Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Правовое воспитание Список использованной литературы


Кризис современного правосознания во многом определя ется низким уровнем правовой культуры: "Как только обте ство отказалось от тоталитарных методов неправового госу дарственного управления и попыталось встать на путь право вого государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка"1.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным обще ственным развитием, совокупной работой сменяющих дрУ1 друга поколений, капитализацией их общей деятельности й опыта.

Культура общества - это исторически сложившаяся система общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуше ствляется социальная регуляция отношений между людьми-

Правовая культура как система духовно-нравственных 1 правовых ценностей выражается в достигнутом уровне разви тия правовой действительности, нормативных правовых аК тах, правосознании, в соответствии с которыми формирУеТС

1 Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе Государство и право. 1993. № 8. С. 52.

за 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 407

онопослушный образ жизни и осуществляется правовое улирование общественных отношений, устанавливающих ким правопорядка в стране.

Правовая культура представляет собой сложное, много-нное явление, предполагающее:

Определенный уровень правосознания, т. е. осмыслен-о восприятия правовой действительности;

Общие культурные предпосылки, уровень цивилизо-, шости, национальные корни и истоки, историческую на-

гь, обычаи и традиции;

Надлежащую степень знания населением законов, вы-сий уровень уважения к нормам права, их авторитет;

Высокое качество процессов правотворчества и реали-; ;ии права;

Эффективные способы правовой деятельности, работы дгсонотворческих, правоохранительных, управленческих и::утих органов;

Законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его дея-

льности, без прогрессивной направленности этой деятельно-ги и передового мышления. Она выступает как социальное: ление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю вокупность важнейших ценностных компонентов правовой альности в ее фактическом функционировании и развитии. При этом важно сделать акцент на назначении юридиче-: их средств - прогрессивном развитии личности и общества. ъавовая культура в полной мере может быть понята лишь в щем контексте социального прогресса. Правовая культура зжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой: :тории. Она также не может успешно развиваться без при-Щения к правовым культурам других народов. Опыт недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие Печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрес-счвные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Правовая культура личности, будучи компонентом право-в°й культуры общества, отражает степень и характер разви-тЧя общества, так или иначе обеспечивающего социализацию Личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям об-№ства и его культуры в сфере права, благодаря чему проис-°Дит постоянное правовое обогащение как самой личности,

Раздел V. Позитивное право: система и категопи

так и общества в целом. Правовая культура, выступая комп0 нентом правового сознания и бытия в их органическом един стве, сопряжена не только с отражением всего общественно го бытия, но и с активным обратным воздействием на него Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена качественным оценкам. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Речь идет как о субъективном, так и об объективном восприятии правовых явлений, об интерпретации культурных завоеваний. Однако история выработала некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня правовой культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений развития правовой культуры, оценки ее достижений.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности.

В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются име ющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальны юридические учебные заведения. Правовое воспитание ется составным элементом идеологической функции л государства. По мере развития и совершенствования госуДаР

9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 409

сТвенности изыскиваются более действенные способы и фор-jjjjji осуществления этой функции, все более обособливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный руД деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего про-Цесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и Устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики сУбъекта и объекта воспитательного воздействия, используе-

Раздел V. Позитивное право: система и категори

мых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутству ет концепция формирования нетерпимого отношения к подо" ным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринИ мательской деятельности.

Выборочные исследования показывают, что примерно 3/ взрослого населения не ориентируется в нормах законодатель

r-дава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 411

сТра, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму, gee это снижает предупредительную силу закона, затрудняет.драведливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственен деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а так-ясе на состоянии общественного порядка и преступности.

В прошлом заметную роль в осуществлении задачи правового просвещения населения играло Всесоюзное общество Знание". Оно проводило эту работу как посредством активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению екций привлекались ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений, практики из числа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и юрисконсультов. Массовыми тиражами издавались опулярные брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению. В на-тоящее время лекционная работа по правовому просвещению г. стране практически свернута. Что же касается издатель-кой деятельности, то появившиеся за последнее время мно-очисленные издательские фирмы, выпускающие юридичес-:ую литературу (по самым грубым подсчетам, только в Моск-I их насчитывается около 30), в погоне за коммерческим ус-; гхом сосредоточили свои усилия лишь на издании сборников нормативных актов или же учебников и учебных пособий (издание учебной литературы имеет соответствующие налоговые льготы). Более того, учебную юридическую литературу стали издавать организации, более чем далекие от проблем права. А качество выпускаемой ими учебной литературы никем не контролируется.

В сложившейся ситуации было бы целесообразно Министерству юстиции возглавить работу не только по правовому просвещению населения России (вспомним, что в советские времена в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого были и эти вопросы), но и по оперативному изданию новых Нормативных актов. Последнее позволит если не ликвидировать, то значительно уменьшить хронический дефицит этой Литературы в низовых звеньях правоохранительных органов, й особенности периферийных.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Рос-сййской Федерации, включающей в себя государственные орга-

Раздел V. Позитивное право: система и категории

ны, средства массовой информации и общественные объедц нения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации д0. полнительной функции, в соответствии с которой Минюст дол жен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации "Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации", которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветитель-ской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) возродить просветительскую работу общества "Знание"

5) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права;

6) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях) путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратУ ры, внутренних дел;

7) подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в У4 реждениях, организациях, органах управления. Определить в

Глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 413

лих объем юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

8) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

9) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;

10) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

11) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ.к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Раздел VI. Действие права Глава 1. Действие права и формы его реализации

§ 1. Понятие действия права

Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права.

Действие права - это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных актов.

Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.

Действие права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения.

Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами, внешняя - с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомер ного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

Было бы неверно отрывать действие права от потребностей и интересов людей. Социально-экономическая, политичес

глава 1. Действие права и формы его реализации 415

ая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующий стержень. 3 книге Монтескье "О духе законов" наиболее полно, на наш взгляд, была прослежена в свое время зависимость содержания права, его направленность и его результативность от многообразных условий жизни разных народов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.

Было бы неправильно отрывать действие права от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздействии на развитие общества. Но один момент следует подчеркнуть особо: к сожалению, даже самая бесспорная справедливость не действует сама собой во всем ее объеме. Ни одно общество пока не может заявить о себе как общество самообеспечения справедливости. Государство всюду обеспечивает действие права. Оно вырабатывает средства правовой регуляции, пускает эти средства в ход для достижения конечных целей права.

Как следует из приведенного определения, действие права заключает в себе прежде всего информационное начало. Право содержит многообразную информацию, и не просто правовую информацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Не случайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не "ыла ложной, дезориентирующей, так как в противном слу-ае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине.

С информационным действием тесно связано и действие;енностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов рава напрямую законодателю приходится вводить специаль-ые нормы и положения, закрепляемые, в частности, в пре-мбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения.

Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную Функцию права. Но особой содержательной стороной действия Рава является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует доведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них

Раздел VI. Действие

обязанностями. Здесь право стимулирует соответствую поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права Действие права охватывает собой:

Предметное действие;

Действие во времени;

Действие в пространстве;

Действие по кругу лиц.

Все эти аспекты более подробно рассматриватся в теме посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.

В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.

Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном порядке компетентными государственными органами.

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Не случайно имеет место примат международного права. Не случайно замечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.

Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

План:

1. Понятия, структура и виды правовой культуры.

2. Понятие правового воспитания личности.

3. Механизм правового воспитания.

4. Роль правового воспитания в становлении правового государства и гражданского общества.

Правовая культура.

Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей накопленных человеком в процессе общественно-исторического развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию культура. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например: Соколов определяет культуру как совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности. Другой ученый Артамонов под культурой понимает совокупность форм в которых находит отражение общественно-историческая практика. Все имеющиеся научно литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологические, социологический, философский.

При антропологическом подходе культура понимается как культура всех благ созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а так же творческих сил и способностей человека.

Правовая культура – это разновидность общественный культуры. Выделяют другие виды культуры: политическую… Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данный подход не верно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах Сальникова В.П. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающею определенный уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.

Структура правовой культуры .

В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: Семитко А.П. полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества как правовые тексты; правовая деятельность; правосознание; носители правовой культуры. По мнению Каменской В.И. и Ратинова А.Р. в состав правовой культуры входят: 1) право как система норм 2) правоотношения 3) Правовые учреждения как система государственных органов 4) правосознание 5) правовое поведение. Судя по приведенным позициям все авторы с теми или иными оговорками понимают структуру правовой культуры как совокупность фундаментальных правовых явлений общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений взятых в определенном уровневом состоянии.

Виды правовой культуры общества.

Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права. Ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

1) Это состояние правосознания граждан и должностных лиц государства.

2) Уровень совершенства действующего законодательства.

3) Уровень законности и правопорядка.

4) Уровень развития юридической техники.

5) Уровень культуры правотворческих и правоприменительных органов.

Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующим показателями: индивидуальная правовая культура предполагает правовую образованность человека, знание действующего законодательства. Наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; это осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.

В зависимости от уровня выделяют следующие виды индивидуальных правовых культур:

Обыденный

- профессиональный

Доктринальный

Обыденная правовая культура останавливается на поверхности правовых явлений, результатом этого вида правовых культур является не глубокие обращения правовых культур. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридической практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлении, использовалась людьми в их повседневной жизни. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.

Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.

Понятия правового воспитания.

Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет 2 основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности специфика правового воспитания состоит в следующем: 1) его исходной базой выступает система правовых норм. 2)До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания.3) Оно основывается на возможности государственного принуждения.4) Это воздействие осуществляется на всех субъектах права.5) Оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов.6) правовое воспитание осуществляется лицами имеющими юридическое образование.

Правовое воспитание – это сложная система; в системе правового воспитания выделяют специфические элементы и субъекты, это те кто осуществляют правовоспитательное воздействие, к ним относятся государственные общественные организации.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Правовая культура представляет собой сложное, многогранное явление, предполагающее:

  • -- определенный уровень правосознания, т. е. осмысление восприятия правовой действительности;
  • -- общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности, национальные корни и истоки, обычаи и традиции;
  • -- надлежащую степень знания населением законов, высокий уровень уважения к нормам права, их авторитет;
  • -- высокое качество процессов правотворчества и реализации права;
  • -- эффективные способы правовой деятельности, работы правотворческих, правоохранительных, управленческих и других органов;
  • -- законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества в целом.

Правовое воспитание -- это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию -- положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Из книги автора

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии Из книги автора

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

Из книги автора

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

Из книги автора

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.

Культура, право, правовая культура

Успешное решение экономических, политиче­ских и социа зьных задач невозможно без по­вышения правовой культуры общества, воспи­тания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формиро­вания готовности непосредственно и активно участвовать в претво­рении его положений в повседневную жизнь.

В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реали­зации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью.

Основные направления и тенденции развития правовой культуры общества определяются прежде всего глубинными закономерностями взаимодействия экономического строя, культуры и права, результа­том чего правовая культура и является. Необходимость правовой культуры обусловливается в первую очередь объективными причи­нами существования права в обществе. Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных цен­ностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям. От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явле­ний. понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего раз­вития. Уровень обшей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития - необходимое усло­вие прави іьной постановки цели в праве, успеха в правовом регу­лировании, направленном на ее достижение.

С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества. Многие правовые идеи и принципы являются результатом многовекового развития общества, исторического опыта человечества. Среди них такие, как господство права, верховенство закона, презумпция не­виновности, ответственность за вину, неразрывное единство прав и обя іанностей, толкование сомнений н пользу обвиняемого и мно­гие другие.

В юридической литературе имеются самые различные определе­ния и толкования правовой культуры. Это обусловлено разнообраз­ными познавательными и практическими задачами, научным ана-

ЛМЗОМ ОДНОГО II того же явления под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и отдельным его социальным группам, а также личности. Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура».

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на большой разброс подходов в понимании правовой культуры, что не позволяет выявить единую сущность этого явления. В результате некоторые подходы к исследованию правовой культуры оказываются противоречивыми, а подчас просто несовместимыми. В этой связи возникают вопросы, на которые в юридической литературе не находится ответов. Вес это на­ходит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой сложнейшей темы студентами.

Указанные трудности можно преодолеть путем более широкого определения правовой культуры, которая находила бы свое прояв­ление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности.

Сущностью правовой культуры является опре­деленная мера освоения правовых ценностей, на­копченных обществом, а также их использова­ния различными субъектами в правовой сфере.

Понятие, сущность и содержание правовой культуры

Такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подхо­дах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с дру­гой - отразить общую природу различных проявлений культуры. При этом было бы неправильным понимать термин «мера» лишь как определенный показатель. «Мера» как философская категория выражает глубинное диалектическое единство качественных и коли­чественных характеристик того или иного явления. В рамках данной меры количественные характеристики объекта могут меняться за счет степени развития, не изменяя при этом его качество. Мера - это своего рода сфера, зона, область, в пределах которой данное ка­чество может модифицироваться, сохраняя при этом сущностные характеристики. В рамках меры объект сохраняет свое качество, в то время как выход за ее пределы влечет за собой наступление но­вого состояния, в том числе принципиально отличного от прежнего и даже противоположного ему. Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей имеет и дру­гое преимущество - оно не только не лишает ее иных характери­стик, которые даются другими учеными-юристами, но, напротив, органично включает их в себя.

Правовую культуру можно определить как обусловленную экономи­ческим. политическим, социальным и духовным уровнем развития обще­ства разновидность общей культуры, представляющую собой меру освое­ния и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.

Предложенное понимание правовой культуры позволяет подюдить к этому явлению с самых широких позиций. В этой связи правовая культура выступает как разновидность общей культуры. Правовая куль­тура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее об­ластями и сферами: экономической, политической, нравственной (эти­ческой), религиозной, эстетической и Т.Д., испытывая на себе их сб- ратное воздействие, которое нередко является определяющим. С У"С- том избранного нами аспекта, категория правовой культуры может ис­пользоваться для характеристики всей правовой системы, всей праю- вой надстройки. Это наглядно демонстрирует, что правовая культура не только многоплановое, многофункциональное явление обществен­ной жизни, но и многоуровневое образование. Оно включает в себя пра­вовую культуру общества, классов и других социальных групп, а также отдельной личности. Каждая из них может явиться предметом спеціаль­ного научного анализа. Особого внимании, на наш взгляд, засаживает исследование такой разновидности индивидуальной и групповой пра­вовой культуры, какой является профессиональная культура юрістов.

Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, без которых она невозможна. К ним. прежде всего, принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отно­шений. Невозможно, например, говорить о правовом государ­стве, если в нем имеет место недооценка роли и значения права, не обеспечивается независимость суда, неэффективна работа правосх- ранительных органов, ущемляются или хотя бы недостаточно га­рантируются права человека. Вместе с тем правовые ценности - это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.

В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития. На уровне конкретной личности, независимо от того, идет ли речь о рядовом гражданине или же профессиональном юристе, освоение правовых ценностей по­зволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами общества, государства, а также других граждан.

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения н использования правовых ценностей органически связывает ее с сп-
ределенным уровнем развития правового сознания и поведения. Пра­вовая культура является обобщающей интеї рирующей характери­стикой структурного единства понятий правосознания и поведения в сфере права. В этом заключается один из принципиальных мо­ментов, позволяющих качественно отграничить правовую культуру как относительно самостоятельное явление от сходных и достаточ­но близких ему других правовых явлений, предполагающих вместе с тем наличие между ними оріаничсской связи.

Правовая культура в предлагаемом понимании ее сущности рас­сматривается и как способ деятельности общества, личности в правовой сфере. Это такой способ деятельности граждан или служащих, сотруд­ников правоохранительных органов и т.д., когда наступает ее соответ­ствие выработанным в правовой сфере ценностям. Предполагается со­гласованность их поведения с правовыми нормами, включая соблюде­ние, исполнение, использование и применение предписаний правовых норм. В результате происходит постоянное обогащение системы пра­вовых ценностей и дальнейшее правовое развитие как самих граждан, так и общества в целом. Применительно к гражданам, и особенно должностным лицам, юристам, можно утверждать, что способ их уча­стия в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности как раз во многом и характеризует меру освоения и ис­пользования ими ценностей правовой культуры.

Понимание правовой культуры требует выделения и такой ее со­держательной черты, как преемственность. Преемственность выража­ет момент связи старого с новым в процессе развития. Реализуется преемственность в акте усвоения и овладения накопленным опы­том, который в сконцентрированном виде заключен в правовых ценностях. Поэтому освоение правовых ценностей, достижений мировой культуры является необходимым условием формирования правовой культуры как у общества в целом, так и у отдельных гра­ждан. Разумеется, недопустимой является крайность, проявляющая­ся в бездумном преклонении перед зарубежными государственными и правовым институтами, связанном с необоснованным приниже­нием роли и значения достижений российской науки и практики.

Будучи воплощением достижений человечества в сфере права, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей дру­гим поколениям, общностям и индивидам. Отсюда то исключи­тельное значение, которое принадлежит правовому воспитанию в деле формирования и развития правовой культуры.

Способы п принципы воспитания правовой культуры

Способы воспитания правовой культуры, или, иначе говоря, правового воспитания, разнооб­разны. Тем, кто может нарушить нормы права вследствие добросовестного заблуждения, дос­таточно заблаговременно ознакомиться с ними. С этой точки зрения
особенно значительна роль правовой пропаганды, которая представ­ляет собой целенаправленную деятельность по распространению правовых знаний, разъяснению содержания юридических норм и практики их применения. Формы проведения правовой пропаганды направлены на то, чтобы обеспечить восприятие массами правовых знаний и превращение их в личное убеждение.

Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих слу­чаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попы­таться использовать знание законов во вред обществу, тем самым извращая государственную волю, воплощенную в них. Поэтому ак­цент при их воспитании, а по существу - перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на по­нимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправданного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особен­но наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как извест­но, человек не воспитывается по частим (сначала в области морали, затем - права и т.д.), он формируется благодаря совместному воз­действию самых различных факторов.

Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания:

Следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;

Необходимо добиваться осознании воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом за­висит от того, насколько оно опирается на требования нрав­ственных норм;

Следует всемерно развивать правовую активность граждан, вос­питывать у них непримиримость к любым нарушениям закон­ности и правопорядка.

В конечном счете, цель правового воспитания - это выра­ботка навыков правомерного поведения, чувства гражданского дол­га и гражданской инициативы. Гражданин, обладающий высокой правовой культурой, является активным борцом за претворение за­конов в жизнь. Поэтому выработка высокой правовой культуры у всех членов общества - одно из важнейших средств укрепления за­конности и правопорядка.

Роль юридического образования в формировании

правовой культуры

Самым неразрывным образом с рассматривае­мой проблемой связано юридическое образова­ние. Вопросы постановки юридического обра­зования всегда привлекали к себе повышенное внимание. В значительной мере это обуслов­лено социальным предназначением и той ролью, которую играют в обществе и государстве юристы как социально-профессиональная группа. Нс являются исключением в этом смысле и годы, связан­ные с реформированием в России. Более того, мноіие из проблем юридического образования встали по-новому, нетрадиционно и требуют иных, чем прежде, подходов к их разрешению. В советские времена особое внимание уделялось нс только качеству юридиче­ского образования, но и его способности удовлетворить все возрас­тавшую потребность в юридических кадрах. В последнее десятиле­тие ситуация кардинально изменилась. Резко возросшие масштабы подготовки кадров, связанные с развитием нс только государственной, но и негосударственной сфер юридического образования, угрожают появлением безработицы среди юристов. Одновременно резко ухуд­шилось качество юридического образования, связанное со сниже­нием уровня обучения в юридических учебных заведениях. Вполне понятно, что все это требует самого пристального внимания юри­дической общественности, ученых-юристов и преподавателей к про­блемам, накопившимся в сфере юридического образования в целях их успешною разрешения.

Правовая культура, правовое воспитание и юридическое образо­вание во многом обусловливаются развитием правовой науки, со­стоянием научных юридических учреждений, уровнем проводимых ими исследований, в том числе и тех. предметом которых является правовая культура общества, отдельных социальных групп, лично­сти. Сегодня налицо необходимость существенной активизации коикрстно-социологичсских исследований, в том числе специально посвященных проблемам правового сознания, правовой культуры, постановке правового воспитания и юридического образования.