Анатомо физиологические особенности женского организма кратко. Анатомо – физиологические особенности женского организма. Учет особенностей женского организма, как фактор, влияющий на правильное физическое воспитание девушек

Децилерация последнего десятилетия выразилась в более позднем половом созревании женского контингента . Среднее начало первой менструации в 1984 г. в крупных и столичных городах составляло, в среднем, 12 лет 3 месяца. В 2002 г. этот показатель равнялся 13 годам 2 месяцам. Также к 2002 г. увеличился возрастной размах начала менструации. Так, у 6,2% девушек отмечено начало первой менструации в возрасте 11 лет, у 18,8% - 12 лет; у 37,5% - 13 лет; у 25,0% - 14 лет; у 12,5% в 15 лет. Разность начала первой менструации в четыре года накладывает свой отпечаток на степень и скорость физического и функционального развития девушек и еще раз подчеркивает значимость индивидуально-дифференцированного подхода для эффективного проведения учебно-тренировочного процесса. Особенности женского организма должны учитываться на занятиях физическим воспитанием с использованием средств и методов для подготовки спортсменок, в первую очередь, к детородной функции. Поскольку в уровне физического развития и спортивной подготовленности между женщинами и мужчинами имеются различия, можно говорить о самостоятельной методике, направленной на формирование психофизического состояния девушек в процессе физического воспитания.

Особенности женского организма

Известно, что организм женщины существенно отличается от мужского. Прежде всего, эти различия отмечаются при сравнении внешних форм и размеров. В основном, мужчины превышают женщину в росте на 8-16 см. Больший рост мужчины обусловливает большую массу. Средняя масса мужчины составляет 65 кг, а женщины - 54 кг.

Средняя длина туловища у женщин составляет 37,8 % от общего роста, а у мужчин - 35,9 %. При этом поясничная область позвоночника у женщин длиннее, чем у мужчин, а грудная короче. Поясничный изгиб позвоночника у женщин выражен сильнее.

Наиболее существенное отличие в анатомическом строении женщины - в тазовой области: таз короче и шире. Выход малого таза по размерам больше, чем у мужчины.

Перечисленные особенности соотношений частей тела влияют на расположение общего центра тяжести. У женщин он расположен ниже. Это создает выгодные параметры равновесия при опоре на ноги, но немного ограничивает быстроту передвижения и высоту прыжка.

Несмотря на то, что руки у мужчин в целом длиннее, у женщин они оказывается большими по отношению к росту. Это является результатом более длинного плеча у женщин. При относительно длинном плече женщинам труднее выполнять движения в легкоатлетических метаниях.

Длина нижних конечностей относительно роста мужчин и женщин практически одинакова, однако длина бедра у женщин больше. Длинное бедро и недостаточная сила мышц значительно затрудняют выполнение важных элементов техники бега и прыжков.

Костная система у женщин развита слабее, чем у мужчин. Отдельные кости меньше и тоньше. Степень развития общей мускулатуры у женщин выражена слабее. Ее масса не превышает 34% от всего веса тела и составляет в среднем 14,7 кг, а у мужчин 42-47%, что равно 24,5-26,0 кг. Особенно большая разница наблюдается в развитии мышц спины и рук.

В женском организме больше жировой ткани , особенно в области живота, бедер и груди.

У женщин наиболее слабо развиты мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса. При недостаточной силе этих мышечных групп им труднее выполнять упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Сердце и легкие у женщин по своим размерам меньше , чем у мужчин, поэтому в деятельности ССС и дыхательной системы также имеются характерные особенности. Сердце у представительниц прекрасного пола на 12-17% легче, чем у мужчин, и, следовательно, меньше объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. На возрастающие запросы организма во время физической нагрузки сердечно-сосудистая система женщин отвечает увеличением ЧСС. В состоянии покоя ЧСС у женщин на 6-8 ударов больше.

Учитывая тесную взаимосвязь дыхательной и сердечнососудистой систем, коротко остановимся на характеристике дыхательного аппарата. Частота дыхания у женщин больше, поскольку вдох у них менее глубокий. Жизненная емкость (объем) легких у женщин составляет 2500-5000 см3, а у мужчин - 3200- 7200 см3. В стадии покоя поглощение кислорода у женщин 150-160 см3, у мужчин - 180-250 см3. Наибольшее различие наблюдается в максимальном поглощении кислорода при физических нагрузках максимальной интенсивности, так как оно отражает степень функционального развития СС и дыхательной систем. У хорошо тренированных женщин оно составляет 3-4 л в минуту, у сильного пола - 4-5 л и более.

Женский организм обладает биологической особенностью, непростой по своей нейрогуморальной регуляции. Наличие менструальной функции , цикличность которой осуществляет серьезное влияние на весь организм целиком и, в частности, на его работоспособность. Термин: менструальный цикл подразумевает одно из проявлений комплексного биологического процесса в организме женщины, отражающегося в соответствующих циклических изменениях функций половой системы с параллельным процессом циклических колебаний физического состояния женского организма. Нередко меняется состав крови, наблюдается повышенная возбудимость нервной системы, снижается тонус мышц. В эти дни мышечная сила и быстрота становятся меньше.

В течение менструального цикла отчетливые волнообразные физиологические колебания выявляются в сосудистой системе. Так, артериальное давление по ходу менструального цикла держится на постоянном уровне, а во время менструации снижается примерно на 10-16 мм рт. ст. В мелких сосудах перед менструацией отмечено спастическое состояние с заметным последующим снижением тонуса, а во время менструации происходит расширение их. Циклическим колебаниям подвергается также состав крови у женщин. Перед наступлением менструации в женском организме увеличивается уровень содержание кальция и, соответственно, уменьшается количество калия. Во 2-ой фазе менструального цикла наряду с понижением уровня меди увеличивается содержание йода. Щитовидная железа в период менструации немного увеличивается в размерах, а её функционирование (активность) повышается. В женском организме также происходят физиологические перемены в части водно-электролитного обмена, что обусловливает изменение веса тела у здоровых женщин в течение менструального цикла в диапазоне от 0,5 до 2 кг.

В менструальной фазе снижается работоспособность , иногда появляются повышенная нервозность, неуравновешенность, раздражительность, увеличивается утомляемость.

Все перечисленные анатомические и функциональные особенности обусловливаются рядом трудностей, ограничивающих работоспособность девушек и женщин. Есть все основания считать, что для женщин и мужчин преподаватели должны применять различные методики проведения учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию.

Учет особенностей женского организма, как фактор, влияющий на правильное физическое воспитание девушек

Учебно-тренировочный процесс девушек строится с учетом циклических перемен (колебания) состояния женского организма и соответственно его двигательных возможностей, тесно взаимосвязанных с протеканием овариально-менструального цикла (ОМЦ). Занятия женщин, в отличие от мужского контингента, строятся следующим образом. Подготовительная часть (разминка) включает общеразвивающие специфические элементы - выполнение упражнений, необходимых для детородной функции женщины, развития пластики и грациозности; основная часть состоит из упражнений, общих для всей группы и самостоятельного выполнение индивидуальных заданий в течение 15-20 мин, с учетом как индивидуального протекания ОМЦ, так и общих закономерностей изменения физической работоспособности организма и двигательных возможностей девушек по фазам овариального цикла. Заключительная часть проводится по единой схеме с целью приведения организма к функциональной норме и подготовке к дальнейшим лекционным и семинарским занятиям.

Экспериментально установлено, что степени проявления силовой физической работоспособности, скоростных и скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости на протяжении некоторых фаз ОМЦ изменяются гетерохронно . Поэтому планирование специальных заданий (комплексов упражнений) для самостоятельных занятий каждой конкретной спортсменки следует осуществлять после определения у занимающейся индивидуальной динамики показателей двигательных возможностей в течение ОМЦ. Тестирование целесообразно по фазам ОМЦ: в менструальной фазе - на 3-й день после начала менструации; в постменструальной - на 7-й и 11-й день; в овулярной - на 17-й; в постовулярной - на 22-й; в предменструальной фазе - на 28-й день.

Наиболее низкий уровень проявления физической работоспособности отмечается в менструальной фазе (1-3-й дни после начала менструации), наивысший - в постменструальной и постовуляторной фазах (4-11-й и 17-22-й дни). Незначительное понижение уровня физической работоспособности приходится на овуляторную фазу; для предменструальной фазы характерно значительное снижение работоспособности.

Двигательные способности на протяжении ОМЦ проявляются неравномерно. Так, силовые способности постепенно возрастают, начиная с менструальной фазы, и достигают максимума в постменструальной и овуляторной фазах (5-13-й дни). Затем в постовуляторной фазе отмечается их снижение, а наименьший уровень проявления силы характерен для предменструальной фазы (23-28-й дни).

Скоростные способности проявляются примерно на одном уровне с 1-го до 5-го дня цикла, к 11-му дню наблюдается постепенное повышение показателей, затем к 14-му дню их уровень понижается, а начиная с 17-го, происходит повторное улучшение. Достигнутый уровень удерживается до 22-го дня цикла включительно, в последующие дни результаты ухудшаются.

Иная динамика характерна для показателей выносливости . Наивысший ее уровень отмечается в овуляторной фазе, незначительное ухудшение показателей наступает в постменструальной, а также в постовуляторной фазах. Выраженное ухудшение показателей характерно для предменструальной фазы, а наименьший в цикле показатель проявления выносливости отмечается в менструальной фазе.

Координационные способности находятся примерно на одном уровне на протяжении всего ОМЦ (с незначительным повышением в предменструальной и ухудшением в постменструальной фазах).

Проявления гибкости значительно увеличиваются в менструальной и постменструальной фазах, в остальных фазах показатели находятся на одном уровне.

Учет индивидуальных изменений в проявлении двигательных способностей девушек на протяжении ОМЦ в соответствии со стадиями цикла, каждая из которых отражается тем или иным состоянием менструальной функции и организма в целом, способствует оптимальному планированию физической подготовки занимающихся.

Как показали исследования, самостоятельные занятия по выполнению заданий (комплексов упражнений) в основной части урока целесообразно строить следующим образом: в постменструальной фазе - координация, общая выносливость; в овуляторной - беговая скорость, прыжковые упражнения; постовуляторной - специальная выносливость, бросковые упражнения; в предменструальной - сила, гибкость.

Нагрузка при самостоятельном выполнении заданий (комплексов упражнений) строится следующим образом: по интенсивности в постменструальной фазе - большая, в овуляторной - малая, в постовуляторной - средняя, в предменструальной - малая; по объему в постменструальной фазе - малый, овуляторной - большой, в постовуляторной - средний, в предменструальной - средний.

Особенности занятий физическими упражнениями в дни менструальной фазы

В научно-методической литературе по вопросу проведения занятий во время менструальной фазы имеются два противоположных мнения. Так, одни авторы категорически считают, что эти дни нельзя заниматься физическими упражнениями, другие - что выполнение типовой (привычной) физической работы в данный период оказывает позитивное влияние на общее состояния организма.

Исследования первого подхода показали, что, как правило, студентки пропускают два занятия физическим воспитанием в месяц независимо от продолжительности овариально-менструального цикла (ОМЦ) и количества критических дней. Перерыв между занятиями при таком подходе составляет 10-12 дней и влечет за собой то, что в возрасте 17-20 лет физическая подготовленность находится примерно на одном уровне или начинает постепенно снижаться, улучшения двигательных способностей не отмечается. Начиная с возраста 20-21 год при таком подходе, отмечается снижение физической подготовленности спортсменок.

Изучение протекания ОМЦ выявило, что у 39,4% девушек он составляет 26-28 дней; у 27,2% - 29-30 дней; у 17,3%- 32-34 дня; у 13,6%- 23-25 дней; у 2,5%- 19-21. По количеству критических дней в 36,6% случаев отмечено 5 дней; в 26,8% - 4 дня; в 21,1% - 6 дней; 8,5% - 7 дней; 7,0% - 2-3 дня. С учетом приведенных данных, расчеты показали, что (при проведении занятий физическим воспитанием через два дня на третий) в 92% случаев девушка может пропустить четыре, максимум пять занятий за 4 месяца по причине критических дней.

Сторонники второго подхода указывают на тот факт, что у достаточно развитых физически, сильных, здоровых и закаленных спортсменок менструальный цикл характеризуется устойчивостью, постоянством и ритмичностью, практически не напрягая их неприятными ощущениями. Уравновешенные и спокойные девушки без труда реагируют на менструальные боли и недомогания, а соответственно лица с повышенной возбудимостью их нервной системы с трудом переносят даже незначительную боль. Данный факт еще раз подтверждает острую необходимость и пользу закаливания, самовоспитания, следования гигиеническим нормам, физической подготовленности. Еще несколько примеров в пользу занятий в период менструальной фазы - в эти дни женщины в большинстве профессий не освобождаются от производственной деятельности, а также бытовых обязанностей - уборка, стирка, приготовление пищи и т. п.

Профессор Т.Н. Шестакова отмечает, что в связи с аварией на Чернобыльской АЭС наблюдаются резкие изменения в организме (в особенности в половой системе) женщин и девушек. Были проведены исследования в Чернобыльской зоне во многих школах. Отмечены изменения и нарушения в фазах ОМЦ, большое количество девушек страдает болевым синдромом, изменением длительности менструальной фазы до 7-9 дней. Это тоже необходимо учитывать в занятиях по физическому воспитанию. Большинство специалистов считают, что спорт и физические занятия способствуют улучшению психического состояния и кровообращения.

Специальные исследования показывают, что отрицательное влияние менструального цикла носит сугубо индивидуальный характер. Общих рекомендаций по проведению занятий во время менструальной фазы быть не может. Этот вопрос решается с каждой девушкой индивидуально. Все вышеизложенное обязывает инструктора учить спортсменок контролировать протекание менструального цикла. При этом следует объяснять, что независимо от фазы овариально-менструального цикла женщине приходится выполнять свою трудовую и бытовую деятельность. Это обстоятельство требует специальной подготовки в подростковом и молодежном возрасте.

Чтобы не возникало недоразумений и казусов при решении спорного вопроса о допуске к занятиям физическим воспитанием в менструальные дни, необходимо знать следующее. В первую очередь, имеет большое значение устойчивость и стабильность менструального цикла. Если все сроки менструационных фаз постоянны, одинакова их продолжительность, стабильны кровопотери, и занимающаяся чувствует себя вполне удовлетворительно, то нет никакой нужды стремиться к полному освобождению от занятий физическим воспитанием или типовых тренингов.

При устойчивом ритме циклов, но жалобах на плохое самочувствие, нагрузку стоит все-таки уменьшить, а также полностью исключить прыжковые формы упражнений. Тем же, у кого менструации протекают болезненно, следует посоветоваться с ведущим врачом по поводу тренировок в этот период.

Исследования доказывают, что у активных спортсменок значительно реже фиксируются предменструальные и менструальные симптомы, чем у девушек, ведущих, как правило, сидячий образ жизни. Ряд специалистов отмечают, что комплексы упражнений, индивидуально подобранные для каждой спортсменки (при учете ее всех физиологических возможностей, уровня силовой подготовки, возраста, здоровья), сглаживают проявления этих симптомов и облегчают протекание менструации.

Рассмотрим, какие же средства полезно и необходимо выполнять при занятиях физическими упражнениями во время менструальной фазы. Основными средствами являются - ускоренная ходьба в течении 35-40 мин со скоростью 7,30- 8,00 мин на 1 км; медленный бег 2-3 км со скоростью 6,30- 7,00 мин на 1 км, а также различные упражнения. Это, в первую очередь, - дыхательные. Необходимо овладеть навыками грамотного, ритмичного дыхания. (Умение выполнять глубокий вдох, а также задерживать дыхание, когда это необходимо, в значительной степени облегчает роды.) Очень полезны и специальные тренинги для мышц тазового дна. Все дело в том, что в течение родов эти мышцы зачастую так напрягаются, что могут мешать продвижению малыша. Это в свою очередь грозит тяжелыми последствиями – всевозможными осложнениями как для него, так и для его мамы. Поэтому тазовое дно необходимо «растянуть», сделать податливым, а также более эластичным.

Будущая мать обязана иметь крепкий брюшной пресс. Он способствует успешной и продуктивной родовой деятельности. Также хорошо развитая мускулатура живота предупреждает его дряхлость и отвисание уже после родов, как и другие неприятности, взаимосвязанные с опущением внутренних органов.

Помимо этого, нужно овладеть умениями полноценного мускульного расслабления. Как показывает практика: женщины придают слишком большее значение навыкам напрягания мышцы, рассчитывая, что расслабляться они будут сами по себе, так сказать, пассивно. Но напряжение и расслабление обязаны быть равнозначными, гармонично уравновешивая друг друга.

Приведем конкретные упражнения специфической направленности для разработки индивидуальных комплексов, выполняемых во время менструальной фазы.

Упражнения для глубокого ритмичного дыхания
  1. Упражнение доступно для выполнения: лежа или стоя. Выдохнуть. Затем выполнить продолжительный вдох, в течение которого сперва выпятить живот, а потом только наполнять грудную клетку. Соответственно при выдохе: сперва уменьшать объем грудной клетки, а затем уже втягивать живот.
  2. Так называемое, «Грудное» дыхание. Осуществить выдох. Сделать продолжительный вдох и, одновременно с этим расширяя грудную клетку, втягивать живот. При выдохе уменьшается объем грудной клетки и втягивается живот.
  3. «Брюшное» дыхание. Выдохнуть. Затем следует продолжительный вдох, при этом одновременно выпячивая живот. Соответственно, при вдохе втягивать живот. С целью проконтролировать правильность выполнения упражнения, нужно положить одну ладонь на грудь, а вторую на живот.
  4. Так называемое, «Боковое» дыхание. Кисть левой руки положить сбоку на грудную клетку, размещая ее ближе к подмышечной впадине, при этом правую руку - опустить вниз. Выдохнуть. Одновременно с наклоном влево, удерживать правую руку на голове, глубоко вдохнуть. Вернуться в первоначальное положение и выдохнуть. Затем проделать упражнение в противоположную сторону.
  5. Выполнить пару раз максимально глубокий длинный вдох.
  6. Походить в среднем темпе пару минут. На 3 шага вдох, на 4 - выдох. Медленно увеличивать продолжительность вдоха на один шаг и спустя 4-6 недель занятий делать выдох на 9-12 шагов.
  7. Выдохнуть. Поднять выпрямленные руки вперед-вверх – сделать вдох. Далее медленно выполняем прогиб в грудном и поясничном участках позвоночника, опускаем руки через стороны вниз - выдохнуть.
  8. Сделать выдох. Поднимаясь на носки, руки положить за голову, при этом лопатки свести – делаем вдох, затем опуститься на полную ступню, расслабить руки, опустить их вниз, далее наклон вперед и выдох.
  9. Техника воздушного массажа носа (слизистой оболочки):
  • а) Осуществить выдох, рот закрыть, делать медленные поочередные вдохи то правой ноздрей, то левой, одновременно прижимая пальцем противоположную;
  • б) Осуществить выдох, зажать нос рукой, медленно громко вслух досчитать до 10, а после этого, сняв пальцы с носа, выполните глубокий вдох и выдох через нос (держать рот все время плотно закрытым).
Упражнения для тренинга полноценного мышечного расслабления
  1. Из положения стоя, наклониться вперед и свободно раскачивать выпрямленными руками влево и вправо.
  2. Лечь на мат, ноги согнуть, руки поднять. На счет один-три поочередно расслабить кисти, предплечье, плечи; 4 - расслабить правое колено; 5 - расслабить соответственно левое колено; 6 - добиться комплексного расслабления. Дышать ритмично.
  3. Встать. На счет 1 - наклонить голову вправо - вдохнуть, на 2 - 3 - перекатить плавно голову на левое плечо - выдохнуть. 4 - принять исходное положение. Аналогично выполнить в другую сторону.
  4. Сесть на гимнастическую скамейку, полностью расслабить мышцы бедер. Быстро перемещая бедра вправо- влево, встряхнуть расслабленные мышцы.

Природой определено, чтобы женщина выносила, родила и выкормила здорового ребенка, поэтому женский организм имеет специфические особенности.

Репродуктивная, или половая, система женщины включает наружные и внутренние половые органы. К наружным органам относятся большие и малые половые губы и клитор, к внутренним - яичники, фаллопиевы трубы, матка, шейка матки и влагалище.

В репродуктивной системе женщины происходит образование яйцеклетки (яйца); вынашивание плода, развивающегося из оплодотворенной яйцеклетки, и образование половых гормонов - эстрогена и прогестерона. Эстроген и прогестерон необходимы для развития и поддержания женских половых признаков, сохранения и регуляции менструального цикла.

Яичники - железы, содержащие более миллиона незрелых яйцеклеток, - имеются в организме женщины с момента рождения. В яичниках также образуются гормоны - эстроген и прогестерон. Благодаря постоянному циклическому изменению содержания этих гормонов в организме, а также выделению гормонов гипофизом, происходит созревание яйцеклеток и их последующий выход из яичников.

В непосредственной близости от яичников располагаются фаллопиевы, или маточные, трубы - две полые трубки с отверстиями, идущие от яичников к матке и открывающиеся в верхней части матки. На концах труб вблизи яичников имеются ворсинки. Когда яйцеклетка выходит из яичника, ворсинки своими непрерывными движениями стараются захватить ее и загнать в трубу, чтобы она могла продолжать в ней путь к матке. Обычно яйцеклетка попадает в трубу уже после того, как происходит ее оплодотворение сперматозоидом.

В матке происходят рост и вынашивание плода. В нормальном состоянии, вне беременности, матка представляет собой полый орган, имеющий форму груши. Располагается она в полости таза. Во время беременности матка увеличивается.

Стенки матки состоят из слоев мышц. С началом схваток и во время родов мышцы матки сокращаются, шейка матки растягивается и раскрывается и плод выталкивается в родовой канал.

Влагалище - мышечный орган, родовой канал, начинающийся от шейки матки и открывающийся наружу. Главной отличительной особенностью шейки матки и влагалища является их уникальная способность к сокращению и расширению в процессе родов.

В репродуктивную систему женщины входят также молочные железы, состоящие из долек и протоков - молочных ходов, которые объединяются в единый канал, выходящий в сосок. Гормональные сдвиги, происходящие в организме после рождения ребенка, стимулируют образование молока в специальных клетках молочных долек. Через молочные ходы молоко поступает в общий молочный проток, проходящий через сосок.

Начиная с 12-13 и до 50-55 лет в яичниках женщины ежемесячно созревает, как правило, одна (из 400-500 способных к оплодотворению) яйцеклетка. Одновременно под влиянием эстрогена и прогестерона в слизистом слое матки каждый месяц происходят циклические изменения: сначала слизистая интенсивно разрастается, затем набухает, и в ее железах начинает вырабатываться секрет. Так создаются благоприятные условия для яйцеклетки, которая после овуляции (разрыв фолликула и выхождение яйцеклетки за пределы яичника) по маточным трубам (яйцеводам) переносится в матку. Если при прохождении по яйцеводу яйцеклетка встречается со сперматозоидом и оплодотворяется, наступает беременность. Если же встреча с мужской половой клеткой не состоялась и беременность не наступила, разросшийся слой слизистой оболочки матки отторгается и наступает период менструации. Об этом гинекологи образно говорят: «Матка плачет кровавыми слезами по несостоявшейся беременности». В регуляции менструальной функции участвуют кора головного мозга, I подкорковые центры, гипофиз, яичники, матка, маточные (фаллопи- I евы) трубы, влагалище.

Нормальная менструация наступает каждые 21-24 или 28-30 дней, реже - каждые 34 и более дней (у каждой женщины этот интервал в норме постоянен); менструальные кровотечения продолжаются в среднем 3-5 дней.

Следует иметь в виду, что срок наступления менструации может изменяться при стрессах, перемене климатических условий, после инфекционных заболеваний (ОРЗ, грипп и др.).

Период между первым днем последней менструации и первым днем следующей называется менструальным циклом. В нем выделяют две основные фазы: фолликулярную, или пролиферативную (созревание яйцеклетки в фолликуле с последующей овуляцией), и про-гестероновую, или лютеиновую (формирование на месте лопнувшего фолликула желтого тела, гормональная функция которого определяет «готовность матки» к восприятию плодотворенного яйца). В зависимости от фазы цикла изменяется температура в прямой кишке: во время пролиферативной фазы нормального менструального цикла температура колеблется от 36 до 36,8° С, не поднимаясь выше 37"С, а на протяжении лютеиновой фазы наблюдается подъем температуры от 37 до 37,4° С. На знании этой закономерности основано использование биологического метода контрацепции.

Однако появление менструаций еще не означает полной подготовленности женского организма к материнству. Только по достижении 18-летнего возраста женщина может выносить, родить, выкормить и воспитать здорового ребенка без ущерба для его и своего здоровья.

  • 2) Биопсия шейки матки: прицельная, конусовидная. Показания, техника.
  • 3) Цитологическое исследование
  • 4) Определение гормонов и метоболитов
  • 4. Инструментальные методы
  • 2) Рентгенологические методы исследования:
  • 3) Ультразвуковая диагностика в гинекологии.
  • 4) Эндоскопические методы:
  • 4. Гормоны яичников. Биологические эффекты в различных органах и тканях.
  • 5. Тесты функциональной диагностики для определения гормональной функции яичников.
  • 6. Ультрозвуковые и рентгенологические методы исследования в гинекологии. Показания, информативность, противопоказания.
  • 7. Эндоскопические методы исследования в гинекологии. Показания, информативность, противопоказания.
  • 8. Современные методы исследования в гинекологии: Рентгеновские, эндоскопические ультрозвуковые
  • 9. Современные методы исследования состояния половой системы женщины (гипоталамус-гипофиз-яичники-матка).
  • 10. Острые воспалительные процессы внутренних половых органов. Клиника, диагностика, лечение.
  • II. Воспаление половых органов верхнего отдела:
  • 11. Особенности течения хронических воспалительных процессов женских половых органов в современных условиях.
  • 12. Хронические эндометрит и сальпингооофорит. Клиника, диагностика, лечение.
  • 13. Пельвиоперитонит. Этиология, клиника, диагностика. Методы лечения, показания к хирургическому лечению.
  • 14. Гинекологический перитонит. Этиология, клиника, диагностика, лечение.
  • 15. Острый живот при воспалительных процессах внутренних половых органах. Диф. Диагностика с хирургическими урологическими заболеваниями.
  • 16. Современные принципы лечения больных с воспалительными процессами гениталий. Осложнения антибактериальной терапии.
  • 17. Особенности современного течения гонореи. Диагностика, принципы терапии. Реабилитация.
  • 18. Зппп. Определение понятия. Классификация. Роль зппп для гинекологического и репродуктивного здоровья женщины.
  • 19. Основные нозологические формы зппп. Методы диагностики и лечения.
  • 20. Гонорея нижнего отдела половых путей. Клиника, диагностика. Методы провокации, лечение.
  • 21. Кандидамикоз женских половых органов как первичное заболевание и как осложнения антибактериальной терапии.
  • 22. Вагиниты специфической этиологии. Диагностика, лечение.
  • 23. Миома матки
  • 24.Миома матки и ее осложнения. Показания к оперативному лечению. Виды операций.
  • 25. Эндометриоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика лечение внутреннего и наружного генитального эндометриоза.
  • 26. Клинические формы нарушений менструального цикла.
  • II. Циклические изменения менструации
  • III. Маточные кровотечения (метроррагии)
  • 1. Аменорея гипоталамического генеза:
  • 2. Аменорея гипофизарного генеза
  • 3. Аменорея яичникового генеза
  • 4) Маточные формы аменореи
  • 5) Ложная аменорея
  • 27.Кровотечения в периоде полового созревания. Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика. Методы гемостаза и регуляции менструального цикла.
  • 28. Маточные кровотечения в репродуктивном периоде. Дифференциальная диагностика. Методы лечения.
  • 29. Маточные кровотечения в период пременопаузы. Дифференциальная диагностика. Методы лечения.
  • 30. Кровотечение в постменопаузе. Причины, диф диагностика, лечение.
  • 31. Гиперпластические процессы эндометрия. Эт, пат, кл, диаг, лечение, профилактика
  • Вопрос 32. «Острый живот» в гинекологии. Причины, дифференциальная диагностика с хирургическими и урологическими заболеваниями.
  • 33. Трубная беременность. Клиническая картина трубного аборта. Диагностика, диф. Диагностика, лечение.
  • 34. Трубная беременность. Этиология, патогенез, классификация. Клиника разрыва маточной трубы. Методы оперативного лечения.
  • 35. Апоплексия яичников. Этиология, клиника, диагностика, лечение.
  • 36. Современные методы диагностики и лечения внематочной беременности и апоплексии яичников.
  • 37. Острый живот в гинекологии! Причины. Диф.Диагностика с хирургическими и урологическими заболеваниями.
  • 38.Острый живот при нарушении кровообращения органов и опухолей внутренних половых органов.
  • 39. Гинекологический перитонит. Этиология, клиника, диагностика, лечение
  • 40. «Острый живот» при воспалительных процессах внутренних половых органов. Дифференциальная диагностика с хирургическими и урологическими заболеваниями.
  • 1. Аменорея гипоталамического генеза:
  • 2. Аменорея гипофизарного генеза
  • 3. Аменорея яичникового генеза
  • 4) Маточные формы аменореи
  • 5) Ложная аменорея
  • 43. Предменструальный, климактерический и посткастрационные синдромы. Патогенез, классификация, диагностика, лечение.
  • 44. Факторы и группы риска злокачественных новообразований женских половых органов. Методы обследования.
  • 45. Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.
  • 46. Рак шейки матки. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение.
  • 47. Факторы и группы риска злокачественных новообразовании женских половых органов. Методы обследования.
  • 48. Рак эндометрия
  • 49. Опухоли яичников. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Группы риска.
  • 50. Осложнение опухолей яичников. Клиника, диагностика, лечение.
  • 51. Рак яичников, классификация, клиника, диагностика, методы лечения, профилактика рака яичников.
  • 53. Инфицированные аборты. Классификация, клиника, диагностика, лечение.
  • 54. Методы контрацепции. Классификация. Принципы индивидуального подбора.
  • 55. Барьерные методы контрацепции. Их преимущества и недостатки.
  • 56. Внутриматочные контрацептивные средства. Механизм действия. Противопоказания. Осложнения.
  • 57. Гормональные методы контрацепции. Механизм действия. Классификация по составу и способам применения. Противопоказания. Осложнения.
  • 58. Послеоперационные осложнения. Клиника, диагностика,терапия,профилактика.
  • 2. Анатомо-физиологические особенности женского организма в различные возрастные периоды

    Период полового созревания девочки. Период полового созревания занимает около 10 лет. Его возрастными границами являются 7(8)-17(18) лет. В течение этого времени, помимо созревания репродуктивной системы, заканчивается физическое развитие женского организма: рост тела в длину, формирование телосложение и распределение жировой и мышечной ткани по женскому типу. Физиологический период полового созревания протекает в строго определенной последовательности. В препубертатном периоде (7-9 лет) отмечается скачок роста, появляются первые признаки женской фигуры: округляются бедра, начинает формироваться женский таз, утолщается слизистая оболочка влагалища. В 1-ю фазу пубертатного периода (10-13 лет) начинается увеличение молочных желез, оволосение лобка. Этот период завершается первой менструацией - менархе (в возрасте около 13 лет), которая совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину. Во 2-ю фазу пубертатного периода (14-17 лет) молочные железы и половое оволосение завершают развитие, последним заканчивается оволосение подмышечных впадин, которое начинается в 13 лет. Менструальный цикл становится нормальным (двухфазным), прекращается рост тела в длину и окончательно формируется женский таз.

    Половая зрелость наступает к 16-18 годам, когда весь организм женщины окончательно сформирован и готов к зачатию, вынашиванию беременности, родам и вскармливанию новорожденного.

    Период половой зрелости. Период половой зрелости, или репродуктивный период, занимает около 30 лет -с 16-18 до 45 лет. В этот период у женщины функционирует двухфазный менструальный цикл. Его физиологический механизм очень сложен. В упрощенном виде его можно представить следующим образом. В подкорковой зоне головного мозга происходит пульсирующая секреция специальных химических веществ (нейросекретов), которые по кровеносной системе попадают в переднюю долю гипофиза. вырабатываются два вида так называемых гонадотропных гормонов: лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Эти гормоны, попадая в кровь, действуют на яичник, стимулируют рост фолликула, в котором начинают вырабатываться половые гормоны (эстрогены) и происходит созревание яйцеклетки. Повышение продукции ЛГ и ФСГ в середине менструального цикла (II-15-и день) приводит к разрыву фолликула и выходу яйцеклетки в брюшную полость (1-я фаза цикла). На месте фолликула; возникает желтое тело, в котором начинается продукция гормона желтого тела прогестерона (2-я фаза цикла). Под действием эстрогенных гормонов в слизистой оболочке матки происходят восстановление и рост клеток эпителия функционального слоя слизистой оболочки матки (1-я фаза цикла). После овуляции и начала продукции гормона желтого тела (прогестерона) в слизистой оболочке матки появляются железы, которые заполняются секретом (2-я фаза цикла, 15-28-й день).

    Если оплодотворение не наступило, то происходит увядание желтого тела, уменьшается, а затем прекращается выработка прогестерона. Это приводит к омертвению функционального слоя слизистой оболочки матки, и она начинает отторгаться - начинается менструация. В это время в результате изменения концентрации в крови половых гормонов яичников вновь начинаются очередной процесс выработки нейросекретов в передней доле гипофиза, развитие нового фолликула и созревание очередной яйцеклетки в яичнике. Все эти сложные процессы регулярно происходят в организме здоровой женщины в течение всего периода половой зрелости. Менструальный цикл - циклические изменения в репродуктивной системе женщины от 1-го дня предыдущей менструации до 1-го дня очередной менструации. Нормальная продолжительность менструального цикла 21-35 дней.

    Климактерический период . В настоящее время взамен терминов "климакс" и "менопауза" приняты следующие:

      пременопаузальный период - от 45 лет до наступления менопаузы;

      менопауза - период отсутствия менструаций. Последняя менструация в среднем наступает в возрасте 50,8 года;

      перименопаузальный период - постменопаузальный период и 2 года после менопаузы;

      постменопаузальный период начинается после менопаузы и длится до конца жизни.

    К 45 годам у женщины угасает детородная, а к 55 годам - гормональная функция репродуктивной системы.

    Пременопаузальный перио д жизни характеризуется высокой социальной активностью женщины, обусловленной накопленным жизненным опытом, знаниями и т.д. Вместе с тем в этом возрасте снижаются защитные силы организма, повышается неинфекционная заболеваемость, постепенно нарастает масса тела на фоне выраженных изменений в репродуктивной системе. Начинается постепенное уменьшение гормональной функции яичников, которое характеризуется наступлением менопаузы. В результате нарушения функции яичников возникают кровотечения из измененной слизистой оболочки матки.

    В постменопаузе продолжается прогрессивное снижение гормональной функции яичников. При этом идут процессы инволюции не только в органах репродуктивной системы, но и во всех других органах и системах. Уменьшается матка, слизистая оболочка влагалища истончается, складчатость уменьшается, появляется сухость влагалища. Происходят атрофические изменения в мочевом пузыре, мочеисдускательном канале, мышцах тазового дна. Это ведет к недержанию мочи при напряжении, опущении стенок влагалища и матки. Существенно изменяется обмен веществ с избыточным отложением подкожного жира. Повышается свертываемость крови вследствие снижения выработки эстрогенных гормонов, начинаются потеря костями кальция, уменьшение костного вещества. Все это ведет к тяжелым последствиям: остеохондрозу, переломам трубчатых костей и наиболее опасному из них ~ перелому шейки бедра.

    "

    Проявляются сразу после рождения. Это внешние признаки, по которым определяют пол ребенка. Хотя строение организма обоих полов имеет много общего, они различаются по своим функциональным возможностям. отличается не только физиологическими признаками, но и имеет психологические особенности. Но в этой статье речь пойдет о том, что представляет собой анатомия женского организма.

    Основной и самой важной функцией женского организма является способность к зачатию, вынашиванию и рождению детей. Это самое главное отличие женщины. Об этой способности говорит ряд анатомических признаков.

    Для того чтобы успешно выполнять функцию деторождения женщина должна иметь здоровые половые органы. Это первичная анатомическая особенность. Развитие женского организма проходит несколько этапов. Оно зависит от правильного развития и функционирования половых органов и репродуктивной системы. Первый период составляет 10-12 лет от рождения. Организм развивается и вместе с ним налаживается работа всех органов. Яичники в этот момент не активны.

    По окончании первого периода начинается этап полового созревания, который длится примерно до 20 лет. Это процесс превращения девочки в полноценную женщину. В течение этого периода значительно меняется скелет, формы тела и проявляются некоторые анатомические признаки. Происходит формирование молочных желез, налаживается менструальный цикл. Яичники начинают выполнять свои физиологические функции. Организм настраивается и готовится к зачатию и вынашиванию ребенка. Окончательное наступает к 18-20 годам. Именно к этому времени организм женщины полностью готов к функции деторождения.

    Наступает период половой зрелости, который длится в среднем от 15 до 49 лет. Этот период самый благоприятный для успешного зачатия, вынашивания и появления на свет здорового ребенка. Именно сейчас определяется способность женщины к репродукции. Поэтому к этому периоду жизни и развития женщина должна подойти полностью здоровой.

    Это стадии развития женского организма. Но теперь поговорим об особенностях, которые имеет женское тело. Анатомия предполагает еще несколько признаков, которые характерны для женщины.

    Кроме здоровых половых органов, анатомическим признаком являются и хорошо развитые молочные железы. Они формируются в Кости таза у женщины в основном шире, чем у мужчин. Почти все признаки связаны с детородной функцией. Строение костей таза обусловлено способностью женщины к рождению ребенка.

    Еще одной внешней особенностью женского организма являются округлые бедра и мягкий живот. Такие признаки связаны с тем, что женская анатомия предполагает наличие большего количества жировой ткани. У мужчин, наоборот, мышечная ткань составляет большую часть.

    Женская анатомия и все ее признаки, проявляются при правильной выработке организмом женских половых гормонов. Именно этот факт влияет на правильное развитие и формирование организма женщины.

    Самым главным различием между организмом женщины и мужчины является строение органов размножения. Это половые признаки, которые называются первичными.

    Матка - это мышца, которая необходима для развития плода. Она увеличивается по мере роста ребенка в утробе матери. После родов матка возвращается в нормальное состояние.

    Яичники вырабатывают и способствуют созреванию яйцеклетки.

    Также женская анатомия включает в себя следующие влагалище, фаллопиевы трубы, вульву и клитор. Вся организма женщины является единым целым и основной ее задачей является продолжение человеческого рода. Женская анатомия и ее особенности связаны, в основном, именно с этой функцией.

    ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА
    ЦЕЛЬ: ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА БУДУЩЕЙ МАТЕРИ
    (Беседа с девочками среднего и старшего возраста)

    Организм женщины имеет целый ряд морфологических (строение и форма тела, и отдельных органов) и функциональных особенностей. Объясняется это главным образом детородной функцией женщины, а также социально-бытовыми условиями ее жизни. По мере все более выраженного приобщения женщины к спорту, а также изменений условий жизни целый ряд показателей физического развития женщин заметно приблизился к мужским. Ведь течение основных жизненных процессов определяется как у мужчин, так и у женщин физиологическими закономерностями.

    С 11 – 12 лет у девочек в области половых органов (лобок) и подмышками начинают расти волосы.

    Характерно, что у физически развитых спортсменок чрезвычайно редко наблюдалось опущение внутренних органов, в том числе матки. Мышцы туловища, сильная внутритазовая мускулатура, хорошо развитые мышцы тазового дна препятствуют этому.

    Многие девушки (женщины) не испытывают никаких неприятных ощущений в менструальный период, но, несмотря на это, считают себя больными в эти дни, стараются меньше двигаться, отказываются от прогулок, от зарядки. И хотя не исключена возможность действительного ухудшения состояния здоровья, не может не сказаться на самочувствии и самовнушение.

    Наиболее частыми жалобами в этот период являются: общее недомогание, головная боль, боли внизу живота или в пояснице , вялость или наоборот, повышенная возбудимость и раздражительность. Расстройства овариально-менструальных цыклов могут проявляться в отсутствии регулярности и нарушениях продолжительности менструального периода (1 день или свыше 6), в силе кровотечения (обильные или скудные), в появлении резких болей внизу живота в предменструальный или менструальный периоды.

    Как же следует себя вести, можно ли заниматься физической культурой и спортом в это время?