы, но специалисты пока склоняются к первому варианту.

Руководитель «Балтспецфлота» демонстрирует операцию на макетах: - Представьте себе: на затонувшее судно «одевается» специальная сварная конструкция. От этой конструкции под корпус «Марии» подводятся мягкие стропы из прочной искусственной ткани (жесткие могут разрушить корабль при подъеме; хоть состояние дерева признано хорошим, рисковать не хочется), образуя люльку. Дальше с помощью понтонов и мощного судового крана траверсы поднимают вместе с «Фрау Марией». И вся конструкция транспортируется в док. - Это пока концепция, - объясняет Андрей Шпигель. - Для разработки проекта необходимо тщательно обследовать судно и его шпангоуты, а также исследовать дно.

- Как отнеслись к существованию проекта по подъему судна в Финляндии?
- До сведения финской стороны, которую представляют сотрудники музейных и культурных ведомств, была доведена информация о крайней заинтересованности России в его реализации, о готовности нашей стороны в кратчайшее время осуществить судоподъемную операцию, о возможности финансирования всех работ российскими частными предпринимателями. Мы провели в Москве международную встречу по перспективному сотрудничеству в рамках проекта по подъему торгового судна «Фрау Мария». И мной, руководителем предприятия, профессионально занимающегося подъемом затонувших объектов, судов, боевых кораблей и подводной лодки, была представлена детальная концепция операции по подъему судна и отдельно самого груза. Заинтересованность и глубокая проработка вопроса нашей стороной поразили представителей Финляндии, Швеции и Голландии.

- И дала надежды на благополучный исход?

Увы, дальше обмена мнениями дело не пошло. До сих пор на вопросы и предложения, поднятые на конференциях, финская сторона не дала никакого ответа. Летом 2009 г. мною была предпринята встреча с Генеральным консулом Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа, на которой ему было передано письмо президенту Финляндии г-же Тарье Халонен от президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артема Тарасова, в котором мы изложили план своих действий и высказали просьбу о принятии решения о поднятии судна «Фрау Мария» или его груза. И в том и в другом случае реставрационными работами по восстановлению груза готовы заняться сотрудники Государственного Эрмитажа России.

Однако и это письмо осталось без ответа. Очевидно, что финская сторона всеми силами пытается протянуть время до 2018 года, когда Финляндия будет праздновать 100-летнюю годовщину декрета В. И. Ленина о предоставлении ей суверенитета. После этой даты вопрос принадлежности груза «Фрау Мария» снимется автоматически.

Предполагается, что в дальнейшем спор будет решаться уже на уровне двух государств. В данном случае финское законодательство расходится с международным. Ведь в международных законах прописано, что найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. По словам Артема Тарасова:
«Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок. Мы не обсуждаем права собственности, все ценности, которые нам удастся поднять и сохранить, будут принадлежать европейскому сообществу. Задача проекта - реально увидеть, какие тайны скрывает корабль, и вернуть хотя бы часть сокровищ, которые он хранит».

Светлана Аксенова

Из письма президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академика Артёма Тарасова президенту Финляндии госпоже Тарье Халонен

Мы понимаем, что принять решение о начале операции по спасению корабля Vrouw Maria могут только первые лица государства. С нашей стороны и бывший президент, а ныне премьер-министр России В. В. Путин, и настоящий президент Д. А. Медведев полностью поддерживают эту нашу инициативу и изложенный в настоящем письме подход к сотрудничеству в этом совместном проекте. Нам этот проект видится как открытая публичная акция международного масштаба.

Трансляция этапов подъёма судна будет осуществляться по всему миру в режиме реального времени в Интернете и по телевизионным каналам, за ними будут наблюдать миллиарды людей, что, несомненно, сыграет большую положительную роль в формировании позитивного имиджа Финляндии и России. Просим Вашего содействия в принятии решения о подъеме судна Vrouw Maria в рамках совместного дружеского проекта Финляндии и России и поручить сформировать на основе международной комиссии штаб организации спасения судна, с обозначением сроков проведения судоподъемной операции в 2010 году. P. S.

Когда номер был готов к печати, Артему Тарасову пришло приглашение из Музейного управления Финляндии с предложением о встрече русских и финских экспертов для обсуждения возможности подъема судна. STOP in Finland планирует держать своих читателей в курсе событий.

Каких только сокровищ не скрывают воды морей и океанов! Вот и на дне Балтийского моря, недалеко от берегов Финляндии, лежит затонувший корабль. Говорят, в его трюмах покоится бесценный груз - картины, предметы роскоши, украшения стоимостью в миллиард евро. Но почему же драгоценный клад до сих пор сокрыт пучиной вод?

Мой дядя самых честных правил…
Всё дело в том, что на сокровища претендуют сразу несколько стран - Финляндия, Швеция, Россия и Нидерланды. А из-за того, что они никак не могут прийти к соглашению, клад, история которого сама по себе является невероятной и захватывающей, все ещё лежит на дне.

Итак. В конце XVIII века российский посол в Голландии граф Андрей Шувалов на балу познакомился с прелестной девицей по имени Аннабель. Граф влюбился в красавицу с первого взгляда, стал ухаживать за ней и в конце концов добился взаимности. Голубки проводили вместе почти все время, и в один из дней юная Аннабель познакомила своего кавалера с дядюшкой. Им оказался не кто иной, как известный голландский коллекционер живописи Геррит Браамкамп. Он с гордостью продемонстрировал русскому графу бесценные собрания полотен нидерландских и немецких художников. А заодно пожаловался на то, что стар и что сил заниматься любимым делом уже не осталось.

Увы, сударь, мой преклонный возраст не позволяет мне отдавать коллекционированию все силы, как в прежние годы. Впереди старость, а дело моё продолжить, знаете ли, некому. Вот и решил я продать свою коллекцию какому-нибудь ценителю искусства. Не повесе какому-то, а достойному человеку. Коллекция, на которую я потратил всю жизнь, должна попасть в руки истинного ценителя и большой души человека. Я хочу, чтобы о моем детище говорили, чтобы оно было овеяно славой… Впрочем, простите меня, старика, это уже нескромно.

Но чем же я, сударь, могу вам помочь?

Можете, друг мой, можете. Поговорите о моих сокровищах с вашей императрицей. Я слышал, что Екатерина II, будучи дамой весьма образованной, покровительствует искусству, да и сама является большим ценителем живописи и драгоценностей.. Как знать, может быть, её величество пожелает купить мою коллекцию…

Так и вышло. Осенью 1771 года граф Шувалов по распоряжению Екатерины выкупил у Геррита Браамкампа его сокровища. Коллекцию нужно было доставить в Санкт-Петербург - предполагалось, что она украсит Зимний дворец.

Страшный шторм
Для транспортировки ценного груза был выбран голландский двухмачтовый парусник «Фрау Мария». В его трюмы загрузили полотна знаменитых художников - Герарда Терборха, Хендрика ван Балена, Яна ван Гойена, Габриеля Метсю, Герарда Доу. А ещё «Фрау Мария» везла драгоценности, статуэтки из золота и серебра, богато украшенные рамы для картин, фарфоровые курительные трубки, кофе, сахар, дипломатическую почту.

«Фрау Марии» надлежало проследовать по водам Балтийского моря до Северной столицы, делая промежуточные остановки в портах Швеции. Командовал судном опытный капитан Рейнуд Лоренс.

9 октября судно сделало остановку в шведском порту Або (ныне финский город Турку), взяло на борт груз и отчалило. Но почти сразу же начался сильнейший шторм. Несмотря на все усилия моряков, волны и ветер сделали судно неуправляемым - у «Фрау Марии» были повреждены паруса и рулевое управление.
Волны бросили корабль на прибрежные скалы, и спустя несколько часов «Фрау Мария» затонула.

Команда практически не пострадала - на помощь морякам пришли финские рыбаки на своих лодках. Спасся и граф Шувалов - во время путешествия он проводил время с юной Аннабель, которую дядя отправил сопровождать сокровища. Но вот ценный груз ушёл на дно морское. Хотя капитан просил финнов спасти хотя бы ящики с картинами, сделать это не удалось: они были слишком большими и тяжёлыми (при погрузке на корабль пришлось даже разобрать часть обшивки).

Когда Екатерина Великая узнала о трагическом крушении парусника с драгоценностями, она пришла в неописуемую ярость. Влетело в первую очередь графу Шувалову. А тут ещё о его романе с юной Аннабель стало известно супруге вельможи, статс-даме Екатерине Салтыковой.

Императрица повелела срочно приступить к подъёму затонувшего корабля. Но ведь «Фрау Мария» находилась на территории Швеции! Шведский монарх Густав III стал чинить российской стороне всяческие препятствия. Безусловно, он захотел заполучить свой кусок пирога и мечтал о проценте от клада.

Потом же политическая обстановка в стране резко поменялась, и стало не до того. О «Фрау Марии» забыли до 1999 года.

Это - мне, это - тебе…
В июне 1999 года на затонувший корабль наткнулась команда ныряльщиков под руководством финского дайвера Райно Койвусаари. Райно всю свою жизнь искал «Фрау Марию». Примерные координаты места крушения судна были известны, и ныряльщик метр за метром кропотливо обследовал дно Балтийского моря, пока наконец не наткнулся на судно. Оно покоилось на глубине 41 метр между финскими островами Юрмо и Бургсте.

Дайверы из команды Койвусаари подняли на берег некоторые предметы с затонувшего судна - судовую печать, принадлежавшую капитану Рейнуду Лоренсу, фарфоровую курительную трубку, серебряную вазу и несколько монет. Все эти ценности перешли в собственность Финляндии.

Главные сокровища остались на дне - причём исследователи полагают, что картины и прочие драгоценности прекрасно сохранились. Дело в том, что при отправке из Голландии ценный груз упаковали в специальные тубусы из лосиной кожи, а те в свою очередь поместили в свинцовые контейнеры и герметично закупорили. Поэтому можно надеяться на то, что время и морская вода пощадили шедевры.

Кстати, в этом районе Балтики море удивительно чистое и почти нет грибка. Сама деревянная обшивка «Фрау Марии» сохранилась идеально. Один из финских дайверов попытался было вбить гвоздь в борт судна - так гвоздь согнулся!

Казалось бы, дело осталось за малым - поднять затонувший корабль на поверхность. Но тут-то и начались сложности. Теоретически груз «Фрау Марии» принадлежал России - ведь Екатерина II выкупила его у голландского коллекционера. Но корабль затонул на территории, которая в XVIII веке принадлежала Швеции, а сейчас находится под юрисдикцией Финляндии. Значит, эти две страны тоже претендуют на драгоценный клад. А ещё судьбой сокровищ интересуются Нидерланды - ведь корабль, который перевозил клад, принадлежал им.

Как бы то ни было, основные претенденты на «Фрау Марию» - Финляндия и Россия. Финны даже составили смету - согласно этому документу подъём судна на поверхность обойдётся в 80 миллионов евро. В эту внушительную сумму включена стоимость реставрации самого корабля: планируется, что он станет уникальным плавучим музеем. Если российская сторона согласится с этим проектом, «Фрау Мария» окажется на суше уже в ближайшее время. А пока место крушения охраняют от «чёрных ныряльщиков» финские пограничники. Ведь с тех пор, как координаты корабля были неосмотрительно опубликованы в прессе, появилось множество желающих завладеть сокровищами старого коллекционера, который так мечтал пристроить их в хорошие руки и овеять славой…

Похоже, его мечта всё-таки сбылась.

Святой Михаил
Балтика - настоящая копилка ценностей, ведь на её дне покоятся более 6 тысяч кораблей. Так, в 1953 году финские рыбаки обнаружили у острова Борете остов корабля. Сначала историки не заинтересовались находкой. Но в 1961 году за дело взялись шведские дайверы. Они предположили, что этот корабль - русский «Святой Михаил», следовавший в 1747 году из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом ценностей для русского императорского двора. В числе сокровищ был резной золочёный кабриолет для императрицы Елизаветы Петровны. Финны отдали затонувший корабль шведам, а потом локти кусали: в первый же день дайверы подняли 34 золотые французские табакерки. Кроме того, на корабле хранились золотые и серебряные часы французской и английской работы, образцы мейсенского фарфора, золотые накладки на мебель. Странно, но руководство СССР никаких прав на находки не предъявило, хотя могло бы - ведь юридически груз принадлежал России.

Наталья Косякина

Корабль "Фрау Мария" затонул у Аландских о-вов, в водах современной Финляндии

Любители морской археологии наверняка знают историю о судне "Фрау Мария", которое затонуло у берегов Финляндии в 18 веке. Предположительно на нем перевозили картины и другие ценные вещи, закупленные по указу Екатерины II для Эрмитажа в Голландии. Во время ночной бури корабль лишился рулевого управления и затонул, а картины голландских художников, представляющие огромную ценность, остались на дне. В 20-ом веке кто только не искал сокровища "Фрау Марии", и только в 1999 году корабль был обнаружен...

По специальному указу Екатерины II в 1771 г. Голландии была проведена целая кампания по скупке предметов искусства для пополнения фондов Эрмитажа и Царского Села. Благодаря действиям русских дипломатов, императрица стала обладательницей внушительной коллекции мейсенского и саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, а главное — большого количества картин известнейших фламандских художников (по некоторым данным, не менее 300). Ценный груз был хорошо упакован (полотна сначала заворачивали в кожу, затем укладывали в свинцовые тубусы, заливали свободное пространство воском и герметично запаивали) и отправлен в Санкт-Петербург двухмачтовым торговым судном под названием "Фрау Мария". Именно типичная для тех времен предусмотрительность при морских перевозках ценных грузов и позволяет надеяться, что картины сохранились и подлежат реставрации.

Герард Доу. Портрет матери Рембрандта. Предположительно "Фрау Мария" перевозила в том числе картины и этого голландского живописца

Предположительно на судне находились картины фламандских живописцев.

Список картин, находящихся на борту «Фрау Марии»

1. Хендрик ван Бален (1575-1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.

2-4. Герард Терборх (1617-1681) «Музыкант с гитарой», «Девушка с собакой» и «Офицер, пишущий письмо».

5-6. Исаак Гедик (1617-1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».

7-8. Герард Доу (1613-1675) «Девушка в жёлтом» и «На приёме у хирурга».

9. Ян ван Гойен (1596-1656) «Деревня на берегу реки».

10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) «Художник с учеником».

11. Леве «Крестьяне на свадьбе».

12. Йоханнес Лингельбах (1622-1674) «Корабль на якоре».

13. Габриель Метсю (1629-1669) «Служанка с зайцем в руках».

14. Франс ван дер Мин (1719-1783) «Джентльмен с бокалом».

15. Адриан ван Остаде (1610-1685) «Человек за столом».

16. Паулус Поттер (1625-1654) «Большая воловья повозка».

17. Абрахам Сторк (1644-1708) «Город на Рейне».

18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) «Стадо на отдыхе».

19. Якоб де Вит (1695-1754) «Кувшин с цветами».

20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».

25. Герман Цафтлевен (1609-1680) «Ландшафт с охотниками».

26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) «Интерьер: стол с фазанами».

27. Две картины неизвестных художников.

Возможно, на борту был также «Триптих» художника Герарда Доу - его общий размер 9 квадратных метров. Если он действительно будет обнаружен, то может стать самым дорогим произведением живописи в мире. Также эксперты считают, что на борту корабля находятся картины Вермеера и Рембрандта.

Екатерина обращалась к своему шведскому "коллеге" за помощью в поднятии корабля, но скандинавы мягко отказались. Постепенно разговоры о "Фрау Марии" иссякли, о ней забыли надолго.

Затонувшая у Аландских островов "Фрау Мария"

Историю о корабле раскопали кладоискатели. Знаменитый финнский искатель морских сокровищ Рауно Койвоссари много лет искал "Фрау Марию", а нашел только в 1999 г. То, что это тот самый корабль, он понял по названию на табличке, которую поднял со дна.

Финляндское правительство не пошло на сговор с Койвоссари, который предлагал поднять корабль и поделить сокровище "по братски", а издало указ о консервации судна. Теперь оно под охраной властей Финляндии. Мотивы Финляндии понятны, ведь по ее закону, все, что пролежало в водах Финландии больше 100 лет, принадлежит ей по праву. Загвоздка в том, что Финляндии самой еще нет 100 лет, а исполнится только в 2018 году. Видимо, этой даты и ждало правительство Финляндии, пока о "Фрау Марии" не узнали русские.

Проект поднятия "Фрау Марии"

Российское правительство организовало комиссию по делу "Фрау Марии", которая и разработала проект поднятия корабля. Согласование с финнской стороной - дело не простое, у финнов же свой интерес. Но вот вроде бы Финляндия дала разрешение поднимать корабль... в 2017 году (есть тут какой-то подвох, правда?). При этом есть, конечно, логичное объяснение, почему именно в 2017 году, ведь "Фрау Мария" находится в заповедных водах, не дай бог нарушить экологическое равновесие местной натуры, так что подготовка требует тщательных расчетов, времени и... денег. 80 миллионов евро.

Вот такая история. В программе Дмитрия Быкова на Сити-ФМ Тарасов сказал, что комиссия будет договариваться с финнами о том, чтобы поднять только один тубус, чтобы понять, сохранилось ли что-то и подлежит ли реставрации. Более подробно можно почитать, например,

Российский энтузиаст, который и "раскопал" Рауно Койвоссари с его находкой, - тот самый Артем Тарасов. Он входит в государственную комиссию, организованную для подъема "Фрау Марии" с ее грузом, он же занимался архивными изысканиями. Он, вероятно, и самый информированный человек по этому историческому вопросу. В четверг и в субботу он будет в Москве презентовать свою книгу о "Фрау Марии", будет лично присутствовать 28 октября в 17:30 в "Молодой Гвардии" на Полянке и 30 октября в 14:00 в "Доме книги " в Медведково. Так что все вопросы можно будет задать ему лично при встрече.

«Фрау Мария»

Как и все русские императрицы, Екатерина II была страстным коллекционером предметов старины, и прежде всего произведений искусства европейских живописцев. Все дипломатические представители Российской империи имели официальное распоряжение закупать как можно больше произведений искусства. Из всех уголков Европы в Петербург отсылались лучшие произведения живописи, скульптуры, ювелирные украшения и предметы быта, из тех, которые можно было бы приобрести на аукционах. Эрмитаж непрерывно пополнял свои фонды.

31 июля 1771 года князь Дмитрий Алексеевич Голицын по поручению императрицы приобрёл коллекцию амстердамского коллекционера Герарда Браамкампа. Эта коллекция пользовалась большой известностью, поскольку уже в 1766 году был издан каталог входивших в неё картин голландских, фламандских, французских и итальянских живописцев. Кроме того, были куплены многочисленные изделия из фарфора, серебра, а также многочисленная мебель. Все эти товары были погружены на зафрахтованный русским правительством голландский кофф «Фрау Мария» с тем, чтобы переправить эти грузы в Санкт-Петербург.

Выбор в пользу данного судна был вполне очевиден. Перестроенная в 1748 году «Фрау Мария» имела длину 81,5 фута и ширину 20,5. Она была типичным судном второй половины XVIII века. Сотни и тысячи однотипных кораблей бороздили просторы Северной Европы, и «Фрау Мария» ничем не выделялась из их числа. Именно это и требовалось русским властям, которые не были склонны афишировать ценность загруженных на борт товаров. По странному стечению обстоятельств, преклонный возраст судна не вызвал сомнений русских дипломатов, и они с готовностью нагрузили его ценнейшими произведениями искусства.

Достоверно известно, что судно благополучно достигло датских проливов и, заплатив соответствующую пошлину, прошло в Балтийское море. Однако на подходе к финским берегам судно попало в шторм Капитан попытался переждать шторм на якоре у острова Юрмо, однако якорные канаты не выдержали и кофф, налетев на скалы, получил пробоину. Дальнейшая судьба «Фрау Марии» была предрешена. Набрав в трюмы воду, она пошла на дно. Команда, перебравшись в спасательные шлюпки, благополучно достигла берега, где и сообщила шведским властям о крушении.

Потеря коллекции, видимо, была чувствительным ударом для императрицы, поскольку в октябре 1771 года российский министр иностранных дел граф Никита Панин лично запрашивал королевскую Канцелярию в Стокгольме, что шведские власти предпринимают для спасения груза затонувшего судна и прежде всего «многочисленных ящиков, принадлежащих императрице».

Интенсивная дипломатическая переписка между двумя государствами по этому поводу продолжалась целый год. Однако после обследования места крушения шведы отказались от каких-либо спасательных работ, поскольку судно лежало на недосягаемой для тех времён глубине - 43 метра.

Интерес к «Фрау Марии» проявили уже в наше время финские исследователи. В 1998 году, после предварительного изучения архивов, они начали сканирование морского дна в районе предполагаемого места кораблекрушения. Сначала было обнаружено судно, схожее по своим габаритам и внешнему виду с «Фрау Марией», однако у него был цел руль, хотя финны точно знали, что в момент крушения руль на кофе был сломан.

В июне 1999 года археологи снова вышли в море на траулере «Торедо». Была обнаружена ещё одна предполагаемая цель. Неизвестное судно лежало на глубине 41-43 метра. Аквалангисты выяснили, что у судна отсутствует руль, а трюмы до отказа забиты ящиками, коробками, бочками и прочим грузом, что не позволило ныряльщикам проникнуть дальше вглубь судна. Предположительные выводы позволяют считать, что найденное судно является пропавшим в 1771 году парусником «Фрау Мария». Малосолёные холодные воды Балтийского моря прекрасно консервируют деревянные детали корпуса, поэтому перед финскими аквалангистами открылась картина практически целого парусника.

Дальнейшее обследование судна будет произведено только поле выяснения юридических тонкостей, связанных с владельческой принадлежностью груза и его исторического значения.

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

Груз с парусника «Фрау Мария» Самым ценным подводным кладом до сих пор считается груз с парусника «Фрау Мария», который затонул в 1771 году. Он перевозил полотна Рембранта и других голландских художников, которые заказала для своей коллекции императрица Екатерина II.

Из книги Тайный Король: Карл Мария Вилигут автора Флауерс Стефан Э.

Из книги Всемирная история. Том 3. Новая история автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады Теперь мы вынуждены обратиться к тем событиям, которые наполняют собой историю Англии в тот важный период времени, который начинается с

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Мария Этой женщине посчастливилось взойти на английский престол в обход других претенденток, при этом она пренебрегла более вескими правами на корону, благородством и красотой своих двоюродных сестер - Марии, королевы Шотландии, и Джейн Грей. Признаюсь, я не сожалею о

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

МАРИЯ (род. ок. 20 до н.э.)Известны немногие подробности ее жизни. И известны они по евангельским колоритным в своем большинстве описаниям, авторы которых жили через столетие с лишним после ее смерти. Мы знаем о ней, разумеется, благодаря великой жизни и смерти ее сына. И все

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Вильгельм III и Мария II - Мария I 1650 Рождение Вильгельма 1516 Рождение Марии 135 1688 Вильгельм и Мария провозглашаются королем и королевой Англии 1553 Мария становится королевой Англии 135 Расхожее мнение о том, что жена короля обязательно является королевой, ошибочно.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Древняя базилика Св. Павла. - Почитание святых в ту эпоху. - Св. Лаврентий extra muros и in lucina. - Св. Агнесса. - 8. crux в Иерусалиме. - Св. Петр и Св. Мария maggiore. - Св. Мария в Транстеверине. - Св. Климент. - Вид Рима в V веке. - Контрасты в городе По просьбе Сильвестра Константин

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

Фрау Йодль против Варлимонта В другом месте длинного читательского письма фрау Йодль говорится:«Прекрасных отношений доверия, которые связывали Йодля с офицером Генерального штаба армии полковником Лоссбергом, между ним и Варлимонтом не было, что, естественно,

Из книги Тайны Старого и Нового света.Заговоры.Интриги.Мистификации. автора Черняк Ефим Борисович

«Фрау доктор» Вымышленная история жизни Мата Хари в ряде случаев переплетается с легендой о «фрау докторе». Эта легенда также возникла еще в годы первой мировой войны. Даже поражение Германии и настойчивые поиски журналистов в послевоенные годы не опровергли эту

Из книги Король Артур и Святой Грааль от А до Я автора Кокс Саймон

Мария Магдалина Мария Магдалина обычно не упоминается в книгах о короле Артуре и Святом Граале. Однако из-за необычайной популярности романа Дэна Брауна «Код да Винчи» возникла немалая полемика вокруг Святого Грааля и гипотезы, что им могла оказаться Мария Магдалина, а

Из книги Миф о Марии Магдалине автора Старберд Маргарет

1. Мария, Мария Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Песнь Песней 5:7 На протяжении двух тысячелетий христиане почитали нескольких женщин по имени Мария, о которых говорится в евангелиях. Их общее имя на

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

122. МАРИЯ БОРИСОВНА первая жена Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси, дочь Бориса Александровича, князя тверского, и Анастасии Андреевны, рожденной княжны можайской. Была обручена княжичу Ивану, еще семилетнему ребенку, с 1446 г.; венчана с ним,

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.7.1. Мария Кровавая и Мария Стюарт В российской истории лишь последний российский император Николай II получил прозвище Кровавый, которое за ним закрепилось после Кровавого воскресенья. В Англии Кровавой назвали Марию I Тюдор. Чем же она так не угодила своим подданным?Ее

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Совсем недавно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске (это бывший прусский Кранц) выбросило загадочную скульптуру: красивый женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной аж V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском пляже? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Корабль, перевозивший по заказу Екатерины Великой уникальные экспонаты для Эрмитажа, ушёл на дно в 1771 году. При этом место гибели судна известно. Почему же его до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этого огромного ларя с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд долларов.

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года, затонув у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Финляндии). Прошло свыше 200 лет, пока летом 1999 года группа финских дайверов случайно не обнаружила под водой судно, покрытое слоем грязи и ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: эта старинная посудина и есть «Фрау Мария». Новостью сразу же заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».

Раритеты Екатерины II

– Шхуна «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда, известный меценат Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящички из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды, залив сверху воском. Поэтому есть очень большая вероятность, что полотна великих мастеров сохранились. Всего на борту «Фрау» может быть около 300 картин, а также коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки.

осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?

Если следовать архивам, бригантина отчалила из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Поначалу команда пыталась спасти сокровища – матросы прыгали в воду, держа в руках запаянные тубы с картинами. По некоторым данным, они забрали с борта бригантины 6 или 8 полотен. Однако дальнейшая их судьба неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы всё-таки установили. И это позволило определить: они выкупили 27 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту затонувшего судна подтверждён, теперь можно безбоязненно начинать операцию по подъёму сокровищ. Но неожиданно возникла сложность.

Делёжка подводных миллиардов

После того как стало известно, что на дне Балтийского моря лежат ценности стоимостью в миллиарды долларов, сразу же выстроилась целая очередь из желающих получить их. Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить обнаружившие судно дайверы, однако финский суд отказал им. Следом подала голос Швеция – воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали ей, а потому сокровища являются шведской собственностью. Правда, абсурдность такого утверждения оказалась настолько видна, что, подумав, шведы отказались от претензий. Аналогичным образом попыталась поступить Голландия – дескать, корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Однако российские архивисты продемонстрировали документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила и за груз, и за зафрахтованное судно. Этого оказалось достаточно, чтобы отвергнуть все потуги голландцев.

А вот с претензиями Финляндии на груз дело оказалось куда серьёзнее. Согласно её законодательству погибшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности. Таким образом, по закону о памятниках древности судно и груз целиком принадлежат Суоми.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже седьмой год. В 2009 году было объявлено, что шхуна останется на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит. С тех пор никаких явных подвижек не произошло.

Финляндия тянет время

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить около 80 млн евро. Это не так много, учитывая, какой куш стоит на кону. К тому же работы не представляют большой сложности. Корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус только на 1,5 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений.

И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана «Фрау Мария», настолько высока, что попытка одного из финских дайверов вбить гвоздь в обшивку «Фрау» не увенчалась успехом. А потому с технической точки зрения вероятность успешного подъёма корабля на поверхность довольно высока.

Нынче уже две известные морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году. Потенциальные инвесторы, среди которых есть и российские бизнесмены, уже заявили о готовности профинансировать работы.

Так, может быть, пора начинать их, пока суровые морские течения и штормы не разломали судно на части? Тем более что время идёт, и в этом кроется самая большая опасность. Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне. И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами. Столетие существования Финской Республики приходится на 2018 год. Таким образом, осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?

Благотворительный фонд «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» был создан в декабре 2003 года. Председатель фонда Артём Михайлович Тарасов – известный политик, бизнесмен, первый легальный советский миллионер – стал инициатором спасения драгоценного груза шхуны «Фрау Мария». Первый успешный проект фонда Артёма Тарасова – возвращение в Россию малой диадемы дома Романовых. Эту корону украшают 822 бриллианта и 70 рубинов. Она была изготовлена в 1890 году по заказу великого князя Михаила Михайловича Романова.

Что же касается МИД РФ, то он, судя по всему, потерял интерес к подъёму «Фрау Марии». Нет интереса ни у Министерства культуры, ни у Государственной думы. Финансировать подъём «Фрау Марии» готов известный российский меценат Михаил Слипенчук. Однако для проведения работ прежде необходим договор на межгосударственном уровне. Увы, государственные мужи хранят молчание. Хочется надеяться, что спасённые сокровища с борта «Фрау Марии» всё же займут свои места в Эрмитаже, пусть с опозданием на несколько веков.