Небольшая статья по детской психологии. Детская психология. Известна фраза Ч. Дарвина «Развитие имеет свой закон»

Если ребёнок постоянно ноет – это очень серьезный признак того, что его не понимают.

Когда в семье не учитываются его важные психологические потребности, тогда нытье для него становится единственным способом сказать об этом.

Сегодня я поделюсь с вами 30-ю способами занять ребёнка летом.

Сохраняйте и пользуйтесь этой маленькой удобной шпаргалкой.

1.Постройте шалаш дома или в лесу.
2. Испеките печенье.
3. Сделайте цветной/фруктовый лед.
4. Сыграйте в настольные игры.
5. Запустите воздушного змея.

Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Дети, которым запрещают выражать свои чувства – грызут ногти, кусают губы или язык, ковыряют болячки или кожу вокруг ногтей, заикаются, писаются. У них возникают кожные болезни, нервные тики, астма.

Из-за болезненных воспоминаний, связанных с воспитанием, многие родители живут с постоянным чувством вины. Бывает, ребёнок уже вырастает, а маму в течение долгих лет преследуют угрызения совести и перед сном в слезах вспоминается всё «плохое», что сделано по отношению к малышу.

Если вы устали от таких переживаний, считаете себя «плохими родителями» и хотите исправить ошибки воспитания, допущенные в прошлом – эта статья вам обязательно поможет.

Что такое крик в детско-родительских отношениях? Обычно это желание заставить что-то сделать, крайняя степень бессилия. Давайте разберемся, как прийти к воспитанию без крика.

Существует множество быстрых способов взять себя в руки в тот момент, когда вы хотите повысить голос: сделать 10 глубоких вдохов, выйти из комнаты, досчитать до 10. Но ситуации однозначно будут повторяться, поэтому гораздо эффективнее найти причины непослушания ребенка, которые чаще всего приводят к крикам.

Что такое чувство вины, и как часто мы его испытываем? Почему оно порой отравляет жизнь и мешает двигаться дальше? А иногда происходит страшное: это чувство лишает надежды на перемены к лучшему, истончает ресурсы организма и погружает в депрессивное состояние.

Давайте постараемся разобраться в том, что же такое чувство вины и какова его связь с , а также обсудим как можно уменьшить его влияние на нашу жизнь и взаимоотношение с детьми.

Конечно, вам хочется быть самым нежным и заботливым родителем для своего ребенка. Чтобы связь между вами была глубокой и нерушимой.

Но ребенок не слушается, не хочет выполнять просьбы и не делает то, что вы считаете важным или необходимым. Родители в таких случаях прибегают или к установлению жестких правил, или к наказаниям. Возникает конфликт.

А нужны ли строгие правила и границы детям, если это влечет столько проблем и сложностей? Как же поступать? Давайте попробуем разобраться.

Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного» .
– Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
– Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
– Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
– Не умеют говорить «Нет» .
– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

Вряд ли кто-то из родителей хочет злиться, раздражаться и кричать на своего ребёнка.

Скорее всего, это случается в тот момент, когда мы не видим другого выхода, не знаем, как повлиять иначе и, в итоге, у нас уже просто заканчивается терпение.

«Да сил моих больше нет!» – слышали эту фразу? Может быть, даже сами не раз произносили?

Причин, чтобы испытывать гнев и раздражение, у любого родителя – великое множество. Вряд ли кто-то может похвастаться такой железной выдержкой, которая позволяет всегда сохранять спокойствие и самообладание. Испытывать порой раздражение и гнев – нормально, потому что все мы живые люди.

Другое дело, что выплескивать это на ребенка – не лучший вариант. Так как же справляться с этими чувствами?

«Пока не съешь – из-за стола не выйдешь!» – сердито говорит Василисе строгая бабушка. Девочке совершенно не хочется доедать эту противную манную кашу. Она вообще ее не любит. Но бабушка непреклонна. И Вася со вздохом берется за ложку…

Непослушание – это такое поведение ребёнка, когда он становится неуправляемым, все делает наоборот, капризничает, спорит по любому поводу и упрямится. Почти любая просьба или обращение к ребёнку приводит к скандалу.
Родители, пытаясь управлять ситуацией, прибегают к наказаниям, а это, в свою очередь, приводит к обидам, потере доверия и еще большему дистанцированию ребёнка.

«Как перестать кричать на ребёнка? Он по-другому не понимает, он перестал меня слушать!» .

Я часто слышу от родителей подобные жалобы. Чтобы понять, как не кричать на ребёнка, родителям стоит осознать, что сложившаяся ситуация напрямую зависит от них.

Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Так или иначе, собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.

Кроме того, важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

В совокупности с факторами, определяющими внутренние психические ресурсы малыша, такими как сила и устойчивость нервной системы, врожденные конституциональные особенности, касающиеся силы выраженности влечений, а также прохождением очередных конфликтов развития.

Десятилетней Ане поручили убраться в ванной. После минимальных усилий она раздражается и говорит: «Почему это я должна убираться, так не честно!»

Ваня должен помыть посуду. Завтра ему предстоит контрольная, и папе хочется отпустить его, чтобы он успел получше подготовиться.

Звучит знакомо?

Поведение детей может создавать у вас чувство вины и неуверенности в вашем стиле воспитания. Есть множество причин, по которым нам хочется уступать детям и разрешать им не делать то, что они должны делать.

Ох уж эти детские площадки!

Как много вопросов постоянно возникает у родителей:

— Что делать, если один ребёнок отнимает игрушку у другого?
— Что делать, если ребёнок забрал нашу игрушку и не хочет отдавать?
— А если один ребёнок обсыпает детей песком, а его мама никак не реагирует?
— Как быть, если чужой взрослый делает замечание моему ребёнку?
— Как быть, если мой ребёнок задирает и обижает других детей?

Что происходит, если мы не находимся в хорошем и регулярном контакте со своим ребёнком?

Я обнаружила, что в этом случае дети чаще капризничают и хулиганят, их самооценка становится ниже и в семье нарастает напряжение. Мой личный «барометр» отсутствия контакта – я начинаю меньше радоваться жизни.

Бывало ли у вас так, что вы задумывались или прямо спрашивали у ребенка: «Ты меня вообще слушаешь?». У меня так бывало.

А вы знаете, что умение слушать – это не врожденный навык? Этому навыку надо учить. И как вы думаете, у кого дети научатся слушать? У нас самих!

Эта статья не будет лёгкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям моего сайта написать об этом.

Даже если ваш ребёнок совсем ещё мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

В моей многолетней психологической практике мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушёл из жизни. Это было запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребёнку.

Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребёнку о том, что папы уже нет в живых.


Сейчас родителям очень сложно сориентироваться, что покупать ребёнку. В магазинах такое огромное количество игрушек на любой вкус, цвет и кошелёк, что голова идёт кругом.

Эта статья поможет вам подобрать ребёнку такие игрушки, которые будут помогать его психическому развитию до 3 лет, а не тормозить его.

Все родители иногда теряют терпение.

Быть родителем – означает выполнять огромную эмоциональную, умственную, а иногда и физическую работу. И далеко не всегда ваши усилия будут оценены, и вы увидите от них моментальную отдачу.

Детская психология

Детская психология, как самостоятельный подраздел науки общей психологии, изучает и исследует совокупность возрастного развития и психического состояния ребенка. Важнейшим предметом для глубокого анализа считаются условия онтогенетической динамики процессов психики, в том числе среду для формирования основных способностей ребенка.

К двум самым главным процессам в становлении личности ребенка можно отнести следующие: врожденные (природные) и приобретенные (зависят от воспитания и социальной среды) черты психического поведения.

Уже без преувеличения с самого первого дня появления, ребенок имеет индивидуальные врожденные черты переданные ему генетически. К ним относятся темпы привыкания к условиям окружающей среды, отличительные признаки двигательной моторики, способность оценки окружающего мира, умственные способности, а также различные биологические и физические особенности новорожденного.

Приобретенные особенности психического характера начинаются формироваться буквально с момента рождения. Процесс становления наиболее глубоко формируется в детском возрасте и очень многие факторы развития зависят в большей степени от родителей, так как в ранний возрастной период мозг ребенка наиболее активно схватывает, анализирует и запоминает поданную ему информацию, глубоко воспринимает внимание, заботу, любовь, отношение к нему окружающего мира. В таком возрастном периоде дети нередко переживают всевозможные психологические травмы, которые в дальнейшем могут по-разному отражаться на адаптационных процессах, восприятии и выносливости в различных жизненных ситуациях. Можно с уверенностью сказать, что развитие ребенка на 90% зависит от его родителей, воспитателей и учителей. Весьма важно также отметить, что у ребенка должна быть социально адаптированная, полноценная семья, в которой заниматься воспитанием ребенка должны в обязательном порядке оба родителя.

Бывает так, что родители не могут справится с психологическими проблемами своего ребенка самостоятельно, тогда необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Консультацию психолога можно получить здесь.

Таким образом, подытоживая всю выше представленную информацию, можно сделать вывод, что детская психология занимает очень важное место в нашей жизни, при этом помогая разобраться в особенностях психического становления и развития каждой личности в отдельности. Эта наука помогает создавать необходимую среду в семье и обществе для правильного формирования личности малыша, разрабатывать развивающие и обучающие программы для детских садов, школ и самостоятельного обучения в условиях дома.

Каждый ребенок уникален и не похож на остальных. Но как же тогда найти общие правила, методики, советы подходящие всем?

Детская психология устанавливает общие закономерности, выделяет основные группы детей по темпераментам, характерам и проч., и основываясь на этом дает определенные советы родителям по воспитанию их чад.

Но обязательно помните, что лучше всего вашего ребенка можете понять только вы - его родители. Прислушивайтесь к советам, но всегда действуйте трезво, выбирайте то, что подойдет именно вам, учитывая склонности и особенности своего малыша.

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Кафедра общей психологии

ЗАДАЧИ ОБЛАСТНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОЛИМПИАД ПО ПСИХОЛОГИИ

Нижний Новгород

Задачи областных студенческих олимпиад по психологии/ Сост. Т.Н. Князева, Т.Л. Шабанова, Н.В. Фомина, Ю.И. Кузнецова, М.Б. Батюта – Н.Новгород: НГПУ, 2010. -28 с.

Данное пособие, составленное преподавателями кафедры общей психологии НГПУ рекомендуется студентам 2-5 курсов психологических и непсихологических специальностей НГПУ и других вузов города и области. Оно нацелено на закрепление и расширение студентами знаний в области общей, возрастной, социальной и педагогической психологии.

Составители – Т.Н. Князева, д.пс.н, зав. кафедрой общей психологии, Т.Л.Шабанова, к.пс.н., доцент, Н.В. Фомина, к.пс.н., доцент, Ю.И. Кузнецова, к.пс.н., доцент, М.Б. Батюта, к.пс.н., ст. преподаватель.

Нижегородский государственный педагогический университет

Пояснительная записка

На протяжении ряда лет на базе кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета проводятся областные студенческие олимпиады по психологии.

В предлагаемом сборнике собраны задания областных студенческих олимпиад за период с 2006 по 2009 год. Задания для группы А предусматривают более профильный материал, так как предназначены для студентов психологических факультетов. Задания группы Б предлагаются студентам непсихологических специальностей.

Сборник содержит также ответы ко всем заданиям, представленные в обобщенном виде.

Областная студенческая олимпиада 2006

группа А

Задание 1.

Прокомментируйте следующее мнение. Приведите по 3 довода «за» и «против».

Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя соориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем эти – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

Задание 2.

Какие общепсихологические закономерности были выведены из эмпирического материала детской психологии? Верно ли это? Почему так происходит? Попробуйте подтвердить это на примере любой интересной для вас концепции.

«Всякая хорошая психология начинается с … детской психологии», - так П.Я.Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях.

Задание 3.

Ответьте на один из неоднозначных вопросов психологической практики. Что более значимо для практикующего психолога: теоретическая профессиональная подготовка, большая практика или вера в себя?

Задание 4.

Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат квалифицированным, а какие непрофессиональным психологам?

Свой ответ аргументируйте.

А) У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать

Б) Я обязательно помогу вам изменить себя

В) Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт

Г) Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина думает о смерти.

Задание 5.

С какой из пословиц Вы согласны в большей степени? Вспомните психологическую концепцию, которая касалась проблемы, обозначенной в этих пословицах.

В русском языке есть две, казалось бы, противоречащих друг другу пословиц:

Человек – кузнец своего счастья

От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

группа Б

Задание 1.

Прокомментируйте следующее суждение о психологии. Можно ли с ним согласиться и почему?

Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

Задание 2.

Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

* Образец: психика - мозг.

Темперамент: … (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение)

Задание 3.

Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое последующее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим:

Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание.

Задание 4.

«Переведите» на психологический язык известное высказывание Л.Н.Толстого:

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. А от зародыша до новорожденного – пучина».

Задание 5.

Представьте, что вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему?

Ваш заместитель

Агент по связям с общественностью

Бухгалтер

Областная студенческая олимпиада 2007

группа А

Задание 1.

Познакомьтесь с приведенными точками зрения. Согласны ли вы, что принцип детерминизма в психологии исчерпал себя как научная парадигма? Приведите аргументы «за» и «против».

К. Роджерс, основываясь на своей терапевтической практике, пришел к выводу, что чем дальше и успешнее идет процесс терапии, тем менее предсказуемо поведение; предсказуемое поведение характерно для психики неполноценных людей в силу их ригидности. Это заставило К. Роджерса высказаться против общепринятого утверждения о том, что целью психологии является предсказание и контроль над человеческим поведением…

Задание 2.

Представьте себе, что вам надо составить список из пяти самых великих экспериментов в области психологии. Какие эксперименты, на ваш взгляд, достойны войти в этот список. Ответ аргументируйте.

Задание 3 .

Известна фраза Ч. Дарвина «Развитие имеет свой закон».

Какие законы развития были выявлены в психологии в 19 – 20 вв.?

Задание 4.

Как вы понимаете это выражение, в контексте развития науки? Исходя их этого высказывания, раскройте основное содержание и логику становления и развития возрастной психологии.

И.В.Гете говорил: «Когда время приспело, яблоки падают одновременно в разных садах».

Задание 5.

Исходя из знаний в области возрастной и педагогической психологии, сформулируйте 5 основных рекомендаций.

В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Девис и Р.Тейлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи денег на личные нужды.

Задание 6 .

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? При ответе укажите все квалификационные характеристики мышления в соответствии с формой, характером познавательной деятельности и характером продукта (результата).

А) собирание ребенком конструктора

Б) составление бухгалтером отчета

В) проектирование дизайнером интерьера помещения офиса

Г) постановка врачом диагноза на основе описанных симптомов.

группа Б

Задание 1.

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим или понятия составляли последовательный ряд.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование

Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика

Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.

Процесс воспитания ребенка длительный и сложный. Иногда родители попадают в трудные ситуации, выхода из которых на первый взгляд не существует. Однако это неверное мнение: выход есть всегда, необходимо только переосмыслить свои действия, поведение ребенка, взглянуть на создавшуюся проблему с иной стороны. Примеряйте на себя роль детского психолога и у вас все получится.

Немаловажную роль в воспитательном процессе играет общение с детьми. По сути - это один из самых действенных способов влияния на ребенка, имеющий огромное значение в формировании личности и мировоззрения.

Ознакомьтесь со статьями, находящимися в этом разделе сайта - возможно статьи о детской психологии и рекомендации, изложенные в них, пригодятся вам в процессе воспитания малыша.

Многие родители не раз сталкивались с «неудобными» детскими вопросами, например, «Откуда берутся дети?», «Чем занимаются в постели дядя с тетей в телевизоре?». И как бы мы не избегали прямого ответа на поставленный вопрос - отвечать придется...

Воспитание детей - нелегкое занятие и подходить к этому процессу нужно со всей серьезностью. Однако родителям свойственно ошибаться, они тоже могут допускать ошибки. Большинство ошибок, совершаемых родителями - типичны. Какие это ошибки и как их избежать?..

Вокруг вопроса о необходимость крещения ребенка точится немало дискуссий, мы не будем выступать на стороне противников или сторонников, - каждая семья вправе самостоятельно решать необходимо ли это. А расскажем мы о самом таинстве...

Ваш малыш самый умный, хороший и красивый - ведь он ваш! Однако поощрять и хвалить ребенка нужно уметь. Сказанное относится и к наказаниям. Только умелое использование этих элементов воспитания ребенка способно принести положительные результаты...

Борьба с детскими капризами и истериками – одна из самых сложных задач, стоящих перед родителями. А в то же время решить ее несложно, если знать какими средствами бороться...

Общение с ребенком подросткового возраста довольно часто становиться испытанием для родителей. Как себя вести при возникновении конфликтных ситуаций? Что делать дабы избежать разногласий?..

В доме появилась чужая вещь. В висках пульсируют страшные слова учителя «Ваш ребенок украл у одноклассника…» Что делать? Успокоиться. Хотя бы потому, что такое происшествие происходит c тысячами других семей...

«Ах! Какая мука воспитывать!» - воскликнула одна не безызвестная героиня всем знакомого мультфильма про Карлсона. Впрочем, она воспитывала не только Малыша, а и его папу, пытаясь отучить его от вредной привычки курить...

Несколько заметок психолога о том, на что следует обратить внимание родителям при появлении в семье второго ребенка дабы старший брат или сестра не чувствовали себя забытыми и не нужными...

Маленький ребенок - маленькие проблемы, большой ребенок - большие проблемы. Эта фраза в последние годы становиться очень актуальной. Довольно часто совершаются преступления с участием подростка, которые отличаются особой жесткостью и цинизмом. Кто в этом виноват и что делать?..

Когда родители впервые сталкиваются с непослушанием ребенка, первой реакцией может быть злость и желание приструнить маленького бунтаря. Испытывать подобные эмоции для взрослых так же нормально, как и то, что дети капризничают и учатся отстаивать свои границы.

Ребенку необходимо правильно проходить возрастные кризисы, чтобы его личность развивалась гармонично. Возрастные кризисы ребенка влияют на атмосферу в семье, поэтому занятия психолога с детьми помогут правильно пройти эти этапы, сохранив теплые отношения между родителями и ребенком.

Почему полезны психологические занятия с детьми

Занятия с психологом для маленьких детей необходимы в случае замедления темпов развития.

Если ребенок начинает заметно отставать от сверстников в развитии речи, памяти, умении обслуживать себя или ему сложно выражать свои эмоции, то психологические занятия с детьми скорректируют этот процесс.

Психолог для ребенка 3 лет - кризис «Я сам»

Кризис трехлетнего возраста - один из самых известных возрастных этапов. Период, когда ребенок начинает разделять себя и окружающий мир. Первый бунт непослушания, его еще называют периодом «Я сам». Этот возраст - настоящее испытание для родителей. Занятия с психологом для ребенка 3 лет помогут более комфортно пройти кризис и поддержат малыша. Помощь детского психолога для ребенка 3 лет в это время важна, ведь именно сейчас закладываются базовые личностные ценности - уверенность в себе, самодостаточность, умение принимать самостоятельные решения.

Для родителей важно объяснить ребенку рамки его поведения. Если этого не сделать, то в подростковом возрасте дети будут иметь проблемы в общении со сверстниками и зависеть от мнения более уверенных в себе товарищей.

Занятия психолога с дошкольниками

В разном возрасте ребенку необходимо решить разные личностные задачи. Занятия с психологом для ребенка 4 лет будут отличаться от работы психолога для ребенка 5 или 6 лет. В возрасте от 4 до 6 лет дети начинают более активно познавать мир. Занятия психолога с детьми от 4 до 5 лет помогают развивать познавательные навыки - внимание, мышление, речь, восприятие и воображение. Это помогает детям подготовиться к обучению в школе и лучше усваивать учебный материал. Психолог для ребенка 6 лет помогает развивать навыки общения и коммуникации со сверстниками, что поможет в дальнейшем социализироваться и заводить друзей.