Что такое индивидуальность и как ее развить. Что такое индивидуальность Что означает индивидуальный человек

от лат. неделимое, особь) - неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется "среднему" человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид - личность - И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является "вершиной" структуры психологических свойств, а И. - "глубиной" личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). - М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. - М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность , качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня .

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому . Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Личность и индивидуальность

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как , так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Личность - человеческая сущность, поступки и которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и . К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

— низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

— перцептивные особенности;

— социальный опыт человека;

— высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

Индивидуальность: искусство быть собой

04.08.2015

Снежана Иванова

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность.

Будьте собой. Все остальные места уже заняты. Оскар Уальд

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность. Термин произошел от латинского individuumи в буквальном переводе означает особь. Понятие индивидуальности в психологии используется для описания двух явлений:

  • персональных отличий психологических свойств конкретной личности;
  • высшего уровня иерархического устройства, единства свойств психики человека (так называемая интегральная индивидуальность).

Как проявляется индивидуальность?

Индивидуальность – основополагающая характеристика личности, отличающего конкретного индивида от других людей, его уникальность и неповторимость, определяющая своеобразие психической сферы. Она проявляется в комплексе психологических особенностей, в числе которых:

  • своеобразие динамических свойств психики – темперамент;
  • совокупности постоянных особенностей личности – характер ;
  • специфические привычки;
  • преобладающие увлечения;
  • качество познавательной деятельности (восприятие , мышление, память, воображение);
  • структура способностей;
  • манера общения;
  • предпочитаемый стиль в деятельности.

В описании индивидуальности недостаточно только указать неповторимые особенности личности, но необходимо характеризовать своеобразные взаимосвязи между вышеуказанными свойствами.

Не существует двух людей с полностью совпадающей конфигурацией индивидуально-психологических свойств: неповторимость личности выражается в ее индивидуальности. По мнению отдельных групп психологических направлений, личность и индивидуальность хотя и образуют единство, но не являются тождественным понятием. Индивидуальность – одна из сторон личности индивида, особенности которой остаются «немыми» до момента пока они не наберут значимости в системе межличностных отношений.

Как формируется индивидуальность?

Отчасти проявления типологических черт человека прослеживаются у новорожденного младенца. Однако индивидуальность у грудничков проявляется в относительно узком спектре: способе восприятия окружающей действительности и особенностях реагирования на внутренние и внешние раздражители. Зачатки индивидуальности имеют биологическую основу: генетическую особенность строения центральной нервной системе и врожденному набору инстинктов человека.

В большей мере индивидуальные особенности – приобретенные свойства личности, сформированные вод воздействием различных факторов, среди которых:

  • Среда, в которой рожден индивид и где проходило становление личности;
  • События детского возраста, связанные с ними ассоциации и выработанное поведение реагирования на них;
  • Принятый стиль воспитания в семье, манера обращения родителей с ребенком.

Как говорил Ларошфуко: «Мы так привыкли носить маски перед другими, что в конце концов стали носить маски даже перед собой». Действительно, индивид имеет только физические особенности, индивидуальность присуща только личности. Типологические черты характера и индивидуальные отличия подвергаются различным трансформациям по мере развития и роста индивида, достигают ярко выраженной кульминации к периоду зрелости личности.

Что характеризует индивидуальность?

Важный критерий в описании индивидуальности человека – качественный и количественный анализ его способностей. Интеллектуальные способности особенная характеристика психики, определяющая возможность человека для продуктивного усвоения знаний, умений, навыков. Однако умственная одаренность это не факт наличия знаний, а предпосылка для их легкого усвоения в интересующих человека сферах врожденной и приобретенной предрасположенности.

В некоторых случаях термин подразумевает наличие у человека оригинальной черты, которая явно выделяет личность от окружающих, делает особу абсолютно непохожей на других людей. К ярко выраженной индивидуальности может быть отнесена пробужденный талант в интеллектуальной сфере, умственная одаренность в сознательно выбранном направлении интересов. «Скрытым», менее заметным для окружающих, однако значимым для человека, проявлением индивидуальности является развитая волевая сфера с интернальным (внутренним) локусом контроля, обеспечивающая человеку самообладание, выдержку, здравомыслие, верную мотивацию волевого акта.

Однако не все социальные особенности, даже ярко выраженные и привлекающие внимание окружающих, корректно назвать проявлением индивидуальности. Например: социальные привычки особы, такие как особенный тембр и выдающаяся громкость голоса, повадки лжеца, склонность к постоянному лицемерию, неправильно относить к проявлениям индивидуальности. Однако некоторые психотерапевты именуют индивидуальностью любые отличительные черты человека, которые нравятся, являются комфортными и значимыми для особы. Такой подход допускает особенности, воспринимаемые обществом как недостатки, относить к проявлениям своеобразия личности. По мнению большинства специалистов области психологии, социологии, педагогике термином «индивидуальность» обозначают исключительно позитивные особенности личности, воспринимаемые социумом с уважением и восхищением.

Важный, отчасти философский, вопрос: нужна ли человеку индивидуальность? Уникальность по своей сути – ни хорошо, ни плохо. В обществе, живущем по шаблонам, своеобразная, отличная от всех личность воспринимается как белая ворона. Впрочем, в современном мире выделяться из серой массы и иметь индивидуальность – престижно, модно и, главное, востребовано.

Иногда о человеке говорят: «Он (она) - большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность - это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность - это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того - нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек - уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется - индивидуальная психология. В основе теории - идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, - это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность - это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность - это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них - личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность - это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он - личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже - идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность - индивид - индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид - это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность - понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения. Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы - Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность - индивид - индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он - индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека - понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее - индивидуальность.

от лат. individuum – неделимое, особь) – вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя уникальному, целостному, подлинному состоянию. Среди них: нравственная значимость и безусловная ценность для сообщества людей, способность к творческому решению проблем, сформированность внутренней картины здоровья, самодостаточность. Индивидуальность может быть определена также как самоактуализирующийся человек, одухотворенный индивид, конкретная личность. В российской психологии индивидуальности первыми стоят имена Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, М. К. Тутушкиной и др.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем – в процессе сознательного самовоспитания.

Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. к совокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.