Повышение пенсии сельским пенсионерам. Русская сословная пенсия: дошло до колхозников  % надбавка к пенсии работникам сельского хозяйства

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины - был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст - когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет - устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения - соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление - в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем - к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда - средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

53 года назад было существенно расширено пенсионное обеспечение советских граждан.

14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

  • гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
  • выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
  • единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
  • единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
  • единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.
  • В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет.

    Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.

    Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля, в стране была создана единая государственная пенсионная система. Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать лет.

    В мае 1990 года был принят закон СССР « О пенсионном обеспечении граждан в СССР ».

    В том же году принимается закон РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР », который практически блокировал действие союзного закона и установил новые правила пенсионного обеспечения. Был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

    В дальнейшем пенсионная система в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Действующий в настоящее время Федеральный закон » О трудовых пенсиях в Российской Федерации » , принятый в 2001 году, пережил уже несколько редакций и множество изменений.

    Порядок деятельности Верховного суда СССР был темой дня в прошлом году.

    Пенсии колхозников

    44 года назад была введена единая система пенсионного обеспечения колхозников.

    Принятая в 1936 году «сталинская» Конституция закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, государственной системы социального обеспечения сельских жителей не существовало. Социальное обеспечение колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, где колхозники могли создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Выплаты зачастую носили натуральный характер и не были обязательными. Закон о государственных пенсиях и пособиях колхозникам вызвал большой общественный резонанс. Устанавливались три вида пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Колхозницы получали право на пособие по беременности и родам. Размеры государственных пенсий и пособий колхозников устанавливались ниже, чем у рабочих и служащих, однако, государство брало на себя обязательство постепенно их увеличивать. В настоящее время, российская система социального обеспечения отвечает мировым стандартам. Однако, размер пенсий и пособий остается на критически низком уровне.

    Колонка «Исторический документ» познакомит вас с нормативными документами, принятыми много лет назад. Мы постараемся отобрать документы, являющиеся яркими представителями своего времени и оказавшие значительное влияние на жизнь и историю России, ее граждан, а, в некоторых случаях, и историю всей нашей планеты.

    Колхозникам не платили пенсий

    В СССР колхозникам не полагалось пенсий. Миф используется для создания образа униженного и обездоленного положения крестьянства в СССР.

    Примеры использования

    «Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т. д.)» 1) .

    «Пенсионная система не охватывала крестьян» 2) .

    Действительность

    В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд 3) и кассу взаимопомощи.

    Также Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О льготах престарелым колхозникам и единоличникам» от 8 сентября 1937 г. были освобождены от поставок сельхозпродукции и уплаты денежных налогов хозяйства колхозников и единоличников, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста (60 лет и больше) и не имеющих в семье трудоспособных членов 4) .

    «Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных» 5) .

    Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза, специалисты и инвалиды Великой Отечественной Войны могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей» 6) .

    Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 г. законом о государственных пенсиях 7) .

    С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» 8) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты — в дополнение к государственной пенсии.

    Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.

    wiki.istmat.info

    Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

    Когда появилась?

    Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

    В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.
  • Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

    Плюс советской пенсионной системы - все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

    Характеристика пенсионной реформы СССР

    Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  • Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени - 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  • Пенсию назначали по следующим категориям:

    Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

    • достижение соответствующего возраста;
    • общий стаж от 5 лет;
    • стаж перед оформлением пенсионных отчислений - 3 года и выше.
    • Средние показатели пенсии

      Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

      Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

      Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

      Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

      Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

      Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:


    • возраст 65 лет;
    • наличие российского гражданства;
    • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.
    • В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа - высокий размер бюджетных расходов.

      Пенсионные выплаты колхозникам

      В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

      В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

      Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

      Выделим основные особенности:

    • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
    • стаж - от 20лет;
    • минимальные показатели пенсии - 12 рублей;
    • максимальные критерии - 102 рубля;
    • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
    • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
    • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
      • беременные женщины;
      • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
      • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
      • инвалиды.
      • Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

        В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

        Закон о пенсии

        Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

        В законе закреплены такие важные моменты, как:

      • максимальный пенсионный возраст;
      • стаж;
      • среднемесячный размер пенсии и прочее.
      • Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

        С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

        Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

  • Разговор на кухне с родственниками заставил покопаться в Интернете, так как никто даже примерно не знал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.

    История оказалась интересной.
    Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей. Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г.

    Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам - деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст, трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

    До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным. Я нашла данные про пенсии участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами. Им полагалось 25 руб. - 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).

    Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

    Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). И только при Хрущёве, начиная с 1956 г., пенсии стали расти. Было бы интересно узнать, если кто в курсе, каковы были пенсии ваших бабушек, прабабушек/дедушек, прадедушек в 30-60-е гг. 20-го века.

    На этом фоне пенсионная система царской России выглядит абсолютно благообразной и, не побоюсь этого слова, человечной. К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

    Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 - до 1/3 оклада.

    Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию. Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли - в этом случае вдова лишалась материальной поддержки (жестоко, да).

    Пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был. Ну то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте.

    Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

    Сельским пенсионерам полагается надбавка к пенсии в виде увеличения фиксированной выплаты к пенсии на 25% за выработанный сельский стаж. Нужно отметить, что такая прибавка была предусмотрена законом уже давно, но в связи со сложной экономической ситуацией в стране действие этой нормы с 01.01.2017 г. было приостановлено. И только с 1 января 2019 года законом № 350-ФЗ было восстановлено действие статьи, предусматривающей за работу в сельской местности.

    Стоит отметить, что 25%-ая прибавка полагается , а только тем гражданам, которые проработали не менее 30 лет в сельском хозяйстве по предусмотренному и продолжают проживать в сельской местности в период получения пенсии.

    Однако, на рассмотрение в Госдуму уже внесен , предусматривающий назначение такой доплаты независимо от фактического места проживания.

    25% надбавка к пенсии работникам сельского хозяйства

    Пенсионным законодательством предусматривается доплата к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25% от суммы к страховой пенсии. Надбавка эта полагается не всем сельским пенсионерам, а только получающим страховые выплаты и , имеющим необходимый стаж работы в сельской местности в соответствии с предусмотренными .

    Осуществление такой надбавки к пенсии предусмотрено в части 14 ст. 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» , но действие этой статьи приостанавливалось с 1 января 2017 г. в связи со сложной экономической обстановкой. Согласно № 350-ФЗ, решение о «заморозке» было отменено с 1 января 2019 года.

    Размер доплаты в 2020 году

    Надбавка, предусмотренная для сельских пенсионеров, составляет 25% от фиксированной выплаты . В 2020 году величина ФВ к страховой пенсии установлена в размере 5686,25 руб., следовательно:

    • для сельских пенсионеров, получающих выплаты по старости или инвалидности I и II групп, страховая пенсия в 2020 году увеличивается на 1421,56 руб. ;
    • для инвалидов III группы ФВ в 2020 году к пенсии по инвалидности составляет 2843,12 руб., а значит доплата будет назначена в размере 710,78 руб.

      Напомним, что для инвалидов 3 группы размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности определяется как 50% от базовой величины (50% от 5686,25 руб. составляет 2843,12 руб.).

    Фото pixabay.com

    Каким сельским жителям будет надбавка к пенсии

    Повышение пенсии на 25% от величины фиксированной выплаты будет назначаться автоматически при выполнении следующих условий:

    1. Гражданин должен проработать не менее 30 календарных в сельском хозяйстве по профессии, предусмотренной установленным Правительством перечнем, при условии обязательной уплаты .
    2. Не осуществлять в данный момент работу или иную деятельность, за которую уплачиваются взносы на пенсионное страхование (т.е. фактически доплата полагается только неработающим сельским пенсионерам).
    3. Проживать в сельской местности.

    Для повышения пенсии на 25% от величины ФВ необходимо, что пенсионер проработал 30 лет в должности, перечисленной в вышеуказанном Постановлении. Например:

    • агрономом, агрохимиком, агротехником;
    • главой крестьянского (фермерского) хозяйства, председателем, директором;
    • слесарем по ремонту сельхоз. машин, техники;
    • ветеринарным врачом, фельдшером, техником, санитаром;
    • зоотехником и т.д.

    Подсчет стажа происходит в календарном порядке за все периоды официального трудоустройства по предусмотренными профессиям. В стаж также будут включены периоды нетрудоспособности, оплачиваемых отпусков и периоды ухода за ребенком до достижения 1,5 лет (но в сумме не более 6 лет).

    Как получить доплату к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет

    Согласно ч. 5 ст. 10 закона № 350-ФЗ, перерасчет размера выплат и назначение соответствующей надбавки будет производиться автоматически. То есть подача пенсионером заявления не требуется, если в ПФР имеются данные о наличии необходимого стажа работы в сельском хозяйстве, а также информация о том, что гражданин продолжает проживать в сельской местности.

    Если необходимые документы в Пенсионном фонде отсутствуют, то пенсионеру будет необходимо самостоятельно обратиться в ПФР с заявлением о проведении перерасчета размера выплат, предоставив все подтверждающие документы.

    • Если гражданин обратился в ПФР с заявлением о перерасчете в период в срок до 31.12.2019 г., то надбавка будет назначена ему с 1 января 2019 г. (то есть, за предыдущие месяцы тоже выплатят).
    • Если пенсионер подаст заявление в Пенсионный фонд после 31 декабря 2019 года, то доплата будет назначена с 1 числа следующего после заявления месяца (к примеру, если обратится в январе 2020 года, то назначена она будет с 01.02.2020 г. и т.д.).

    Предлагаемый закон, изданный 15.7.1964 г. впервые в советской истории устанавливает пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца для всех колхозников. Пенсионные оклады устанавливались значительно ниже введенных для рабочих и служащих (особенно в первоначальном варианте закона, последующие поправки их несколько повысили). Закон действовал до 1990-х гг.

    Советский народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всесторонне развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности.

    В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин-членов колхозов по беременности и родам.

    В пенсионном обеспечении колхозников не должно быть уравнительного подхода. Чем выше производительность труда колхозников, чем больше колхоз производит и продает государству продукции с гектара пашни, чем выше его доход и уровень отчислений в пенсионный фонд, тем больше должны быть пенсии колхозникам. Лучше обеспечиваться должны те колхозники, которые хорошо работают и вносят больший вклад в общественное производство.

    Установление государственной системы социального обеспечения колхозников явится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

    Размеры пенсий, предусмотренные настоящим Законом, в дальнейшем, по мере роста национального дохода, в частности доходов колхозов, будут постепенно повышаться до уровня государственных пенсий, назначаемых рабочим и служащим.

    Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

    I. Общие положения

    Статья 1. Члены колхозов имеют право на пенсии по старости и по инвалидности.

    Нетрудоспособные члены семей умерших колхозников, если они находились у них на иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

    Статья 2. Женщины-члены колхозов имеют право на пособие по беременности и родам.

    Статья 3. Колхозникам и членам их семей, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

    Бывшим членам колхозов и их семьям пенсии по настоящему Закону назначаются на тех же основаниях, как и лицам, состоящим членами колхозов, и их семьям .

    Статья 4. Выплата пенсий и пособий в соответствии с настоящим Законом обеспечивается за счет средств колхозов и государства без каких-либо вычетов из доходов членов колхозов.

    Статья 5. Пенсии не подлежат обложению налогами.

    II. Пенсии

    Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов:

    мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

    женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

    инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

    члены колхозов, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – не менее 20 календарных лет: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет .

    Статья 7. Женщины-члены колхоза, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

    Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размерах, предусмотренных статьей 13 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах). При этом повышение пенсий, предусмотренное частью пятой статьи 13 Закона СССР "О государственных пенсиях", не производится.

    Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 40 рублей в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей.

    Статья 9. Право на пенсию по инвалидности члены колхоза имеют в случае наступления инвалидности I или II группы (независимо от причины инвалидности), а также инвалидности III группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

    (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967)

    Статья 10. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются независимо от стажа работы.

    Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, членам колхозов назначаются при наличии следующего стажа работы ко времени обращения за пенсией:

    │ Возраст │Стаж работы (в годах)│

    │ ├──────────┬──────────┤

    │ │ мужчины │ женщины │

    │До достижения 20 лет │ 1 │ 1 │

    │От 20 лет до достижения 23 лет │ 2 │ 1 │

    │От 23 лет до достижения 26 лет │ 3 │ 2 │

    │От 26 лет до достижения 31 года │ 5 │ 3 │

    │От 31 года до достижения 36 лет │ 7 │ 5 │

    │От 36 лет до достижения 41 года │ 10 │ 7 │

    │От 41 года до достижения 46 лет │ 12 │ 9 │

    │От 46 лет до достижения 51 года │ 14 │ 11 │

    │От 51 года до достижения 56 лет │ 16 │ 13 │

    │От 56 лет до достижения 61 года │ 18 │ 14 │

    │От 61 года и старше │ 20 │ 15 │

    Статья 11. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:

    инвалидам I группы в размере 110 процентов, инвалидам II группы – 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку;

    инвалидам III группы в размерах, предусмотренных статьей 22 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

    Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности – 75 рублей; по II группе – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей; по III группе – 21 рубль в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 30 рублей в месяц.

    Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:

    инвалидам I группы в размере 100 процентов, инвалидам II группы – 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку. При этом инвалидам II группы, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, пенсия по инвалидности назначается в размере пенсии по старости.

    Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности – 75 рублей; по II группе – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей в месяц.

    Максимальные размеры пенсий по инвалидности устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих.

    Инвалидам I группы (независимо от причины инвалидности) к пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход за ними в размере и порядке, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих .

    Статья 12. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего колхозника, состоявшие на его иждивении.

    Нетрудоспособными членами семьи считаются:

    1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет (учащиеся – 18 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами I или II группы до достижения 16 лет (учащиеся – 18 лет); при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

    2) отец, мать, жена, муж, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, либо являются инвалидами I или II группы;

    3) дед и бабушка, если они достигли возраста соответственно 60 и 55 лет, либо являются инвалидами I или II группы, при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

    Дети и нетрудоспособные родители умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если впоследствии они утратили источник средств к существованию.

    Усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные – наравне с родными детьми.

    Статья 13. Семьям колхозников, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсии назначаются независимо от стажа работы кормильца.

    Семьям колхозников, умерших вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, пенсии назначаются, если кормилец имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

    Статья 14. Семьям колхозников, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсии назначаются в следующих размерах:

    на трех или более нетрудоспособных членов семьи в размере 110 процентов, на двух нетрудоспособных членов семьи – 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку кормильца;

    на одного нетрудоспособного члена семьи в размерах, предусмотренных статьей 33 Закона СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

    Семьям колхозников, умерших вследствие общего заболевания, пенсии назначаются в следующих размерах:

    на трех или более нетрудоспособных членов семьи в размере 100 процентов, на двух нетрудоспособных членов семьи – 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку кормильца;

    на одного нетрудоспособного члена семьи в размерах, предусмотренных статьей 34 Закона СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

    Минимальные размеры пенсий устанавливаются: на трех или более нетрудоспособных членов семьи – 75 рублей; на двух нетрудоспособных членов семьи – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей; на одного нетрудоспособного члена семьи – 25 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 28 рублей в месяц. При этом пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая по настоящему Закону, на детей, не достигших 16 лет (учащихся 18 лет), не может быть ниже 25 рублей в месяц в расчете на каждого ребенка (в пределах установленных максимальных размеров пенсий).

    Максимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсий по случаю потери кормильца, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих.

    Статья 15. В стаж работы при назначении пенсий засчитываются:

    1) работа в качестве члена колхоза;

    2) работа в качестве рабочего или служащего, служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, а также другие периоды, подлежащие зачету в стаж работы при назначении пенсий по Закону о государственных пенсиях.

    Статья 16. Пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка за работу в колхозе за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

    Членам колхозов, проработавшим в колхозе менее 5 лет, и семьям членов колхозов, потерявшим кормильца, проработавшего в колхозе менее 5 лет, пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка в колхозе за проработанное время.

    Статья 17. Пенсионерам из числа членов колхозов, проработавшим в колхозе после назначения пенсии не менее двух лет с более высоким заработком, чем тот, из которого была исчислена пенсия, устанавливается новый размер пенсии, исходя из этого более высокого заработка.

    III. Пособия женщинам-членам колхозов по беременности и родам

    Статья 18. Женщины-члены колхозов независимо от стажа работы имеют право на получение пособия за время отпуска по беременности и родам.

    Отпуск по беременности и родам предоставляется на 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов, а в случае ненормальных родов или рождения двух или более детей – на 70 календарных дней после родов.

    Статья 19. Пособия женщинам-членам колхозов по беременности и родам определяются в таком же порядке и по тем же нормам, как и пособия, установленные для женщин-работниц и женщин-служащих.

    IV. Средства для выплаты пенсий и пособий

    Статья 20. Для выплаты пенсий и пособий, предусмотренных настоящим Законом, образуется централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников за счет отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету СССР.

    Статья 21. Все колхозы, начиная с 1964 года, производят денежные отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников в размерах, определяемых Советом Министров СССР.

    Средства, подлежащие перечислению в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, исключаются из доходов колхозов при обложении их подоходным налогом.

    V. Заключительные положения

    Статья 22. Колхозы, где выплачиваемые колхозникам пенсии превышают размер пенсии, установленной настоящим Законом, могут сохранить эти размеры пенсий, производя соответствующие доплаты за счет средств колхоза.

    Статья 23. Поручить Совету Министров СССР издать на основе настоящего Закона:

    1) Положение о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов;

    2) Положение о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщинам-членам колхозов;

    3) Положение о централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников.

    В Положении о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, в частности, предусмотреть условия назначения пенсий:

    членам колхозов тех республик и областей, в которых колхозы создавались позднее, чем в других районах страны;

    членам колхозов, которые вступили в колхозы в первые годы коллективизации, но вследствие старости или инвалидности прекратили работу в колхозе, не имея стажа работы, необходимого для назначения пенсии.

    Слово «пенсия» - одно из самых популярных в современном мире. В цивилизованных странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда...

    Пенсии получали избранные

    Пенсионная система как социальный институт зародилась довольно давно. Уже в Римской империи для легионеров было предусмотрено обеспечение благополучной старости — за счет передаваемого во владение каждому легионеру надела захваченной в результате войн земли. Как считают некоторые историки, именно эти пенсии и последовавшие за ними другие социальные пособия и стали одной из причин краха Римской империи...

    В Европе изначально пенсии рассматривались не как обязанность государства, а как монаршая милость за службу трону. Пенсия доставалась немногим, причем, как правило, тем, кто и без того не бедствовал. Возраст при назначении королевских пенсий не играл никакой роли.

    Первым официально ввел солидарную государственную пенсию для всех работающих в 1889 году Отто фон Бисмарк, канцлер Германии. Примечательно, что эти пенсии были основаны на обязательном социальном страховании и взносах работодателей и работников.

    20 лет спустя эстафету подхватили Великобритания и Австралия, а Соединенные Штаты Америки пришли к государственной пенсионной системе только в 30-е годы ХХ века.

    Государство помогало вдовам и чиновникам

    В царской России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. А вот детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

    Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

    При Сталине старикам было несладко

    Большевики одним махом упразднили царские пенсии. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости - они были положены лишь для небольшой части населения. Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м - для старых большевиков, в 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих.

    При этом максимальная пенсия при Сталине была 300 «старых» рублей в месяц, что составляло примерно четверть средней зарплаты. Несмотря на рост цен и зарплат, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

    В 1956 году под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа - средний размер пенсий по возрасту был увеличен больше чем в два раза, по инвалидности - в полтора раза. Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии.

    Каста привилегированных

    Для бывших офицеров «потолок» был вдвое выше, чем для гражданских: 250 рублей в месяц в армии и КГБ, 220 рублей - в МВД. Работать при этом разрешалось без всяких ограничений, и военные пенсионеры являлись, по меркам того времени, весьма обеспеченными людьми.

    Персональные пенсии ввели в 1923 году. Их получали крупные ученые, старые большевики, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, но прежде всего - начальники разного ранга.
    Персональная пенсия союзного значения равнялась 250 рублям в месяц, республиканского - 160 рублям, местного - 140 рублям. Кроме того, таким пенсионерам ежегодно выплачивались одна или две месячные пенсии «на оздоровление».

    В глобальном масштабе сейчас пенсионное обеспечение мало отличается от прежнего: есть те, кто совсем не бедствует и, наоборот, кто еле-еле сводит концы с концами. Скоро, поговаривают, эта
    Только факты

    • 300 рублей составляла персональная пенсия секретаря ЦК КПСС,
    • 400 рублей получал кандидат в члены Политбюро,
    • 500 рублей получал член политбюро.