Почему ребенок чувствует себя одиноким. Как детское одиночество отражается на личности ребенка? Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Людмила Владимировна Кунденок
Одиночество ребёнка в семье

ОДИНОЧЕСТВО РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

В детском саду. У Саши день рождение ему исполнилось пять лет. Дети наперебой стали поздравлять именинника. Маша пожелала здоровья, Петя - новую игрушку, а Дима подошёл и тихо сказал : - «А я желаю тебе, чтобы тебе не было одиноко » . В группе Дима не играет в коллективные игры, старается держаться в стороне, отвергает сам предлагаемый круг общения. У Димы и родители есть и семья благополучная .

Но даже и в благополучных семьях детское одиночество встречается довольно часто. Чаще всего педагоги и психологи видят истоки детского одиночества в семье . Не понимание родителей, постоянная их занятость на работе, нехватка времени на общение, умение выслушать ребёнка . Бывает и по-другому, заботливые родители стараются быть рядом с ребёнком , помочь ему чувствовать себя комфортно в обществе, но в результате всё тоже – одиночество .

Есть и ещё одно обстоятельство, чем больше развивается общество технически, тем больше появляется одиноких людей . Доступна масса занятий, способных заменить человеческое общение. Не исключение и дети. Чем ближе ребенку телевизор или компьютер, тем дальше от него родители и друзья. Но не только компьютеры отдаляют детей от внешнего мира, сам ритм жизни приводит к тому, что взрослые меньше внимания могут уделить детям. Они остаются предоставленными сами себе, мамы рано начинают выходить на работу, папы пропадают там с самого рождения крохи. И чем больше родители разрешают детям просиживать за компьютером или телевизором, тем меньше своего времени они уделяют ребёнку .

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Психологи утверждают, что любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а прежде всего на коммуникативной деятельности. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь детей в игре становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями

Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Выделите хотя бы один день в неделю без телевизора для всей семьи . Замените телевизор вашим вниманием и займитесь ребенком. В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие. Нужно постараться создать ребенку как можно более благоприятные условия для творческих игр, получения живого чувственного опыта и энергичной активности. Это поможет разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности.

Чтобы помочь прогнать чувство одиночества у ребенка в семье , нужно приложить немало усилий. Нужно помнить, что главное – это любовь. Не скупитесь в демонстрации своей любви к ребенку. Конечно, не стоит его баловать, любовь не выражается в материальных вещах (подарках) . В семье должна быть искренность, чуткость, доверие и дружеское участие родителей в жизни ребенка. Чаще интересуйтесь, как идут у него дела – этим вы покажете свою заинтересованность. Разделяйте с ним радость и заботы, говорите о том, что вы к нему чувствуете.

Старайтесь не отказывать, когда ребенок приглашает вас играть, не отмахивайтесь от него, находите для детей время : «…У нас двое сыновей. Старшему 9, младшему 1,5 года.» - говорит одна мамочка. «…Муж часто допоздна занят на работе, да и я занята с младшим. Мне приходиться ещё подрабатывать и не всегда по первой просьбе могу уделить внимание старшему сыну, такова жизнь. Но как бы я не была занята, никогда не отмахнусь от ребенка просто так, не вникнув в его проблему или вопрос. И муж, как только выдается свободная минутка, тут же старается покатать на плечах младшего либо вместе со старшим выскочить во двор погонять мяч. Со старшим мы любим, раскрашивать солдатиков и шалаши на деревьях строить, а с младшим тайком от всех животик чесать и песенки петь…»

Главное не количество, а качество времени, проводимое с детьми. Это должно быть максимально насыщенное для вас и ваших детей время. И не важно, будете ли вы, молча плечом к плечу сидеть с удочками, или взахлеб спорить, какая лучшая в мире видеоигра. Главное быть открытым и искренним с ребенком. И если детей у вас не один , обязательно для каждого ребенка должно быть его индивидуальное неприкосновенное время. Ни вместе с другими детьми, ни с вашими подругами, ни с бабушками с дедушками, а только вы и ребёнок .

МАУ д/сад комбинированного вида № 107.

Педагог психолог Кунденок Людмила Владимировна

Часто детям очень нужен родительский совет, но они не могут его получить из-за занятости взрослых. Позже они могут начать бояться наказания или насмешки. Подробнее об этой «незаметной», но очень серьезной проблеме современного общества читайте ниже.

Сущность детского одиночества

Детдомовские дети, оставленные во младенчестве, никогда не кричат и не плачут. Это происходит потому, что на их крик и плач никто не реагирует, и они отвыкают подавать таким образом сигнал о своем физическом или эмоциональном дискомфорте. Такой ребенок с первых дней жизни привыкает к своему одиночеству, и даже если он потом попадает в семью, справиться с этим будет непросто. Такому ребенку никто не нужен по большому счету — он не чувствует особой потребности в чужой любви, так как никогда ее не получал. Он и сам не умеет, не хочет и боится любить и привязываться к кому-то.

Если же ребенок растет в семье, первое время он не ощущает постоянного одиночества, так как мама все-таки реагирует на его плач, кормит его, баюкает, чтобы успокоить. Но маленькая личность постепенно развивается, и малыш начинает все чаще обращать внимание, что родителям все время не до него, что от него слишком часто отмахиваются. Сначала это просто озадачивает ребенка, потом он пытается привлечь родительское внимание хвастовством или послушанием, затем, если эффекта никакого, плохим поведением.

Если говорить о допереходном возрасте, дети склонны переживать ощущение одиночества, недостатка внимания и ласки особенно остро в возрасте 5-6 лет (после начнется школа, учеба, новые друзья, и это несколько снимет остроту данной проблемы). Чем старше становится такой ребенок, тем меньше он начинает доверять своим родным, так как осознает, что если тебя не любят или любят недостаточно, вряд ли тебе дадут совет, который пойдет во благо. Это основные причины одиночества детей этого возраста. Однако есть и позитивная сторона этого процесса, и она заключается в том, что ребенок рано становится самостоятельным и независимым, стремится сам решать свои проблемы (хотя самостоятельность можно обрести и иным путем — когда ребенок гордится родительским доверием). Независимость при низкой самооценке может вызвать и самые печальные последствия одиночества - наркоманию и алкоголизм. Как только кто-то проявит к одинокому ребенку внимание, он может легко попасть под чужое влияние (хорошо, если позитивное) и даже стать жертвой растлителя.

Мы все нуждаемся друг в друге

Потребность иметь сверстников для общения формируется к 4-5-летнему возрасту. Многие взрослые относятся к детской дружбе скептически: мол, все это несерьезно. И действительно, примерно до 9 лет дети стремятся быть с ровесниками из желания вместе играть, весело проводить время. Но в подростковом возрасте возникает стремление утвердить свою личность, почувствовать свой авторитет. В 12 и старше друг, умеющий выслушать, понять, посоветовать, становится своеобразным психотерапевтом. На друзей равняются, что важно и необходимо при взрослении. Придуманный или увиденный в кино идеал взрослого слишком недостижим, реальные взрослые слишком непонятны и заняты, к тому же существует дистанция в общении и нередко проблемы взаимного доверия, а друзья и их успехи — вот они, рядом. В итоге мнение ровесников приобретает для подростков ценность несоизмеримо большую, чем для вчерашнего ребенка. Оно значит гораздо больше мнения даже самых близких и авторитетных людей для тинейджера— родителей.

Зачем подростку друзья

Умение прийти на помощь (в первую очередь), чувство юмора, знания и разносторонность интересов, ум, спортивные достижения, взрослость и привлекательность внешнего вида, самостоятельность, смелость. Если друг проявляет невнимание, тинейджер может устремиться на поиски новой близкой души, чтобы отмести свое детское одиночество. При этом возможен полный разрыв отношений с прежним «лучшим» другом или же постепенное отдаление. Чем выше у подростка самооценка, тем быстрее он перестанет мириться с равнодушием и недостатками вчерашних «закадычных» приятелей (как правило, сам подросток собственной неидеальности пока не осознает). А вот ребенок с комплексами может терпеть даже откровенные издевательства «друзей» из страха остаться в одиночестве.

Обычно вместе сходятся ребята с общими интересами и взглядами на жизнь, но могут дружить и подростки, очень отличные по характеру. При этом они могут искать друг в друге те качества (общительность или уравновешенность плюс рассудительность), которых им самим недостает, чтобы развить их. Отсутствие у ребенка друзей может говорить о серьезных эмоциональных проблемах. Скорее всего, причины одиночества не в том, что он отвергает предлагаемый круг общения, а в том, что ребята по тем или иным причинам отвергают подростка. Чаще всего не хотят дружить и общаться с неуверенными в себе, замкнутыми, болезненными или истеричными ребятами. А также слишком агрессивными, заносчивыми или равнодушными к делам группы. Такой подросток, в конце концов оказавшись в социальной изоляции, чувствует себя еще более неуверенным и лишенным поддержки, тем более что тинейджеры могут проявлять агрессию и даже жестокость к «изгою», не входящему в их компанию, отличающемуся от них. Это может сказаться на самооценке подростка, его характере и жизни в дальнейшем, потому что развитие навыков общения и умение ладить с людьми, причем разными, плюс умение отстаивать свое мнение необходимы для каждого, кто живет среди людей.

Психолог.

Одиночество детей может быть физическим и психологическим. Физическое одиночество – вынужденное, появляется в ситуациях, когда маленький ребенок остается физически один, без присутствия родителей. Ведь именно через них, особенно через мать ребенок ощущает свою связь с миром, ему важно чувствовать себя взаимосвязанным. Э.Фромм пишет, что физическое одиночество непереносимо, если к нему присоединяется и моральное, когда возникает чувство изолированности. Естественно, чем меньше ребенок, тем сильнее он нуждается в матери, тем сильнее зависит от нее его самоощущение.

Физическое одиночество может переживать младенец, оставленный мамой, пусть даже на короткое время. Физическое одиночество становится естественным, когда ребенок взрослеет и учится бывать без мамы, (например, проводит иногда время с бабушкой, появляется этап детского сада), а потом учится быть дома одному. Умение быть одному является необходимым для развития человека.

Психологическое одиночество ребенок переживает, если не чувствует любви, заботы, внимания, его эмоциональные потребности не удовлетворяются, его не понимают, не принимают, не слушают, не учитывают. Поэтому проблема одиночества ребенка очень часто обусловлена именно семьей, в которой он живет. Одиночество детей в мире взрослых довольно часто выявляется при работе с психологом, куда сами родители приводят ребенка, когда у него появляется проблема с поведением, учебой, интернет-зависимостью и т.п.

Одинокими часто чувствуют себя дети, чьи родители много работают, и детям приходится часто оставаться одним, причем сейчас появляются тенденции оставлять дома одних детей все меньшего возраста. Если физическое одиночество дети приучаются переживать, то психологическое в наше время часто заглушают гаджетами, которые получают в свои руки довольно в раннем возрасте. Одиночество может поспособствовать тому, что ребенок пойдет легко на контакт с тем, кто проявит к нему внимание, а это могут быть люди, у которых намерения не самые лучшие.

Одиночество могут переживать и дети, чье общение со сверстниками не задалось. Уже в садике бывает так, что ребенку трудно найти друзей, но еще сложнее эта проблема проявляется у школьников. Ощущая отвержение со стороны сверстников ребенок начинает ощущать себя одиноким, появляется серьезная болезненная душевная рана. Родителям очень важно понимать, что происходит с ребенком, а для этого необходимо строить с ним доверительные отношения. В случае, когда ребенок жалуется, что ему не с кем дружить, или его отвергают, важно услышать его и вовремя среагировать. Важно понять, какова проблема самого ребенка, что с ним не хотят общаться. Может быть слишком зажат, застенчив, или с ним скучно, или он склонен стоять только на своем, не учитывая желания других, не умеет уступать, или слишком груб и агрессивен, а может не хватает навыков общения, или не может быть с другими сверстниками на "одной волне", разделить с ними интересы, или найти тех, с кем они могут быть общие. Важно слушать, то ребенок говорит о других детях, не считает ли он их лучше, или хуже себя, ведь это может показать, что есть искажения самооценки.


Бывает и так, что действительно ребенок окружен другими детьми, с кем находится мало общего. Дети, которые сильно отличаются чем-то, к сожалению нередко чувствуют себя непринятыми. В таком случае можно помочь ему, предлагая альтернативные варианты для общения. Это могут быть кружки, студии, разные секции по интересам, где более вероятно, что ребенок найдет друзей, с кем есть нечто схожее в интересах.


Многие маленькие дети понимают концепцию одиночества и чувствуют себя одинокими, как показало исследование Cassidy &, Asher, 1992. Например, детсадовского возраста и первого класса на вопрос "Что такое одиночество" отвечали, что это когда "грустно и одиноко", на вопрос откуда оно происходит, отвечали "никто не играет", а на вопрос, что можно сделать, чтобы преодолеть чувства одиночества – отвечали "найти друга". Исследование Kochenderfer & Ladd, 1996, показало, что чувству одиночества у маленьких детей могут способствовать конфликты дома, переход в новую школу или переезд, потеря друга, или домашнего питомца, развод родителей, смерть близкого человека. Среди других факторов – отвержение сверстниками, отсутствие социальных навыков и знаний о том, как подружиться, личными особенности (например, застенчивость, тревога и низкая самооценка). Дети детсадовского возраста, которые подвергаются "террору" со стороны сверстников сверстников (физически или психологически) показывают более высокий уровень одиночества, страдания и негативного отношения к школе, чем дети, не подвергаемые насилию.

Одиночество в детстве, вызванное отвержением сверстников, имеет такое последствие, как снижение самооценки, ведь ощущая социальную изоляцию, он начинает чувствовать себя "инаковым", хуже чем другие, теряя надежду, что когда-то найдет друзей.

Хочется также обратить внимание, что теория К.Г.Юнга говорит о том, что есть люди экстратимы и инротимы, что обусловлено темпераментом, психофизиологией, и заметно еще с детства. Родителям можно порекомендовать следующее: если ребенок интротимный (любит быть один, с удовольствием и упоением чем-то занимается самостоятельно), то важно его учить видеть удовольствие от общения с внешним миром, открываться навстречу другим людям. Если ребенок экстратимный (очень нуждается в компании, аудитории), обучать его быть с самим собой наедине, например слушая музыку, читая, занимаясь чем-то интересным). Таким образом можно поспособствовать тому, что дети будут и уметь общаться и получать удовольствие от общения, а также будут способны находиться наедине с собой без дискомфорта и тревоги.

Подростковое одиночество

Существует мнение, что впервые одиночество переживается очень остро именно в подростковом возрасте, чему являются причинами следующие факторы:
  • Актуализация растущих социальных потребностей (в отношениях со сверстниками, друзьями, другими людьми; в причастности и признании разными социальными группами);
  • Потребность в уединении, необходимая для самопознания, оценки себя и своих отношений с людьми, прибывание наедине со своей внутренней жизнью.
По мнению Дж.Олдри, если у подростка сильно преобладает потребность в уединении, то это тревожный сигнал, так как может привести к состоянию хронического одиночества. Это может указывать на то, что не ладятся отношения со сверстниками, и стремление к уединению тогда выступает как деструктивное изменение. Именно общение со сверстниками, дружеские связи помогают им учиться взаимодействовать, находить поддержку, понимание, учиться поддерживать и понимать, утверждать себя, строить доверительные отношения. Эти потребности подросток уже не в состоянии удовлетворить в семье, для этого обязательно нужны другие, в особенности сверстники.

Однако, переживанию одиночества в подростковом возрасте может способствовать и отсутствие понимания и признания со стороны родителей. Быть не понятым, ощущать что не учитывается твое мнение, а иногда и существует запрет на собственное мнение, условная, требовательная любовь родителей, препятствование самостоятельности, свободе, личному пространству – все это может способствовать тому, что подросток уходит в себя, закрывается, и что опаснее всего, может начаться депрессивное состояние. Кстати, чувство непонимания подростки испытывают в семье зачастую потому, что родители не способны принять их не только "хорошими". А они нуждаются в принятии и понимании больше всего тогда, когда взрослым меньше всего нравится их поведение.

По мнению С.Малышевой и Н. Рождественской подростковое одиночество может переживаться в связи с осознанием своей личности, как уникальной и неповторимой. Однако переживание уникальности может натолкнуть на мысль о том, что эту уникальность никто не сможет понять по-настоящему, а значит способствовать ощущению обреченности на одиночество. К переживанию подростком одиночества может привести и экзистенциальный кризис "смысла жизни".

Одиночество подростков становится опасным, когда становится хроническим, способствуя возникновению депрессии и вследствие этого, суицидальному поведению.


Литература по коррекции подростково одиночества говорит, что она может быть решена следующими путями: обучение подростков социальному взаимодействию, созданию новых связей, психологическая работа по коррекции своих внутренних качеств, навыков общения. Последнему хорошо помогают тренинги для подростков, направленные на развитие навыков общения и повышения уверенности в себе.

Важно помнить и о другом, дети и подростки зачастую не могут объяснить взрослым, что они чувствуют, некоторым детям представляется трудным открыться. Поэтому нельзя недооценивать роль взрослых, находящихся рядом с детьми и подростками – родителей, родственников и учителей. Если у ребенка появилась тревожность, неуверенность, он кажется робким, грустным, то следует насторожиться, так как возможно он чувствует себя одиноким. Возможно ребенок чувствует себя отвергнутым своими сверстниками, или испытывает недостаток в социальных навыках, а может быть испытывает на себе травлю в школе. Абсолютно простой вопрос, но дающий соломинку, вытаскивающий ребенка наружу, к миру из переживаний внутреннего одиночества: "Мне кажется, тебе грустно и одиноко, не так ли?". И когда ребенок расскажет о том, что с ним происходит – есть шанс помочь ему исправить ситуацию, поддерживая, направляя, проявляя чуткость и любовь. Страшнее всего, когда нет ни одного человека вокруг, кто обратил бы внимание на то, что с подростком что-то происходит и проявил участие.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Создавая семью, мало кто из молодых людей предполагает, что спустя 10-15 лет в браке они могут быть одиноки в доме полном людей. Как бы парадоксально это ни звучало, наличие супруга и детей совсем не спасает от чувства одиночества. Психологи считают этот феномен довольно распространенным в современном обществе.

Причины

Основной причиной одиночества в семье является не иссякнувшая любовь, а недостаток общения , появившийся из-за хронической занятости домочадцев. Многие мужчины в возрасте от 20 до 50 лет большую часть времени уделяют работе, заработку, карьере. Около 85% женщин от 20 до 35 лет занимается уходом за детьми. В конце дня обычно у супругов нет ни сил, ни желания, ни времени поинтересоваться у второй половины как прошел день. Каждый сосредоточен только на своих проблемах.

Интернет и телевидение также способствуют отчуждению супругов. Всего 30 лет назад люди по вечерам собирались в кругу семьи за чашкой чая и разговаривали друг с другом. Сейчас большинство предпочитает провести вечер, играя в компьютерные игры, общаясь в соцсетях, или переключая каналы спутникового телевидения.

Несовпадение интересов супругов усугубляет одиночество в семье. Большинству жен не интересна рыбалка, а многие мужья терпеть не могут шейпинг и шопинг. Каждый занимается своим любимым делом в одиночестве. Чем больше лет люди прожили вместе, тем меньше точек соприкосновения остается между ними. Личная жизнь каждого становится важнее семейных отношений. Если у супругов нет общих интересов, целей, увлечений, работы, то спустя 15-20 лет совместной жизни рядом будут совершенно чужие друг для друга люди.

Одиночество в семье возникает не за один месяц или год, оно развивается постепенно, и часто незаметно для обоих супругов. Мужья со временем уделяют все меньше внимания женам. Они должны содержать семью и зарабатывать деньги, у них постоянно появляются новые цели и жизненные приоритеты. Жены, занятые ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми, ожидают от мужа поддержки, понимания и внимания. При этом они совершенно не пытаются почувствовать партнера и понять его желания. Оба сконцентрированы только на собственных переживаниях. В такой ситуации рано или поздно между супругами появляется отчуждение и равнодушие.

Что делать

Гармоничные отношения в семье – это ежедневный труд. Только в начале совместного проживания вы готовы ежедневно слушать партнера, и уделять ему внимание. Со временем вы начинаете воспринимать вторую половину как данность, считаете, что все друг о друге знаете, и говорить вам особо не о чем. Вот с этого момента и начинается медленное отдаление друг от друга.

Чтобы разрушить появившееся безразличие, научитесь не только разговаривать с супругом, но и слушать его, даже если вам это не интересно. Каждый человек испытывает потребность выговориться. Сегодня вы послушаете про неинтересную для вас рыбалку, завтра он выслушает, как вы прошлись по магазинам. Это классическая ситуация, когда один партнер примеряет на себя роль психотерапевта, а другой пациента.

Ежедневный быт не только убивает отношения, он также может помочь сплотить семью. Надо только правильно его организовать. Делайте что-то вместе с мужем и детьми. Неважно будет это совместная генеральная уборка или приготовление ужина. Главное – общее дело, а в процессе найдутся и общие темы для разговора. Так постепенно вернется взаимопонимание и доверие.

Женщинам, обратившимся с жалобами на одиночество в семье, психотерапевты рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • Заведите семейную традицию . Это должно быть какое-то радостное мероприятие, в котором будут принимать участие все члены семьи. Не столь важно будет это ежегодный туристический поход в горы или ежемесячное посещение парка развлечений. Главное, чтобы все члены семьи получили удовольствие от совместного времяпрепровождения.
  • Делитесь друг с другом впечатлениями . Если муж не захотел идти вместе с вами по магазинам или на концерт, а отправился с друзьями на футбол, это не значит, что вы ему безразличны. У каждого человека должна быть возможность провести время так, как ему хочется. Главное, потом рассказать друг другу, чем вы занимались, какое впечатление это на вас произвело. В таком случае у вас будет множество тем для разговора.
  • Интересуйтесь делами супруга . Даже если он односложно отвечает на ваши вопросы, не прекращайте разговаривать с ним, расспрашивать о новых событиях в его жизни, и рассказывать о своих.
  • Отмечайте праздники . Купите подарки для своих близких, поздравьте их, и они ответят вам тем же.
  • Живите полноценной жизнью, не забывайте о себе и своих интересах. Если вы интересны себе, то и окружающие будут обращать на вас внимание.

Одиночество в семье – это не повод прекращать отношения. При желании вы можете все исправить. Нужно только постараться найти или создать то общее, что будет держать вас вместе.

Одиночество в семье могут испытывать дети любого возраста. Чаще всего такие ситуации складываются, когда родители слишком много времени уделяют работе и домашним делам, и ребёнок оказывается предоставлен на попечение бабушек с дедушками, а порой и самому себе.

Могут чувствовать себя одиноко и дети, имеющие брата или сестру, особенно если второй ребёнок ещё совсем маленький, и всё внимание родителей оказывается обращённым именно на него.

Также недостаток внимания часто ощущают дети из неполных семей, поскольку нехватка одного из родителей накладывает свои ограничения не только на образ жизни и досуг ребёнка, но и на его самоощущение, вынуждая чувствовать себя не таким, как дети, имеющие и маму, и папу.

Если родители всегда заняты…

Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он начинает страдать и чувствовать себя одиноким. Особенно остро это ощущается, когда перед его глазами есть примеры семей сверстников, которые каждые выходные отправляются в совместные походы и весело проводят время. Если вы действительно настолько загружены работой, что всё свободное время ваш ребёнок оказывается предоставлен самому себе, стоит пересмотреть свои приоритеты.

Детство – это важный период, и полученные впечатления оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Именно поэтому так важно не откупаться игрушками и сладостями, и обещать своему чаду, что отпуск-то вы уж точно проведёте вместе, а находить возможность хотя бы пару часов в день проводить с ним. Ребёнку жизненно необходимо именно ваше внимание, а не подарки. Какой толк от интересной книжки, если её нельзя почитать вместе с мамой? Разве может заменить коробка самых вкусных конфет поездку с папой в зоопарк?

Если ребёнок постоянно находится под присмотром бабушек и дедушек в то время, пока вы находитесь на работе, стоит поговорить с малышом и объяснить, почему так получается. Спокойно объясните ребёнку, ради чего вы столько работаете, и почему для вас это так важно. Расскажите своему малышу, для чего вы зарабатываете деньги и попытайтесь найти компромисс: договоритесь, что ребёнок не будет обижаться на то, что следующие выходные ему придётся провести у бабушки, но зато ещё через неделю вы обязательно отправитесь всей семьёй в поход, совершите прогулку на велосипедах или сходите в аквапарк. Главное – обещайте только то, что действительно сможете выполнить, ведь если малыш будет уверен, что компенсацией за выходные, проведённые у бабушки, станет шумный праздник по случаю его дня рождения или поездка с мамой и папой в океанариум, но по какой-то причине всё отменится, он просто перестанет вам верить, и это лишь спровоцирует усиление чувства одиночества.

Почаще радуйте ребёнка приятными мелочами: приготовьте его любимое блюдо, испеките вкусный торт, позвоните ему с работы во время обеденного перерыва, чтобы просто узнать, всё ли у него в порядке, или подарите без повода два билета в кино, чтобы он мог сходить на новый фильм с другом, если его возраст уже позволяет прогулки без сопровождения взрослых.
И главное – никогда не забывайте говорить ребёнку о том, что вы его любите и тоже скучаете по нему, когда вам приходится задерживаться на работе.

Если в центре внимания другой ребёнок…

Очень часто испытывают одиночество дети, имеющие младшего брата или сестру. Чаще всего родители больше внимания уделяют малышу, забывая при этом о том, что старшему ребёнку тоже необходима их поддержка.

Единственный способ помочь страдающему от нехватки внимания чаду – это объяснить, почему забота о малыше отнимает много сил и времени. Расскажите старшему о том времени, когда он сам был ещё совсем крошкой, как учился ходить и говорить, и как вы постоянно находились рядом с ним, помогая преодолевать первые детские трудности. Объясните, что младший брат или сестрёнка со многим ещё не умеет справляться самостоятельно, и ему требуется помощь. Включите старшего ребёнка в процесс заботы о младшем, чтобы он на себе почувствовал, как порой это трудно и перестал упрекать маму с папой в том, что ему самому они не уделяют внимания.

Никогда не сравнивайте детей! Если вы постоянно будете делать замечания старшему ребёнку, а младшего только хвалить, на фоне сильного чувства одиночества у него появится ещё и сильная обида на вас. Если вы постоянно балуете малыша новыми игрушками или одеждой, не забывайте что-нибудь купить и старшему ребёнку, чтобы он не чувствовал себя ненужным и обделённым.

Если семья неполная…

Если ваш ребёнок растёт в неполной семье, ему особенно остро будет не хватать внимания того родителя, которого у него нет. Мальчики чаще всего страдают из-за отсутствия отца, поскольку мама не может поиграть с ним в футбол или научить ловить рыбу. Девочки же особенно болезненно переживают отсутствие матери, так как отец совершенно не разбирается в фасонах кукольных платьев и не имеет понятия о том, чем барби отличаются от винкс. Очень сильное одиночество в такой семье может возникать у подростков, когда взрослеющие дети нуждаются в информации, но стесняются обсудить проблемы полового созревания и первой влюблённости с родителем противоположного пола. К тому же в неполных семьях единственному родителю работать обычно приходится намного больше, что тоже накладывает свой отпечаток, делая одиночество малыша ещё более ощутимым.

Если вы чувствуете, что вашему сыну или дочке не хватает внимания второго родителя, попробуйте найти человека, с которым ваш ребёнок сможет подружиться и обсудить мучающие его проблемы. Если мальчик страдает от нехватки «мужских» развлечений, взрослым другом для него может стать дедушка, дядя или старый приятель семьи. Поговорить с девочкой на «женские» темы может бабушка, тётя или ваша коллега с работы, с которой у вас установились дружеские отношения. Главное – чтобы человек, которого вы просите о помощи, имел искреннее желание проводить время с вашим ребёнком и помогать ему в преодолении трудностей.

Вне зависимости от того, с какой именно ситуацией в семье вы столкнулись, следует как можно чаще говорить ребёнку о том, что вы его очень любите и подкреплять свои слова действиями.