Проект для детей старшего дошкольного возраста содержание. Старший дошкольный возраст: проекты для детей. Задания к игре Точечки

Название: Проект «Детская журналистика» для старших дошкольников в ДОУ «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста».
Номинация:

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Закреплять знания детей о правилах безопасного общения.

Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Дети выступают в роли журналистов: берут интервью у родителей и педагогов, затем создают свои журналы со статьями по темам о безопасности.

Понедельник

Тема «По дороге идёт пешеход, правильно ли он идёт?»

Беседа «Правила дорожного движения»

Игра «Пешеходы и водители» (приложение №1)

Совместная работа с родителями: дети берут интервью у своих родителей о правилах дорожного движения, создают журнал (рисуют или клеят картинки, сочиняют стихи и т.д.)

Вторник

Тема «С огнём будь осторожен!»

Беседа «Правила пожарной безопасности»

Игра «Чтобы не было пожара» (приложение №2)

Совместная работа с родителями: дети берут интервью у своих родителей о правилах пожарной безопасности и продолжают создавать журнал (рисуют или клеят картинки, сочиняют стихи и т.д.)

Среда

Тема «Незнакомый человек»

Беседа «Правила поведения с чужими людьми»

Игра «Незнакомые люди» (приложение №3)

Совместная работа с родителями: дети берут интервью у своих родителей о правилах поведения с чужими людьми и продолжают создавать журнал (рисуют или клеят картинки, сочиняют стихи и т.д.)

Четверг

Тема «Животные и растения – правила поведения»

Беседа «Правила поведения с животными и растениями»

Игра «В лесу» (приложение №4)

Совместная работа с родителями: дети берут интервью у своих родителей о правилах поведения с животными и растениями и продолжают создавать журнал (рисуют или клеят картинки, сочиняют стихи и т.д.)

Пятница

Тема «Пресс-конференция»

Беседа «Выставка журналов»

Совместная работа с родителями: игры «Пешеходы и водители», «Чтобы не было пожара», «Незнакомые люди», «В лесу»

Дети презентуют свои журналы

Приложение №1

Подвижная игра «Пешеходы и водители»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.

Дети делятся на две группы: пешеходов и водителей (у водителей в руках рули). По кругу зала выкладываются пунктирные линии, обозначающие дорогу, ставится светофор (педагог или ребёнок меняет цвет светофора). Под музыку начинается движение, все следят за светофором и выполняют соответствующие правила.

Приложение №2

Подвижная игра «Чтобы не было пожара»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Дети стоят в кругу, передают мяч дуг другу, проговаривая слова по строчке:

Чтобы не было пожара,

Нужно правила нам знать,

И всегда их соблюдать.

Спичками не играть,

Утюг всегда выключать.

Руками мокрыми не трогать

Электроприборы и провода.

Ну а если вдруг пожар.

01 звони всегда.

Два ребёнка, между которыми мяч, бегут по кругу в противоположные стороны, кто вперёд взял мяч, тот и начинает игру.

Приложение №3

Подвижная игра «Незнакомые люди»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

Дети стоят в кругу. Два ребёнка за кругом. Приговаривают:

С незнакомыми людьми

Разговор не заводи,

У них сладости не бери,

А домой скорей беги.

После слов два ребёнка бегут за кругом, кто вперёд прибежит.

Приложение №4

Подвижная игра «В лесу»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения в природе.

Дети делятся на две группы, первая группа – деревья, вторая группа – гости леса. Гости леса, взявшись за руки, идут между деревьев и напевают:

В лес зелёный мы идём,

Ветки не ломаем.

Мы природу бережём,

Цветочки не срываем.

Зверей не обижаем,

Птичек не пугаем.

Затем группы меняются.

Название: Проект «Детская журналистика» для старших дошкольников в ДОУ.
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Новоильиновский д/сад»
Месторасположение: село Новоильиновка, Полтавский район, Омская область

ПРОЕКТ по экологии ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Лекарственные растения»

Актуальность: Дети по своей природе исследователи, с удивлением и радостью открывающие для себя окружающий мир. Поддержать ребенка в стремление к познанию, экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.

Проблема: Растения растут вокруг нас, узнать какое значение они имеют для человека. Расширить представление детей о полезных свойствах растений.

Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о названии, внешнем виде и пользе лекарственных растений. Узнать, что означает слово «фитотерапия».

Вид проекта : познавательно - исследовательский

Проект рассчитан на детей 5-7лет

Срок реализации проекта: долгосрочный – пять месяцев (с апреля по август)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : Формирование представлений о мире растений, их ценности для здоровья человека. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы.

Задачи для воспитанников:

Расширить представления детей о многообразии лекарственных растений, их пользе, и применении.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности;

Формировать у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы;

Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе

Развивать связную речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки.

Развивать любознательность, познавательный интерес к природе, интерес к исследовательской деятельности, эстетическое восприятие окружающего мир Развивать у детей воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Воспитывать у детей уважительное отношение к природе, бережное отношение к растениям

Задачи для педагогов

Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала). Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.

Задачи для родителей

Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей). Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации. Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "лекарственные растения". Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Формы и содержание работы с детьми:

Игровая деятельность. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Досуговая деятельность Наблюдения. Этические, ситуативные беседы, составление описательных загадок, сказок. Рассматривание альбомов экологической тематики. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе. Изготовление поделок из природного материала. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

Формы и содержание работы с родителями:

Консультирование. Выставка информационного материала экологической тематики. Выставка детской художественной литературы экологической тематики. Совместная деятельность. Совместное творчество.

Этапы и сроки реализации проекта . Период выполнения: апрель 2016года –август 2016 года

1.этап Подготовительный

1.Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядных пособий, дидактического материала.3. Подбор художественной литературы для чтения.4. Составление перспективного плана практической деятельности.

5.Создание презентаций по теме.

2. этап Практический

План мероприятий по реализации проекта.

Для детей: Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов,

сказок, рассказов о лекарственных растениях

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Собери из частей целое»,

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, внешним признакам, запаху.

Дидактическое упражнение «Душистые мешочки»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,

закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части есть у растения.

Сюжетно -ролевая игра «Аптека».

Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли

самостоятельно.

Словесные игры:

«Назови растение», «Опиши, я отгадаю».

1. Беседа «Что мы знаем о растениях»с презентацией.

Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку

лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,

познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Беседа « Что такое фитотерапия».

Цель: познакомит с понятием «фитотерапия» . Расширить активный словарь по теме. Развивать речь.

4.Непосредственно - образовательная деятельность

«Путешествие в царство растений »

Цели: знакомство детей с некоторыми видами лекарственных растений

Смоленской области; с правилами сбора и хранения растений; умение

разумно использовать дары природы на благо людей.

Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,

приготовление травяных лекарственных напитков.

Игра – Квест: «В поисках цветика - семицветика»

2. Темы наблюдений на прогулке: «Подорожник», «Клевер», «Мать и мачеха», «Крапива», «Одуванчик» на территории детского сада. «Мята», «Душица» - на грядке, «Календула»- на клумбе.

Общие цели для исследовательской деятельности, в наблюдениях за растениями.

Цели: познакомить детей с растением, с его внешним видом, строением.

Исследовательская деятельность: рассмотреть листья, стебли, цветы, найти отличия от других растений. Познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы растению, для того чтобы оно росло. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Наблюдение за одуванчиками, растущими в тени и на солнечном месте.

Продуктивная деятельность

5.Художественно творческая деятельность

:«Одуванчик» объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков:

жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

«Календула», «Ромашка» - пластилинография.

Цель: учить детей предавать особенности растения в технике пластилинография.

«Ромашка» рисование красками.

Цель: учить детей передавать в рисунке цвет и форму соцветий растения.

«Клевер», «Подорожник"- рисование карандашами.

Раскрашивание: «Растения луга »; «Растения леса»

Развитие речи.

Беседа: «Растения вокруг нас», « Полезные растения», Фитотерапия»

Общение: « «Живая и неживая природа»; «Чем помочь природе».

Ситуация: « Ты увидел, как твой друг бросил фантик с конфеты на территории детского сада. Твои действия».

Чтение художественной литературы

К.Ушинский «Утренние лучи»;

И.Соколов «Рассказы о природе»;

В.Бианки «Расссказы о природе»;

Стихи поэтов, классиков о природе: «Времена года»;

М. Пришвин «Про птиц и зверей»;

А.С.Пушкин « Стихи детям»;

Н.Сладков « Лесные сказки»

Художественно-эстетическая деятельность

Прослушивание классического произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Музыкальное развлечение: «Едем в лес за чудесами».

Физкультурно-оздоровительная деятельность

«Витаминный чай»

Трудовая деятельность

Совместный труд воспитателя с детьми по уходу за растениями в уголке природы;

Приведение в порядок огорода, растение мята(сбор,сушка)

Посадка цветочных растений на клумбах;(календула)

Полив растений.

Работа с родителями

Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, составление папки - передвижки

«Рецепты « зеленой аптеки»», помощь детям в подборе информации.

Выставка творческих работ « Зеленая аптека»

Фотоколлаж «Природа и мы»

Консультации для родителей:«Эколог с пеленок»« Воспитание у детей правильного отношения к природе».

3.Этап.Заключительный .Подведение итогов

Список литературы

1..Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва«Просвещение» 2001.

2.Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

3.Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

4.Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы.

Развитие речи». Москва 2002

5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 20006. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу.

Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Отчет о проведение проекта « Лекарственные растения»

В ходе работы над проектом были достигнуты следующие результаты: обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического

воспитания путем применения научных методов и приемов.

Собрали материал о лекарственных растениях нашего края.

Родителями совместно с детьми была оформлена картотека по лекарственным растениям Вяземского района Смоленской области. В период работы над проектом у детей обогатился словарный запас по теме (дети знают стихи, загадки о растениях).

Могут рассказать, чем они полезны, и как используются, как правильно собирать растения и сушить.

У детей развился познавательный интерес к растениям, исследовательской деятельности, экспериментированию.

Развито уважительное отношение к природе, ее значимости для людей.

Расширились знания: если к началу проекта дети знали 2-4 лекарственных растения, то к окончанию проекта 11. Дети не только научились называть растения на картинках, но и находить их в природе.

Готовый проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Участники проекта:

Творческая группа детей старшего дошкольного возраста МКДОУ № 48: Журвель Милана, Карагозова Алёна, Новиков Владимир

Руководитель:

Красильникова Татьяна Александровна, воспитатель МК ДОУ № 48.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Расширить представления о добыче соли.
  4. Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
  5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
  6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта :

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3 Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.

4 Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Этапы работы над проектом:

1 Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.

Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.

В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.

Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3 Заключительный этап.

  • — Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
  • — Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
  • — Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

Материалы для проведения проекта.

— Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

— Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.

— ИКТ- слайды

Список литературы

1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».

2 Интернет ресурс.

Скачать презентацию













Международная гимназия инновационного центра «Сколково»

ПРОЕКТ

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

« Предметы, которые нас окружают, помогают нам организовать свой быт»

Дерябина Ю.Ю. воспитатель старшей группы

Москва 2018

Продолжительность проектной деятельности:

(3 часа)

Линии исследования:

1. Зачем человеку нужны предметы быта

2. Функция предметов быта зависит от назначения помещения

3. Современный человек выбирает стиль в интерьере

Ожидаемые результаты :

Ребенок узнает различные предметы быта, умеет их классифицировать (мебель, сантехника, бытовые приборы)

Осознает различное назначение предметов быта в зависимости от назначения помещения (кушетка в детской, кушетка в мед. кабинете, холодильник в квартире и столовой)

Умеет выделять признаки предметов, обобщать их и систематизировать

Узнает стили в интерьере, может выделить явные признаки того или иного стиля

Получает осознание о том, что человек подбирает обстановку дома, в соответствии с собственным вкусом

Предоценивание (30 мин.)

Исследование началось с провокации детей, когда пропали стулья перед завтраком.

Дети очень удивились и начали придумывать различные заменители.

Сели на подушки (низко) и т.д.

Вопросы воспитателя:

«Для чего нужны стулья?,

Без чего мы сможем обойтись?

Как вы думаете, как давно придумали стулья?

На чем сидели древние люди?

А какие предметы еще нам помогают?

Что такое быт?

На какие группы можно разделить предметы быта?

Как люди выбирают предметы быта?

В процессе данной беседы мы пришли к выводу, что дети хотели бы узнать:

Кто придумывает предметы быта?

Чем отличаются предметы быта в разных помещениях?

Какие разновидности мебели существуют?

Как люди подбирают мебель для помещения?

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОСТЕРА «ДОМ, В КОТОРОМ Я БУДУ ЖИТЬ» (40 мин.)

Предварительная работа : экскурсия по гимназии, рассматривание предметов быта с называнием их функции, внешнего вида, рассматривание картинок различных помещений (квартира, мед. кабинет, столовая, ресторан и т.д).

Цель : развивать умение детей классифицировать предметы мебели, выделять характерные признаки предметов и интерьеров, в зависимости от помещения и их функционального назначения. Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Материалы: ватман, мольберт, картинки предметов быта для разных помещений.

Ход занятия :

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем придумывать дом, в котором вы хотели бы жить. С чего необходимо начать?"

Дети начали с того, что нужно определить сколько этажей будет в нем, какие помещения (Ответы детей: спальня, библиотека, мед. кабинет на первом этаже, столовая, кладовка, лестница). Несмотря на провокацию, в виде наличия картинки ресторана, дети сказали, что он должен быть в отдельном здании. Но обозначили, что на первом этаже будет мед. кабинет и начали приводить примеры, что у кого-то в доме стоматология.

Ульяна: "В спальне должна быть кровать. Кровати бывают разные двуспальная и детская..",

Федор: "Кушетка в мед. кабинете отличается от кушетки в комнате.. , но там должен быть компьютер"

Итог : Дети построили дом своей мечты, обозначили для каждого помещения свои предметы быта, постарались их подобрать в определенной цветовой гамме и еще долгое время дети дорисовывали и дополняли дом.




«Стили мебели» (40 мин.)

Предварительная работа : Сбор фото детских комнат, беседы на тему разные интерьеры.

Цель : подвести детей к тому, что для каждого помещения существуют свои предметы быта и они разные не только по функциям, но и по внешнему виду. Познакомить детей с разными стилями интерьеров.

Ход занятия :

Игровое упражнение «Четыре угла».

В группе в 4 углах весят картинки помещений, выполненных в стиле Барокко, Классицизм, Модерн и Хай-Тек.

Детям ставится задача найти фото своей комнаты и определить к какому стилю относится его комната или предмет интерьера.

Когда дети разошлись по углам, каждый отвечает на вопрос, почему ты считаешь, что именно туда относится твоя комната?

По каким признакам ты смог это определить (Дети отвечают цвет, украшения, формы самой мебели), воспитатель фиксирует на доске характерные для разных стилей особенности, названные детьми.

После выслушивания всех мнений детям показывают презентацию (см. приложение) и они определяют правильные ли выводы они сделали (см. вложение).

Закрепление полученных знаний: На следующем занятии детям предлагается выполнить задание:

«Проведи линию от картинки к названиям стилей…» (если дети не умеют читать, воспитатель озвучивает цифры)



Итог: Дети безошибочно справились с заданием и еще долгое время обсуждали свои комнаты, выясняли какой же стиль представлен в гимназии, многие говорили о том, что теперь хотят сделать свою комнату в стиле Хай-Тек, какие предметы они хотели бы дополнить в свою комнату. В дальнейшем дети выбрали это задание, как игру на асамблее, которая проводилась с детьми Подготовительной группы и они выполняли роль ведущих и направляли детей из других групп.

Итоговое оценивание (50 мин).

Цель : Определить достижения учащихся, оценка приобретенных в процессе исследования знаний, навыков и отношений.

Студентам предлагаются выполнить задание с помощью «Кругов Вена» и назвать общее и разное в комнатах (гостиная и кухня, гостиная и спальня, спальня и кухня).

Воспитатель фиксирует ответы детей.

Игорь: «В гостиной и спальне могут диван, телевизор, шкаф, стул….»

Мирослава: «В гостиной все сидят, когда пришли гости, значит нужен диван, кресло… А в спальне люди спят, поэтому там должна стоять кровать…»

Кирилл: «У меня на кухне стоит посуда и холодильник…а кресло и диван стоят в гостиной..»

Так же детьми самостоятельно дома и на других предметах, были изготовлен коллективный макет дома, в котором дети собственными руками подбирали и изготавливали мебель, предметы интерьера, обои в соответствии с назначением помещений, их цветовой гаммой и стилем.






САМООЦЕНИВАНИЕ

В конце исследования, проводилось оценивание детьми своей исследовательской деятельности.

Детям предложили выделить критерии и нарисовать человечка на той ступени, на которой находится студент в конце исследования.

1. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, самостоятельно делал выводы, справился со всеми заданиями без помощи взрослого.

2. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, делал выводы при помощи взрослого, справился со всеми заданиями

3. Студенту не очень понравилась тема, он делал выводы при помощи взрослого, справился не со всеми заданиями, так как было сложно.

Итог: Все дети нарисовали себя на второй или верхней ступени.

Итоги

Таким образом, в процессе данного исследования дети познакомились с различными предметами быта, их названиями, внешним видом, функциями, научились устанавливать взаимосвязи между предметами быта и материалом из которого он изготовлен (в мед. кабинете это материалы которые можно мыть, дезинфицировать), научились находить уникальные характеристики предметов, узнали их различные функции и осознали необходимость их создания.

А главное, что дети получили знания не в готовом виде, а в процессе исследовательской деятельности. У них развиваются мыслительные, коммуникативные, исследовательские навыки, дети учатся анализировать и делать выводы, воспитывается бережное отношение к окружающим предметам. Закладываются такие качества как любознательность, креативность, понимание ценности и красоты мира и людей, воспитывается эстетический вкус.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Утверждаю:

Заведующая МДОУ «Детский сад №44»

Дегтярева Т. Н.

31.08.2017 г.

ПРОЕКТ

для детей старшей группы

«Умные игры»

Разработала: воспитатель Капралова Ольга Николаевна

Саранск 2016

Актуальность проекта.

Развитие математических представлений у дошкольников всегда является основой интеллектуального развития детей, а также способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. На это существует много причин: огромное обилие информации; повышение внимания к компьютеризации; желание сделать процесс обучения более интенсивным, а также стремление родителей, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Главной целью, которая стоит на данный момент, считаю: вырастить детей, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни и принимать самостоятельные решения.

Основное место в жизни ребенка занимает игра, потому что это его основная деятельность. Игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Чтобы научить дошкольников любить математику, поддерживать у них постоянный интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески подходить к организации процесса обучения, а также использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Наиболее часто применяемые в практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала - это дидактические игры и игровые упражнения математического содержания. В процессе обучения дошкольников математике игра включается в занятие. Дидактические игры помогают в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в режимные моменты. Они развивают у детей логическое мышление, пространственные представления, упражняют детей в счете, вычислениях.

Работа по проекту будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта : формирование умственных способностей и математических представлений, развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта: расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП; учить планировать свои действия, предвидя результат; уметь классифицировать предметы и явления по определённому признаку; развивать сенсорные способы познания свойств и отношений, обследование, сопоставления, группировка, упорядочение, разделение; помочь освоению детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования); воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.

Предполагаемые результаты : повышение уровня математических способностей воспитанников, знание определенного количества дидактических игр для данного возраста, внедрение инновационных технологий, создание математического уголка, активное взаимодействия с родителями, участие в изготовлении материалов к играм, повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и возрастных особенностях математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации : учебный год.

Обеспечение проекта:

Программно-методическое обеспечение:

В.П. Новикова, Математика в детском саду

В.П. Новикова, Л.И.Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях.

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера.

Т.А. Шорыгина, Путешествие в цифроград.

Т.А. Шорыгина, Беседы о пространстве и времени.

З.А. Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Материальная база:

Уголок математики.

Дидактические игры.

Наглядные материалы и пособия

Этапы реализации проекта:

Диагностический:

Подбор диагностического материала для детей. Проведение диагностики.

Подготовительный: изучение научной методической литературы по теме проекта. Подбор игр математического содержания.

План реализации:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

С детьми

С родителями

Сроки

Диагностика математических способностей детей

Цель: изучение проблемы.

Беседы на тему: «Какие игры тебе нравятся»

Цель: выявить интересы детей.

Консультация для родителей «Роль игры в подготовке к школе»

Сентябрь

Д/и «Чудесный мешочек», д/и «Узнай по описанию»

Цель: учить узнавать предметы по характерным признакам

Д/и «Встань там, где я скажу», д/и «Когда это бывает?»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»

Д/и «Живые цифры», д/и «Наоборот»

Цель: упражнять в счете в прямом и обратном порядке

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Живая неделя»

Д/и «Чего не стало?», д/и «Что где находится?», д/и «Отгадай, где это?»

Цель: продолжать развивать способность концентрировать внимание.

Д/и «Сложи узор», «Монгольская игра».

Продолжать пополнять развивающую среду.

Д/и «Геометрическая мозаика», д/и «Назови скорей»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах

Д/и «Исправь ошибку», развивающая игра «Сложи квадрат».

Цель: продолжать развивать логическое мышление.

Конкурс «Придумай игру»

Цель: привлекать родителей к творческой деятельности.

Цель: закрепление счета

Д/и «Угадай, что изменилось», игра «Точечки», д/и «Составь узор»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, воображение, конструкторские способности.

Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома»

Д/и «Считай – не ошибись!», д/и «Помоги сосчитать»

Цель: упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления

Д/и «Где звенит колокольчик?»

Цель: Развивать логическое мышление.

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Когда это бывает?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

Игра «Танграм», Шашки.

Цель: развивать логическое мышление

Математический ринг «Кто умнее»

Цель: Закрепить весь пройденный материал

Повторная диагностика детей

Цель: оценка результатов работы.

Организация фотовыставки «В мире математики»

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе» .

Цель : Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей к школе .

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре , рисовании, конструировании , танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста . В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя . Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому , надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать , тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!» . И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе , благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка , удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, – пишет Б. В. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок . И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе . В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка . И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель : он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника . Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника , то игры с правилами (дидактические игры ) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать) . Многие игры с правилами , например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Вывод : играя, ребенок , познает мир, у него формируются познавательные интересы, которые необходимы для обучения, ребенок учится взаимодействовать, общаться, развиваются его познавательные процессы.

Заметим, что, играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий :

Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры ;

Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры , проявлять интерес к действиям ребенка ;

Во время игры дать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;

Варьировать задания и правила игры , развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

Обязательно поощрять победителя игры .

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР с блоками Дьенеша.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.

Материал: Чудесный мешочек, набор геометрических фигур разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сегодня утром Вини – Пух, принес им «чудесный мешочек» с посланием:

Я – чудесненький мешочек

Вам, ребята, я дружочек,

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть!

Если вы, ребята отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».

А вот и загадки, которые Винни – Пух положил в мешочек:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его?

(Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочешь сам.

(Треугольник)

Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, воспитатель прячет фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.

2. Дидактическая игра «Волшебные камни»

Цель: Расположение предметов «внутри» и «вне» круга.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обруч.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем.

Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.

Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т. д.

3. Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»).

Ход игры:

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков:

4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый).

Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например, ведущий спрашивает:

Клад под синим блоком?

Нет, - отвечают дети.

Под красным?

Под большим?

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют по форме и цвету, увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.

4. Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Классификация блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой. В каждый обруч положить карточки – символы.

Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

5. Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Логические фигуры или блоки.

Ход игры:

В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками.

Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета.

Один из игроков делает первый ход – кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.

Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила игры меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.

6. Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: Развитие классификационных умений.

Материал: Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

Ход игры:

Перед детьми таблиц. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры и в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце дети проверяют и называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.

Упражнения повторяются. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков).

7. Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: Карточки с логическими таблицами (табл. 2, логические фигуры.

Ход игры:

Винни - Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом.

У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах. Установить, чем похожи эти ряды. А затем определить какой фигуры недостает.

Затем дети находят недостающие фигуры в другой дом. От поиска одной фигуры пере ходят к поиску двух недостающих фигур.

8. Дидактическая игра «Спрячь зайчика от лисы»

Цель: развитие классификационных умений (классификация по двум признакам: форма, цвет).

Материал: Карточки разного цвета и окнами разной формы с изображением зайчика, соответствующие им по цвету и размеру геометрические фигуры.

Ход игры:

Лисичка охотится за зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку таким образом, чтобы лисичка не заметила зайчика.

Дети самостоятельно выбирают геометрическую фигуру, которая наиболее подходит к окошку на карточке.

9. Дидактическая игра «Загадки без слов»

Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

(Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки).

Воспитатель: Это загадки без слов.

Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры.

Дети ищут соответствующий блок, найдя, оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку остается без блока. Таким образом, предъявляются по одной различные карточки – свойства.

10. Дидактическая игра «Карусель»

Цель: Развитие классификационных умений по трем признакам: форма, цвет, величина.

Материал: Обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета, билеты.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (геометрические фигуры).

Дети самостоятельно выбирают блок, соотносят ее с геометрической фигурой, висящей на обруче.

11. Дидактическая игра «Угадай Фигуру»

Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Материал: Логические фигуры и два набора карточек – свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары.

Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер).

Затем дети карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера и правильно назвать ее свойство

Сначала в играх загадывается только одно какое – то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма или цвет и форма).

12. Дидактическая игра «Волшебные цветы»

Цель: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.

Материал: круги разного цвета, полоски, соответствующих цветов.

Ход игры:

На волшебном лугу выросли разноцветные цветы, но подул сильный ветер и перепутал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?

Дети самостоятельно подбирают круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.

Ход игры: Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.

Варианты заданий: педагог предлагает детям - «цифрами» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке; показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) - к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой; показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше; показывает число, а выходят дети с цифрами - «соседями»; предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты - увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);

Задания к игре Точечки

Задание №1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите: "Давай наведем порядок в квадратах!" (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо:

а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;

б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;

в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а наоборот надо похвалить, какие красивые цветные "дорожки" у них получились.

Задание №2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по цвету - желтые, зеленые, красные (как в задании №1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек ("ноль точек"), узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают только два "числа": "один" и "много".

Задание №3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от нуля до двух точек, потом до три, четыре точки и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, "на глаз", где больше точек и где меньше.

Задание №4. Разложить все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до десяти, то ему можно предложить разложить сначала первый красный ряд с точками, затем перейти к раскладыванию второго и третьего рядов одновременно.

Задание №5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки и два зеленых квадрата (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.

Задание №6. Сколько точек на пяти первых зеленых квадратах (на пяти желтых, красных)? Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах?

Задание №7. Какие квадраты нужно сложить по два вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по десять точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо сложить по два, чтобы получилось по девять точек в каждой паре квадратов?

Задание №8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета.

Задание №9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)?

Чему равна сумма чисел на квадратах с числами?

Задание №10. Сколько точек в трех рядах квадратов?

Задание №11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после обычного "разложи по порядку" и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности. (Одинакова форма всех карточек - квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках, порядок размещения точек на карточках - по кругу, по треугольнику, по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех четырех рядов?

Задание №12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по десять точек в каждой? По девять точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с десятью точками.) По пятнадцать точек в каждой? Сколько таких стопок получится?

Задание №13. Найти совпадения и различия.

а) Есть ли в игре два совершенно одинаковых квадрата?

б) Что различного в квадратах одного ряда?

в) Чем различаются квадраты с точками всех трех рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

  • В собранную фигуру должны входить все семь частей.

  • Части не должны налегать друг на друга.

  • Части должны примыкать друг к другу.

Монгольская игра – одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Игра способствует развитию

    образного мышления;

    воображения;

    комбинаторных способностей;

    формированию представлений о форме и размере;

    развивает операции мышления: анализ и синтез;

    учит сравнивать;

    развивает творчество;

    развивает смекалку и сообразительность;

    тренирует наблюдательность;

    способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности;

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.


Игровая задача
Собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с игрой, рассказать об истории происхождения игры, рассмотреть все детали, образцы изображений.

2. Научить детей собирать в коробку квадрат по расчленённому образцу.

      1. Первый этап

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

      1. Второй этап

Через несколько уроков и игр с монгольской игрой, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру по расчленённому образцу. В этих заданиях нужно использовать все 11 элементов головоломки.

      1. Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.