Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем. Правильное развитие ребенка после года и до двух лет Что сейчас умеет малыш

Старое выражение "растет не по дням, а по часам" можно смело отнести к быстрому росту малышей в первые годы жизни. Каждый час малыша наполнен познанием мира и осознанием себя в нем.

Ребенок, 1 год и 2 месяца: развитие общее

Процесс развития его происходит стремительно, как только карапуз начинает ползать, он становится исследователем. Мир, наполненный непонятными вещами, нуждается в тщательном исследовании, каждый предмет необходимо осмотреть, ощупать и попробовать на вкус. С наступлением у маленького человека периода познания у родителей начинается время серьезных испытаний и повышенного внимания. Ребенка может заинтересовать абсолютно все. Поэтому о том, что опасные предметы должны находиться в недоступном для малыша месте, даже говорить не приходится. Если маленького «археолога» манит шкафчик с его одеждой и принадлежностями, в котором нужно покопаться, в этом нет ничего страшного, не стоит ругать малыша и запрещать ему любимое занятие. Запреты все равно ничего не дадут, это возраст отрицания. Лучше попытаться объяснить малышу предназначение заинтересовавших его предметов. Разбрасывать по дому свои игрушки - это еще одно любимое дело.

Ведь только взрослым такой процесс кажется беспорядком, а малыш воспринимает подобный бардак как забавную игру. К тому же движения, направленные на разбрасывание и вытаскивание предметов, заставляют работать мышечную систему карапуза, тем самым развивая ее, а наведение порядка и складывание игрушек на место терпеливый родитель может превратить в игру. Не все дети в возрасте 14 месяцев начинают говорить. Многие молчуны копят силы для того, чтобы удивить впоследствии взрослых своим словарным запасом, но понимают малыши отлично. Поэтому если ребенок не реагирует на запрет, это не значит, что он не понимает, возможно, это он просто протестует.

Развитие в этом возрасте происходит у каждого по-своему. Одни уже начинают пытаться самостоятельно проделывать первые неуклюжие шаги, а другие только ползают, зато очень быстро. Эти отличия у сверстников пугают многих родителей. Педиатры в таких случаях успокаивают их, объясняя различия в развитии многими факторами, среди которых рост и вес и наследственность. А старые люди говорят, что даже деревья в лесу растут по-разному: одно быстрее, другое медленнее. Передвигаться дети тоже начинают по-разному, один ребенок ходит самостоятельно уже после нескольких попыток, а другому требуется время и посторонняя помощь для преодоления нескольких шагов. Но в итоге малыши будут ходить одинаково хорошо, да так, что взрослые не будут поспевать за ними.

Ребенок, 1 год и 2 месяца: развитие психики

Личность формируется на самых ранних этапах развития человека, и к 14 месяцам уже проявляется характер ребенка, как правило, это время бунта и капризов. Связано такое поведение малыша с его стремлением осознать себя самостоятельной личностью. Родителям просто нужно запастись терпением на этот период и не реагировать остро на упрямство и капризы. Ругать и наказывать малыша за них не стоит, его психика еще очень ранима, и реакцией на наказание будет плач. Зашедшегося громким плачем ребенка успокоить довольно сложно, лучше потратить время на объяснения и уговоры или переключить внимание крохи на что-нибудь другое.

Параметры

Рост и в этом возрасте также зависят от различных факторов, в которых большое значение имеет наследственность и пол ребенка. Девочки, как правило, меньше мальчиков. Малыш крупных родителей, скорее всего, будет отличаться по параметрам от своего сверстника, мама и папа которого имеют более хрупкую конституцию. В основном вес мальчиков в 14 месяцев находится в диапазоне от 10,5 до 11 кг, а рост - от 76 до 79 см. Вес девочек колеблется от 9,5 до 10,1 кг, а рост - от 75 до 78,5см.

Меню для ребенка

А чем кормить такого малыша? Каким должно быть меню ребенка? 1 год 2 месяца - это тот период, когда по-прежнему должны присутствовать продукты, содержащие нежный белок, протертые каши из круп: гречки, пшеницы, риса, кукурузы или пшена на молоке, овощные пюре с добавлением легкого мясного бульона и фруктовые массы. Кондитерскую продукцию детям до трех лет употреблять не рекомендуется. Кормление считается правильным, если происходит в 4 или 5 приемов. Нельзя ограничивать малыша в жидкости, теплое питье полезно растущим клеткам маленького организма.

Будьте бдительны, но в меру!

Ребенок ходит или только пытается, а значит, он может схватить любой предмет и потянуть его в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы мелкие и острые предметы не попадали в зону видимости малыша. Медики констатируют массу случаев, когда дети глотают или давятся бусинами, небольшими игрушками, пуговицами и тому подобным. Излишняя бдительность, как и недосмотр, вредят ребенку. Есть особо чистоплотные мамочки, стерилизующие игрушки своим малышам. Зачастую их дети страдают инфекционными заболеваниями ротовой полости из-за отсутствия иммунитета к вирусам и микробам, вызывающим подобные заболевания.

маленького члена семьи

Итак, если в вашем доме есть ребенок (1 год 2 месяца), режим его должен быть тщательно продуман. Кроме четырех-пяти кормлений в него должны быть включены прогулки и, конечно же, дневной сон. Если с такого возраста приучать ребенка просыпаться рано утром, кушать и укладываться спать в обеденное время (с двенадцати до двух или с часу до трех), например, согласно распорядку дня в детском саду, то когда придет время посещать дошкольное учреждение, малышу будет гораздо проще адаптироваться.

Увлекательные совместные игры с малышом

В какие играть игры с ребенком? 1 год 2 месяца - это период развития. Значит, и игры должны быть такого характера. Необходимо играть вместе с малышом, складывать по размеру пирамидку, строить башни и домики из различных кубиков, вкладывать в полые места геометрические фигуры соответствующей формы и цвета. Подобные занятия призваны развивать мышление, проводить сравнительный анализ и развивать мелкую моторику. с поющими при нажатии предметами позволяют изучать новые слова и развивают музыкальное восприятие ребенка. Матрешка научит малыша складывать и раскладывать конструкцию от большего к меньшему и, конечно же, обратно.

Так называемые сюжетные забавы помогут расширить словарный запас и мировосприятие карапуза. Например, игра «Что находится в кастрюле?» познакомит кроху с названием овощей и фруктов. Для этого понадобится емкость, в которую они будут уложены. Задача ребенка будет заключаться в выборе овоща или фрукта по его названию. Подобным образом можно ознакомить карапуза с другими предметами обихода. Игрушки, изображающие птиц и животных, помогут в игре. Например, можно устроить домашний театр. Малыш с удовольствием будет наблюдать за незамысловатым сюжетом мини-спектакля. Если взять картинки зверей, то можно начать учить названия животных, их действия и названия частей тела. Такая игра также полезна для развития творческого начала малыша.

с малышом

Какие следует проводить занятия с ребенком? 1 год 2 месяца - это возраст, когда обучение должно проводиться в игровой форме. Тогда занятия не будут ему в тягость, особенно если игра проходит с участием всех членов семьи. Дети в таком возрасте подражают взрослым. Поэтому, рассматривая картинки в книге и слыша названия предметов и вещей, малыш может делать такой же серьезный вид, как дедушка во время чтения газеты, и так же бережно, как мама, складывать свою игрушечную посуду или хмурить брови во время разговора по телефону, как папа. Дети познают мир через общение. Очень важно, что и как произносят взрослые. С ребенком нужно говорить правильно, не сюсюкая и не коверкая слова. Ведь он запомнит и будет говорить так же, как это делали окружающие его люди.

Игрушки: как выбирать?

Игрушки очень важны для мировосприятия, если у вас дома маленький ребенок (1 год и 2 месяца). Развитие его будет более стремительным, если уделять ему время, заниматься с ним. При выборе стоит руководствоваться правильной формой и цветом игрушечных животных и кукол. Обязательным условием для таких вещей является их безопасность, качество и материал, из которых они изготовлены.

Не стоит покупать маленьким детям разборные игрушки, включающие мелкие детали, которые они могут проглотить. Материал, использованный для их изготовления, не должен вызывать аллергию. Поэтому при выборе детской игрушки стоит обратить внимание, конечно же, на производителя и сертификацию его продукции.

Заключение

Теперь вам понятно, как познает мир ребенок (1 год и 2 месяца). Развитие в этот период происходит достаточно стремительно. Поэтому нужно помогать малышу обучаться всему новому.

Малышу теперь свойственны новые желания: постоянно играть и общаться, узнавать новое, совершать маленькие открытия. Родители с удивлением наблюдают за превращением крохи в настоящую маленькую личность со своими особенностями характера и поведения, со своими требованиями и ожиданиями. Что нужно знать об этом периоде развития ребенка?

Человек прямоходящий

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Сейчас ребенок – активный исследователь. Он готов делиться со взрослыми членами семьи своими успехами и достижениями. Но ему очень необходимы любовь и забота родителей, их умение предугадать «проблемные» места в квартире, которые могут создать серьезные препятствия на пути малыша. Окружающая обстановка должна быть не только уютной и комфортной, но, прежде всего, безопасной. Сейчас крохе очень полезны различные физические упражнения с использованием мячей, мягких ковриков, неровных дорожек и «колючих» массажных игрушек. Можно попробовать водить ребенка по низкой скамеечке и учить забираться на лестницу и спускаться с нее.

Дети до 2 лет очень интересуются предметами быта, кухонными принадлежностями, различными видами материалов. Они любят играть бутылочками и баночками, пересыпать крупы и играть с мукой, разбирать нитки и пуговицы крупных и мелких размеров, использовать прищепки и катушки. Если эти игры сделать безопасными, малыш сможет не только расширять свой кругозор и речевую активность, но и замечательно разовьет мелкую моторику.

Богатое языковое окружение ребенка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда затормаживает речевое развитие. В возрасте 1–2 лет ребенок понимает речь взрослых, понимает рассказ о прошлом (куда ходили, что видели). Он может выполнить поручение, состоящее из 2–3 последовательных действий («возьми», «принеси», «положи»), знает названия частей тела, лица. У малыша очень активно растет словарный запас, и к 2 годам он строит предложения из 2–3 слов, может менять интонацию, силу голоса, темп речи, запоминает четверостишия, потешки, с интересом слушает сказки, просит прочитать любимую книжку, вступает в диалог по поводу картинок.

Все действия, которые сейчас производит малыш, развивают его интеллект и творческие задатки. Даже когда он сосредоточенно рвет бумагу на мелкие кусочки, рисует, собирает колечки на шнурок, разбрасывает игрушки или без устали играет в ванночке любимыми игрушками, все это помогает в развитии разных сфер. Также следует помнить, что, опасаясь за чистоту стола и квартиры и не давая ребенку вдоволь нарисоваться пальчиковыми или обычными красками, родителям будет сложно вырастить творческую личность. Задача родителей – позволять малышу справляться с теми заданиями, которые он уже может выполнить самостоятельно, и создать подходящую среду для деятельности ребенка: закрыть стол клеенкой, купить безопасные краски, дать малышу для работы бумагу, о края которой он не сможет порезаться и т.п.

Роль страха

Приостановить развитие малыша может любое потрясение или страх. Любое чувство, похожее на чувство страха, блокирует многие психические процессы (мышление и память, внимание). В этом возрасте главный детский страх – потеря мамы и маминой любви.

Взрослым кажется, что материнская любовь неоспорима и ничто не сможет разрушить ее. Однако детское мышление, а чаще всего – фантазии, требуют постоянного подтверждения того, что мама здесь и все так же любит ребенка. Отлучение от груди или выход мамы на работу могут быть восприняты малышом как резкое проявление нелюбви к нему. Ребенок не может смириться с тем, что мамы уже нет рядом так часто, как ему хотелось бы. У него нарастает внутреннее напряжение и повышается тревожность. В период отделения от матери родителям нужно быть еще более внимательными и спокойными в общении с ребенком, постараться не раздражаться на слезы и истерики. Нужно дать понять, что, даже если мама куда-то уходит, она не пропадет насовсем, уверить малыша в том, что когда мама вернется, они обязательно будут играть, вместе рисовать или лепить, пойдут гулять. Эта уверенность поможет в формировании чувства базовой защищенности и безопасности.

С другой стороны, постепенно ребенок начинает осознавать, что желания родителей не всегда совпадают с его собственными желаниями, поэтому он часто вступает в конфликт, отстаивая свои права и требования.

Для того чтобы учить ребенка называть и принимать собственные эмоции, можно сделать малышу игрушку, которая бы меняла выражение своего лица в зависимости от поступка ребенка. Это может быть двусторонняя плоскостная кукла. С одной стороны у куклы радостное выражение лица, с другой – грустное. Пусть кукла висит на видном месте, радуясь тому, что делает малыш. Но если он капризничает, делает что-то плохое – поверните куклу грустным лицом. Скажите: «Кате это не нравится». Ребенок будет замечать изменение выражения лица куклы и обращать внимание на выражение лица у людей. Кроме того, такая игра избавит вас от необходимости все время делать замечания ребенку от своего имени.

Разногласия с собой

Любовь и страх потери, раздражение и требовательность – эти два противоположных полюса воздействуют на поведение ребенка. В это время наблюдаются периоды необъяснимых капризов и недовольства, а также вновь возникающий страх перед незнакомцами и разделением с матерью, нарушение сна.

Часто мам ставят в тупик, с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего малыша, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но, в то же время, мягко направляла его в сторону самостоятельности.

Общение

Учить ребенка взаимодействовать с другими людьми можно уже сейчас. Малыш может не захотеть общаться с малознакомым человеком. Однако это не означает, что ему надо вообще избегать контактов с посторонними. Старайтесь организовать распорядок ребенка таким образом, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался, например, с соседкой, гуляющей с собакой, или вашими друзьями. Ваши гости и знакомые должны быть всегда доброжелательны к ребенку: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.

Важно также учить ребенка играть со сверстниками рядом, не мешая друг другу, просить игрушки и делиться ими, здороваться и прощаться.

Не нужно забывать о том, что ваше слово для ребенка должно быть определяющим и решающим, а понятия «нельзя» и «можно» должны пониматься и исполняться.

Помните о следующих принципах воспитания малыша:

  • Не стоит стараться оградить ребенка от всех неприятностей, запрещая ему ездить с горки или убирая с его пути любую вещь, о которую он может споткнуться.
  • Предупреждайте ребенка об опасности, будьте готовы помочь, но откажитесь от чрезмерной опеки.
  • Постоянные упреки в том, что малыш сделал что-то не так, и опасения за то, что у него не получится, способствуют появлению у него чувства неуверенности в себе. Если вы собираетесь что-то запретить ребенку, обязательно объясните причину этого запрета, чтобы ему был понятен реальный риск.

Задания на подбор, соотнесение и группировку предметов, которые ребенок должен выполнять к этому возрасту:

  • соединение частей (2 детали, 3 детали – с помощью взрослого);
  • сравнение по форме, цвету, величине (малыш понимает слова «больше», «меньше»), собирает пирамидку из 2, 3 частей сам, из 4, 5 – с помощью взрослого;
  • обобщение по признакам: ребенок самостоятельно выбирает из 4 предметов, 4 цветов - по заданию.

Малыш должен уметь:

  • самостоятельно вылавливать из воды (тазика, ванны) сачком понравившуюся игрушку;
  • играть с песком, молоточком и втулками;
  • строить и знать названия необходимых для этого предметов («дом», «крыша», «забор», «стул»);
  • играть в сюжетные игры (кормление куклы и баюканье).

Первые представления о предметах и явлениях:

О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.

О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки? А где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).

О своих действиях.

Возраст малыша 12 месяцев — это необыкновенное время, время «рождения» новой личности. Ребенок за первый год жизни совершает огромный скачок в развитии.

Как развивается ребенок после года?

После года карапуз сильно меняется: он становится почти самостоятельным, и теперь родители не могут делать с ним все, что хотят. Он уже не станет беспрепятственно подчиняться взрослым, он уже личность со своими желаниями и волей. И все эти перемены связаны в первую очередь с тем, что ребенок после 1 года овладевает двумя основными человеческими навыками: ходить и разговаривать. Развитие ребенка после года идет сразу в трех направлениях: физическом, умственно-психологическом и социальном. Ребенок стремится к познанию всего нового и интересного, совершенствует свои навыки.

Физиология 12-месячного малыша

С момента рождения за 12 месяцев ребенок почти втрое увеличивает свой вес, и в год он обычно весит уже 8-11 кг. При этом он вырастает в среднем на 20-25 см, достигнув роста 70-76 сантиметров. Годовалый малыш, у которого уже обычно 6-12 зубов, стремится пережевывать твердую пищу, что позволяет постепенно отказаться от измельчения еды. В это время его можно перевести на более взрослый рацион. В 12 месяцев мамы обычно отлучают детей от груди или от бутылочки со смесью, завершая грудное/искусственное скармливание. При этом идет замена его обычным молоком, коровьим или козьим. В год ребенку уже нужно меньше времени для сна, теперь он спит только раз в день днем, не более одного-двух часов.

Физические навыки

В период после 1,1 и до 2 лет ребенок становится все более самостоятельным, в этот период формируется его характер. Изменения в его поведении заметны по месяцам. Развитие ребенка от года до двух лет идет быстрыми темпами. Но он еще мал и по-прежнему почти во всем зависит от взрослых.

Физическое развитие ребенка от года до четырнадцати месяцев отмечается совершенствованием умений, приобретенных ранее. Развитие ребенка в полтора года предусматривает что он уже должен уметь:

  1. Быстро и хорошо ползать, вставать на ноги.
  2. Делать первые шаги самостоятельно или за руку со взрослым. Ходить сам, держась за встречающиеся предметы.
  3. Ползать по ступенькам.
  4. С поддержкой переступать через ступеньку и так же подниматься, спускаться по ним.
  5. С интересом изучать окружающие предметы, залазить на невысокие стулья, тумбочки и т.д.
  6. Брать в руки для игры все доступные ему предметы, открывать дверцы любой не закрытой на ключ мебели, с интересом доставать все содержимое оттуда и активно изучать его.
  7. Самостоятельно надевать на себя и снимать носки, шапки, помогая это делать взрослым.
  8. Интересоваться мячом, кубиками, разными бытовыми предметами для игры.
  9. Складывать игрушки в корзину.
  10. Выполнять несложные задания взрослых.

Физическое развитие ребенка после 14 до 18 месяцев отмечается приобретением к уже существующим навыкам следующих:

  1. Ребенок уверенно ходит сам без поддержки взрослых.
  2. Умеет приседать, поворачиваться в разные стороны.
  3. Учится после падения самостоятельно подниматься на ноги, иногда еще требуется помощь взрослых.
  4. Стремится сам без посторонней помощи бегать, прыгать.
  5. Самостоятельно может перешагнуть через бордюр, порог.
  6. С небольшой подстраховкой взрослых может подняться по лестнице.
  7. Свободно залазит и слазит с высокого стула.
  8. Бросает в руки и бьет ногой по мячику.
  9. Пробует на зуб любые предметы.
  10. Учится рисовать, водит карандашом по бумаге.

Физическое развитие ребенка от 1,2 лет и до 2 лет, т.е. второе полугодие жизни малыша, нарастает по месяцам, характеризуется стремлением полностью обходиться без помощи взрослых:

  1. Уверенно ходит, бегает, прыгает, танцует, кружится и приседает.
  2. Умеет подниматься по лестнице, не держась за руку или перила.
  3. Сам может пить из чашки, держит ложку, но еще не аккуратно ест твердую и жидкую пищу с тарелки, больше разбрызгивает и все пачкает.
  4. Снимает с себя одежду: носки, шапки, штаны и др.
  5. Умеет освобождаться от ремней безопасности и вылезать со стульчика или коляски.
  6. Может проситься на горшок, самостоятельно при этом снимать трусы и т.д.
  7. Может собирать небольшие конструкторы, кубики, пирамидки, играть в мяч, точно бить по нему ногой.
  8. Учится чистить зубы с помощью взрослых, пытается расчесываться.

Родителям важно знать, что возраст от года до двух лет — это самый подвижный период в жизни ребенка. Карапуз ни минуты не может усидеть на месте и в одном положении, останавливается только, когда спит. Эта его особенность связана с тем, что в этот период он исследователь, познающий мир вокруг себя, и для него здесь все новое и интересное. Он способен залезть сам и засунуть руку пальцы во что угодно и куда угодно. Он может взобраться на лестницу, шведскую стенку, куда получится, старается добраться до понравившегося и заинтересовавшего его предмета. На данном этапе его уже меньше интересуют игрушки, а все больше бытовые и опасные предметы. Таким образом проявляет себя человеческое стремление познавать все новое и неизведанное. Жизненно важно взрослым в этом возрасте не оставлять ребенка одного без присмотра ни на минуту. При этом его следует беречь от опасных и вредных веществ и предметов.

Умственно-психологические и социальные достижения

Умственное и психологическое развитие особенно активно отмечается в период от года до двух лет.
Это возраст, когда хорошо развивается в первую очередь речь маленького человека, также зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Малыш до двух лет учится понимать разговорную речь, накапливает пассивный запас слов и сам начинает говорить. В 12 месяцев словарный запас ребенка может составлять всего 10 слов, а после двух лет малыш уже хорошо говорит 100 слов, причем использует фразовую речь.

Нередки случаи, когда ребенок в полтора года говорит только несколько простых слов, таких как мама, папа, баба и т.п., и больше до двух лет не произносит никаких новых слов. Часто малыши просто ленятся разговаривать и пока только накапливают словарный запас. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал, что ему хотят сказать, выполнял просьбы и поручения взрослых. Главное — много и часто заниматься с ребенком, применять в играх разные методики раннего развития — и кроха обязательно заговорит.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка после года наблюдается противоречие -одновременно в нем уживаются зависимость от матери и стремление все к большей самостоятельности.

Интеллектуально-социальное развитие ребенка от 1 года до 14 месяцев включает в себя следующие умения:

  1. Ребенок может произносить простые, знакомые слова, например, дай, нет, мама, папа, свое имя и т.п.
  2. Малыш много «болтает» на своем, еще непонятном взрослым языке.
  3. Ярко выражает положительные эмоции: смеется, хохочет, проявляет теплые чувства, т.е. целует, обнимает близких ему людей.
  4. Активно демонстрирует характер и волю, выражая негативные, отрицательные эмоции, когда недоволен или злится, при этом, что-то требуя, может кричать, раздражаться, топать ногами, ложиться на пол.

От 1 года по месяцам и до полутора лет психологическое развитие ребенка становится все более активным:

  1. У ребенка буквально по месяцам увеличивается пассивный и активный запас слов, он уже способен говорить не просто отдельные слова, но и произносить несколько простых фраз.
  2. Ребенок уже знаком с названиями частей тела и может по просьбе без ошибок показывать их.
  3. На картинках также правильно может выбрать необходимый предмет, что говорит о развитии памяти у малыша.
  4. Узнает себя в зеркале, может назвать имя. Знает по именам и «должностям» всех своих родственников.
  5. Он стремится подражать поведению взрослых.
  6. Учится слушать указания взрослых и отличать запреты.
  7. Начинает сознательно контролировать мочеиспускание. Ребенка в полтора года нужно начинать приучать к горшку.

После полутора и до двух лет интеллектуально-социальные навыки малыша все больше совершенствуются. Для этого возраста определяются следующие темпы развития:

  1. Ребенок двух лет уже хорошо понимает разницу между дозволенным и недозволенным, точно знает, что можно, а что нельзя. Любит совершать запрещенные действия, чтобы привлечь внимание взрослых и понаблюдать за их реакцией.
  2. Хорошо понимает речь взрослых.
  3. В речи ребенка все больше присутствуют несложные фразы, и практически каждый день может появляться новое слово.
  4. Ребенок уже может простыми словами объяснить свои действия или действия других.
  5. При желании отвечает на вопросы и выполняет поручения.
  6. Малыш двух лет уже может без перерыва от 15 минут до получаса слушать интересный рассказ или смотреть мультик.
  7. Хорошо ориентируется на знакомой местности, в своей квартире, на детской площадке и т.д.
  8. Появляется интерес к мелким деталям, ребенка привлекают шурупы, пуговицы и т.д., тем самым развивается мелкая моторика, которая способствует лучшему развитию речи.
  9. Сознательно просится на горшок или самостоятельно пользуется им.
  10. У ребенка после полутора лет часто меняются вкусовые пристрастия, и он может начать отказываться от привычной для него пищи. В два года малыш сам стремится есть ложкой и пить из чашки.
  11. У него появляется новый интерес к прогулкам.
  12. У ребенка после года и до двух лет изменяется воображение, оно становится более богатым, но может вызывать беспричинные страхи по отношению к игрушкам, темноте и т.д.
  13. В этом возрасте ребенок начинает скучать по родителям и родным, если долго их не видит.
  14. С каждым месяцем ребенок проявляет все большую настойчивость в достижении своих целей, демонстрируя характер. Желания малыша в этом возрасте бывают недопустимыми, сложно контролируемыми, с ним трудно «договориться».

На что надо обратить внимание в этом возрасте?

Возраст от полутора до двух лет — это еще возраст первых тестов на интеллектуальное и речевое развитие малыша. Ребенка от 1 до 2 лет следует показать врачу, если он не может делать следующее:

  1. В полтора года не начал ходить.
  2. После двух лет не говорит ни одного слова.
  3. В полтора года не понимает взрослой речи и не выполняет простых просьб.
  4. В два года долго не реагирует на отсутствие матери или другого взрослого, который ухаживает за ним.
  5. В полтора года не стремится играть в простейшие детские игры.

Это очень тревожные симптомы, которые могут означать как отставание в возрастном развитии, так и сигнализировать о проблемах с физическим здоровьем ребенка. В этом случае следует ребенка незамедлительно показать педиатру и детскому психологу.

говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 года еще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

  • Побольше разговаривайте с ним, называйте предметы или явления, давайте возможность пощупать то, о чем идет речь, так как тактильное восприятие у детей наиболее развито в этот период. Таким образом малыш формирует логические связи между объектами.
  • Почаще раскладывайте перед ним различные предметы, просите выбрать именно тот, который вы назвали, помочь вам, выполнив определенные действия. Ребенок будет рад быть полезным.
  • Читайте ему детские стихотворения, потешки, скороговорки, небольшие русские народные сказки (например, «Колобок», “Курочка Ряба”, “Репка”‘).
  • Особое внимание уделите развитию мелкой моторики пальцев рук
  • Не забудьте про пальчиковые игры для самых маленьких – это веселые игры, когда Вы одеваете на пальчики малышу и себе различных бумажных или матерчатых животных, слушайте Железнову и ее песни и выполняйте ее упражнения на звукоподражание и мелкую моторику пальцев рук под веселую музыку.
  • Играйте с тестом и пластилином – эти игры направлены на развитие силы пальчиков рук, тем самым очень активно стимулируют речь ребенка.
  • Развивайте мелкую моторику пальчиков ручек – простые игрушки, которые Вы можете сделать дома и тренировать мелкую моторику и усидчивость у ребенка.
  • Не забудьте и о важности сенсорного развития малышей раннего возраста. Также советую сделать для малыша его собственную сенсорную коробочку, с которой он мог бы играть в любое удобное для него время.

Физическое развитие ребенка 1-2 года:

Развитие ребенка 1-2 года с точки зрения его физических способностей также стремительно идет вперед. Малыш может ездить на игрушечной машинке, отталкиваясь ногами; встречая на своем пути преграду или незнакомый предмет, он способен остановиться, переступить или отойти в сторону. К этому периоду ребенок спускается и поднимается по лестнице с поддержкой или опорой; с интересом нажимает на кнопки, разглядывает и щупает выпуклости на предметах. Иногда дети стремятся повторять движения, показанные взрослым.

  • Полезно включать какую-нибудь веселую музыку и танцевать с малышом, демонстрируя элементарные движения (шаги в ритм музыки, повороты тела, наклоны). Со временем, услышав знакомый мотив, ребенок начнет двигаться под музыку без вашей подсказки.
  • Развитие мелкой моторики проявляется в навыках собирать башни из нескольких кубиков, ставя их один на другой. Малыш может складывать крупные детали конструктора, части одного предмета.
  • Иногда пытается взять в руки карандаш или ручку и что-то нарисовать, конечно, если этот процесс ему предварительно продемонстрировать.
  • Выполняйте ежедневно детскую утреннюю зарядку, развивайте крупную моторику у малыша. Сейчас есть множество интересных видео с зарядками, которые может пробовать выполнять даже самый маленький малыш.
  • Учите танцевать своих маленьких крошек. Это не так сложно и очень полезно для физического развития малышей от 1 до 2 лет.
  • Развивайте обоняние и слух у малыша.

В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.

Развитие мышления, логики и памяти у детей от 1 до 2 лет:

Абстрактные понятия все еще достаточно сложны для понимания ребенком в этот период. Однако малыш с успехом распределяет предметы по категориям (например, собака, кошка, птицы – живые существа; трава, деревья – растения), сортирует их. Значительно улучшается память: дети помнят однажды увиденное или услышанное и при подходящем случае вспоминают или воспроизводят усвоенное. Для развития мышления можно посоветовать упражнения на сопоставление: показать собачку в книжке и найти игрушку-собачку, отыскать недостающие части предмета, рисунки одного цвета и т.д. Подобные упражнения есть в любом альбоме по развитию речи для детей от 1 до 2 лет.

Советы по развитию мышления, памяти и логики у детей от 1 до 2 лет:

Для развития детей от 1 до 2 лет особенно эффектными будут следующие интересные задания:

  • игра для малышей на развитие логики– найди хвост нужного животного. Очень веселая игра. Здесь нужно найти и соотнести нужное животное с его хвостиком,
  • для любителей мультфильмов“Лунтик”, “Смешарики”, “Фиксики”, “Маша и медведь” – игры-карточки на развитие памяти у малышей. Здесь нужно будет соотносить героев этих мультфильмов.
  • “Кто, что ест?”Еще одна игра на развитие логики. Здесь нужно соотнести животное и еду, которую он ест.
  • Мамы и их детёныши– учимся сортировать мам животных и детенышей.
  • Логическая игра –животное и его тень. Здесь нужно будет найти каждом животному его тень.
  • Помогайте малышам узнатьосновные части тела человека, какие бывают геометрические фигурыи многое другое.

Социальные навыки и навыки обихода ребенка в возрасте от 1 до 2 лет:

В период развития ребенка 1-2 года навыки обихода активно копируются у взрослых. Все, что делают в этот момент папа или мама, срочно становится нужно малышу. Дети изо всех сил стараются помочь родителям по хозяйству и отказ от их помощи как правило встречают криком и ярко выраженным протестом. Однако не забывайте, что, копируя взрослых, ребенок сам учится быть таковым. Позвольте ему вместе с вами помыть посуду, попросите подмести пол, принести тряпку, учите его самостоятельно кушать и т.д. Кроха будет на седьмом небе от счастья, ощущая свою нужность. Простите ему неряшливость и неопрятность. Ребенок после 1 года очень зависим от внимания родителей, хотя и пытается проявлять самостоятельность: выделяются предпочтения в еде, одежде, копируются действия взрослых (разговоры по телефону, манеры, привычки папы и мамы). Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что вы говорите и делаете. Ваш ребенок – это ваше зеркало. Он отразит то, что будет видеть в семье. Немаловажно в этот период и общение с другими детьми. Малыши быстрее учатся у своих сверстников, ощущая дух соперничества.

Помогайте ребенку узнавать этот мир, уделяйте ему больше внимания. Огромное количество немых игрушек и конструкторов не разовьют малыша сами по себе: это смогут сделать только любящие мама и папа. Помните, что от количества тепла, отданного родителями ребенку, напрямую зависит уважение и любовь, которые их сын или дочь проявят, будучи взрослыми. Развитие ребенка 1-2 года требует кропотливого труда, но, поверьте, этот вклад обязательно вернется к вам с процентами.

Здесь видео моей Лиз 1 год 4 месяца (мы полностью за две недели выучили все фигуры - сниматься она особо не давала, да и сейчас надо момент словить) - поэтому оно (видео) обычно такое короткое.



Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .

Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

  • «Кто быстрее»

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

  • «Сравнение»

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

  • «Крепость»

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

Питание и уход

В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.