Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в средней группе. Нетрадиционные техники рисования в средней группе Нетрадиционное рисование в старшей группе
Новый год - это волшебный праздник, который ждут все, но больше всего на свете этот праздник ждут дети! Почти у всех дома стоят елочки и сегодня я ребятам предложила смастерить свою игрушку в технике пластилинография . Цель : создание атмосферы праздника, установление...
Конспект НОД по пластилинографии «Береза» (средняя группа) Конспект НОД (художественное творчество, лепка/аппликация. «Береза» . Средняя группа. Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Художественное творчество» (лепка, аппликация, рисование , «Чтение художественной литературы» , «Социализация» . Виды детской деятельности :...
Нетрадиционные техники рисования - Конспект НОД по рисованию «Осеннее дерево» в нетрадиционной технике в средней группе
Публикация «Конспект НОД по рисованию «Осеннее дерево» в нетрадиционной технике в...» Конспект НОД в средней группе (нетрадиционная техника рисования) на тему: "Осеннее дерево". Подготовила воспитатель МАДОУ "Детский сад № 422" г. Перми Кощеева Людмила Алексеевна. Цель: учить детей рисовать осеннее дерево с помощью кисти и пластиковой соломинки (нетрадиционная...
Цель: развитие детского творчества и фантазии через использования в работе нетрадиционной техники - пластилинографии. Задачи: - формировать интерес к работе с пластилином; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. - воспитывать...
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования «Кусочек арбуза» в средней группе Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования в средней группе «Кусочек арбуза» Цель: учить детей рисовать кусочек арбуза, мякоть, кожуру и косточки. Задачи: 1. Познакомить детей с такой нетрадиционной техникой рисования как рисование ватными палочками. 2. Развивать...
Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Путешествие по стране Рисовандия» в средней группе Цель: - совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках рисования Задачи: - вызывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию - развивать воображение и творческие способности -...
Нетрадиционные техники рисования - Нетрадиционная техника рисования солью. Занятие в средней группе «Новогодняя елочка»
Воспитатель: Дети посмотрите у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети: - Здравствуйте. Воспитатель: -А теперь повернитесь ко мне и будем здороваться друг с другом. - Приветствие:«Друг» Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки...
Заснеженный декабрь, морозный январь и суровый февраль - 3 месяца зимы, несущей много радости и праздников. Зимняя природа, укутавшись в снежное одело, спит, ожидая весны. Морозные ясные дни сменяются вьюгами и метелями. Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется...
Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования для детей 4-5 лет. НОД"Курочка с цыплятами."
Предлагаю занятие по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования. Данное занятие предназначено для воспитателей ДОУ, работающих с детьми младшей- средней группы дошкольного возраста.
Цель:
знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками и ладошками.
Задачи:
формировать бережное отношение к окружающим живым объектам. Развивать мелкую моторику рук и координацию движения. Продолжать знакомить со свойствами красок и цветом. Совершенствовать художественные навыки. Изображать предметы равномерно по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, аккуратность и творческую фантазию.
Предварительная работа.
Чтение рассказов, потешек, сказок, загадывание загадок о курочке. Рассматривание иллюстраций. Подвижные игры: "Наседка и цыплята", "Лиса в курянике"
Материал к занятию. Листы белой бумаги, краска жёлтого цвета, налитая в удобную плоскую ёмкость, дополнительно краска красного цвета, кисточки, хлопчатобумажные и влажные салфетки. Маски курочки и цыплят, иллюстрация с изображением курочки и цыплят.
Ход занятия.
Воспитатель надевает маску курочки и предлагает детям поиграть в игру"Наседка и цыплята" Детям надеваются маски цыплят.
Воспитатель читает стихотворение Т.Волгиной Цыплята:"Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки - жёлтые цыплятки.Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!Не ходите далеко.Лапками гребите, зёрнышки ищите."Дети ходят по группе, машут руками "крылышками",приседают, "клюют зёрнышки", повторяют движения за воспитателем.
Воспитатель
Тучка на небе хмурится, дождик собирается.Подбегайте скорее ко мне, я вас укрою от дождя.Вот какие хорошие цыплятки! Молодцы!
Воспитатель показывает детям подготовленную за ранее иллюстрацию"Курочка с цыплятами"
Задаёт вопросы. Кто изображён на картинке? Какая курочка? А какие цыплятки? Выслушивает ответы детей, хвалит их.
Да, ребята, курочка заботится и оберегает цыплят, учит находить корм и прятаться при опасности.А цыплятки маленькие, беззащитные. Они слушаются и любят свою маму.
Ребята, а вы хотите нарисовать курочку с цыплятками? Приглашаю вас пройти за столы.
Воспитатель
Ребята, будьте внимательны, я покажу как можно рисовать курочку и цыплят с помощью ладошки и пальчиков. Я обмакну ладошку в жёлтую краску и прикладываю её аккуратно к листу бумаги. Прижму и уберу. Видите, ладошка в краске. Нужно её вытереть салфеткой.
А сейчас возьму кисточку и подрисую курочке гребешок,клюв,глазки и ножки. Вот какая необычная курочка получилась! Курочка зовёт цыпляток! Их мы нарисуем пальчиком.Я обмакну свой палец в жёлтую краску и тоже приложу к листочку. Попробую ещё так несколько раз. Вытру палец салфеткой и с помощью кисточки подрисую цыпляткам глазки, клюв и ножки. И вот какая картина у нас получилась!
Теперь и вы можете нарисовать курочку с цыплятками с помощью ладошек и пальчиков. Рисуйте аккуратно.Набирайте на ладошку и пальчик краску хорошо, что бы рисунок был ярким.
Воспитатель хвалит и помогает детям, которые нуждаются в помощи.
Воспитатель Молодцы ребята! Вот каких замечательных курочек и цыплят нарисовали!
Предлагаю сделать выставку ваших рисунков, а назовём мы её "Курочка с цыплятками.
Дети любуются работами друг друга.
Занятие закончено.
Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.
Благодаря фантазии воспитателей появляется все больше новых видов нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать для детей в ДОУ.
Нетрадиционное рисование в младшей группе
Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Для таких занятий понадобятся: белая бумага, кисти, краски (гуашь или пальчиковые), тряпочка или салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки руку и ее части оставляя ими отпечатки, получить интересные рисунки: заборчик, солнышко, ежика, а можно и просто печатать пальчиком.
Работа со штампом
Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигурки. При желании потом этим фигуркам можно дорисовать внутри нужные детали.
Нетрадиционное рисование в средней группе
В этот период дети продолжают рисовать руками, знакомятся с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью.
Печатание
Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.
Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.
Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.
Ниткография
Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.
Методика рисования очень проста: ребенок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает ее на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдергивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.
Техника тычка жесткой кистью
Понадобится: жесткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.
Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.
Нетрадиционное рисование в старшей группе
В старшей группе дети знакомятся уже с более сложными техниками: рисование песком, мыльными пузырями, кляксографией, печатанием по трафарету, монотипией, пластилинографией, смешиванием акварели с восковыми мелками или свечой, набрызгом.
Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам
Понадобится: восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Методика рисования: дети сначала рисуют восковыми мелками или свечой на белом листе, а потом закрашивают его весь акварелью. Рисунок, нарисованный мелками или свечой, останется белым.
МонотипияПонадобится: бумага белого цвета, кисти, краски (гуашь или акварель).
Методика рисования: дети складывают белый лист пополам, на одной стороне рисуют половинку заданного предмета, а потом лист опять складывается и хорошо проглаживается, чтобы еще не высохшая краска отпечаталась на второй половине листа.
Кляксография
Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага.
Методика рисования: ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Нетрадиционная техника рисования в средней группе.
Тема проекта:
Культура и творчество
Тематика:
Образование
Муниципальное образование:
Химки г.о.
Краткое описание проекта:
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь".
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования: «оттиск», штампование через трафарет, рисование пипеткой, аппликация ватными дисками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта:
метод обследования, наглядности;
словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
мотивационный (убеждение, поощрение).
Достигнутые результаты за последний год:
Дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
получат практические навыки и умения по использованию техники «Оттиск», «Штампование», «Пальчиковое рисование», «Рисование при помощи пипетки»;
появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
обогатится словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт», они выучат стихи об осени, о деревьях, зиме, елке.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, ватные диски, пипетка и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Социальная значимость проекта:
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
I - Подготовительный этап:
обследование темы, мотивация ее выбора;
определение цели и задач проекта;
подбор литературы, пособий, дидактического материала;
обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта;
составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
разработка содержаний НОД.
II - Основной этап (практический):
Проведение:
- НОД по рисованию в нетрадиционной технике;
- дидактических игр с детьми;
- консультации для родителей по данной теме.
Организация выставки «Осень золотая», «Зимняя фантазия». Деятельность педагога:
Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на осеннюю тематику и по техникам нетрадиционного рисования.
Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
картотека по нетрадиционной технике рисования;
альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования;
разработка памятки для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
изготовить дидактические игры.
Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Работа с детьми:
Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
Беседы и рассказы об осени, ее характерных признаках.
Наблюдения в природе за осенними и зимними явлениями.
Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь», демонстрационных картинок «Зима» Праздник «Новый год».
Знакомство с техникой рисования «Оттиск», «Штампование», «Рисование пипеткой», «Рисование пальчиками».
Дидактические игры «Осенняя палитра», «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Укрась ёлку».
Прослушивание аудиозаписи музыкальных пьес и театральных шумов.
Чтение и заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок об осени, зиме, новогоднем празднике.
Организация выставки детских работ.
Работа с родителями:
Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
Памятка для родителей «Роль рисования в жизни ребенка»
Помощь родителей в организации выставок «Осень золотая», «Зимняя фантазия».
Перспективное планирование:
Сентябрь-октябрь
Непосредственно-образовательная деятельность
«Дождик, дождик, капелька…»
Задачи: Познакомить с приемом рисования при помощи пипетки, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Развивать чувство композиции и ритма. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.
«Осеннее дерево».
Задачи: Развитие мелкой моторики рук, внимания и сосредоточенности. Формировать умения детей составлять изображения из частей, правильно располагать и аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции, развивать усидчивость.
«Осенний ковер».
Задачи: познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;
развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;
закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе;
воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес к процессу рисования.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Что стало не так?»
Задачи: Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.
Дидактическая игра «Составь узор»
Задачи: Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
«Зимняя елочка»
Задачи: учить детей рисовать елочку с помощью трафарета и спонжика, изображать ее в снежном убранстве.
Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие творческих способностей. Эстетическое восприятие, а также восприятие формы и цвета.
«Зимний лес».
Задачи: познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
Учить прижимать капустный лист к тонированной бумаге и наносит оттиск на бумагу. Развивать творческие способности детей, развивать мелкую моторику рук.Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.
Самостоятельная деятельность детей.
Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора техники воплощений; оформление группы к новому году (украшаем елку).
III - Заключительный этап (итоговый):
Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
Работа с родителями: консультация на тему «Развитие творческих способностей детей среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.
Мониторинг.
Ишпаева Надежда Николаевна
Должность:
Воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ Детский сад №117
Населённый пункт:
город Казань Р.Т.
Наименование материала:
статья
Тема:
"Нетрадиционные техники рисования " для средней группы.
Дата публикации:
13.10.2018
Раздел:
дошкольное образование
Карта по самообразованию
Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии
художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование
нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Предполагаемые результаты:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и
экспериментируют с ним.
2. Находят нестандартные способы художественного изображения.
3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств
выразительности.
4. Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают
эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства,
скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.
Литература:
Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-
тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
Полякова
Нетрадиционные
рисования.
родителей
воспитателей ДОУ. – М., 2005.
План работы по самообразованию
воспитателя
Ишпаевой
Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно-
эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
№ Раздел плана
Форма работы
Практические
Подготовительный
Аналитико-
диагностический.
Изучение литературы, отбор
т е х н о л о г и й,
п о д б о р
диагностического материала.
Основной этап.
А п р о б а ц и я
р а з л и ч н ы х
педтехнологий
о р г а н и з а ц и и
р а б от ы
дошкольниками, составление
п е р с п е к т и в н о г о
р о д и т е л я м и,
п о д б о р
консультаций.
Распространение
м а т е р и а л а
уровне ДОУ.
Заключительный
Диагностика. Мониторинг.
Обобщение.
Сентябрь
П о д в е д е н и е
и т о г о в.
Оформление
результатов
р а б о т ы
самообразования.
Представление
материа лов
педсовете.
И тог:
1 . Провести мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками
рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2. Провести консультацию для родителей по ознакомлению с необычными техниками рисования.
Провести
анкетирование
родителей.
4. Выставка рисунков.
Формы
работы:
совместная
деятельность
воспитателя
индивидуальная
свободная
самостоятельная
деятельность
Методы
приемы
работы:
Рисование пальчиками;
Оттиск печатками из картофеля;
Рисование ладошками.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Печать поролоном;
Печать пробками;
Восковые мелки + акварель;
Свеча + акварель;
Отпечатки листьев;
Рисунки из ладошки;
Рисование ватными палочками;
Волшебные веревочки.
Рисование песком;
Кляксография с трубочкой;
Монотипия пейзажная;
Печать по трафарету;
Монотипия предметная;
Кляксография обычная;
Пластилинография.
Рисование мыльными пузырями;
Рисование мятой бумагой;
ЭТАП
информационно-аналитический
(вводно-ознакомительный)
Изучение
учебно-методической
литературы:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и
умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для
студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб.
– М.:Просвещение,1987.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и
воспитателей ДОУ. – М., 2005.
ЭТАП
внедрение
практику.
ЭТАП
представление
Выступление
педсовете.
Актуальность.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и
увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не
Рисование
необычными
материалами
оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и
процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с
использованием
нетрадиционных
изображения
утомляет
дошкольников,
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного
на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный
подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
Интеллектуальному развитию ребенка;
Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Развивает мелкую моторику рук.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и
инструментов.
Несомненно,
достоинством
является
универсальность
использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
нетрадиционные
методики
привлекательны
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению
Перспективный план для второй младшей группы на 2018 – 2019 гг.
Месяц
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Рисование ладошками
«Вместо кисточки рука»
Тонированная или белая бумага, гуашевые
краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).
Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она
оставит на бумаге интересный отпечаток, в
котором можно увидеть различные
удивительные образы. Наши ладошки умеют
превращаться в солнышко. Раскройте
ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте
в стороны. Теперь соедините пальцы вместе.
Вот какой получился заборчик! А если чуть
отодвинуть большой палец в сторону, а
остальные раздвинуть, рука превратится в
симпатичного ежика. Остается дорисовать
грибок, который заботливый папа тащит в
норку, да еще не забыть про лапки, глаз и
носик зверька. И бабочка полетит, и
цветочек будет радовать своими лепестками,
и слон, и рыбка, и многое другое можно
нафантазировать вместе малышом.
Печатаем пальчиками
«Радужная рыбка».
Необходимые материалы и инструменты:
карандаш, газета.
Порядок работы:
Обмакнем подушечку большого пальца в
приготовленную на палитре краску разных
цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком
пальчика изобразим хвостик. Глаз
отпечатаем тупым концом карандаша,
обмакнув его черную краску.
Рисование пальчиками
«Цветок».
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, палитра, акварельные
краски, ветошь для рук, кисточка, черный
карандаш, газета.
Порядок работы:
Указательным пальчиком отпечатываем
лепестки, мизинцем серединку
Тычок жёсткой полусухой
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага
любого цвета и формата, вырезанный силуэт
опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе
кисть в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь силуэт ёжика. Получается
имитация фактурности колючей
поверхности
Рисование ватными палочками
«Снег идёт».
Материал: мисочки с гуашью, плотная
бумага, ватные палочки, салфетки.
опускает в гуашь ватную палочку и наносит
точки, пятнышки на бумагу.
Оттиск печатками из картофеля
«Цыплёнок».
Материалы: мисочка либо пластиковая
размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок
мисочка и печатка.
Рисование ладошкой
«Тюльпаны».
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
Свечи + акварель
«Облачко».
Способ получения изображения: ребенок
рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок свечой остается белым.
Рисование ладошкой
«Лебедь белая».
Материал: широкие блюдечки с гуашью,
кисть, плотная бумага, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает её с помощи кисти и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается
Перспективный план для средней группы на 2019 – 2020 гг.
Месяц
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Рисование пальчиками
«Красавец мухомор»
Необходимые материалы и инструменты:
изображения мухомора, пальчиковые краски
аппликация
«Мухомор»
белых пятнышек на шляпке, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание
иллюстраций и картин «Мухомор» из серии
«Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с
детьми о грибах.
Тычок полусухой жёсткой
«Пушистый котенок»
Необходимые материалы и инструменты:
альбомный лист, с нарисованным контуром
трафарет,
клея «Щетина» №8, гуашевые краски.
Предварительная
работа: рассматривание
иллюстраций
«Домашние
животные»
изображения
полусухой
позволяющий
наиболее
передать
изображаемый
характерную фактурность его внешнего вида
(объём, пушистость).
Рисование ладошки + кисточки
«Весёлая зебра»
Необходимые материалы и инструменты:
Игрушка зебра, листы цветной бумаги
зелёного цвета, белая и чёрная гуашь,
подносики, баночки с водой, салфетки,
кисточки.
Цели занятия:
способствовать повышению общего
эмоционального фона и улучшению
психологического климата в группе;
формировать предметные представления у
детей по теме «Животные»
развивать зрительное восприятие,
развивать мелкую моторику,
развивать зрительную память, внимание,
вызвать интерес к нетрадиционной форме
рисования (ладошкой).
сочетать несколько приёмов рисования
(ладошкой, кисточкой
Рисование поролоном
«Снеговики»
Материалы: : широкие блюдечки с гуашью,
кисть,поролоны круглой формы, плотная
бумага, листы формата А4, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в белую гуашь поролон и наносит
Рисование ладошками
«Ёлочка».
Материал: мисочки с зелёной гуашью,
плотная бумага, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток
на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается
Рисование ватными палочками
«Зимний вечер».
Материалы:белая гуашь, ватные палочки,
чёрная цветная бумага, салфетки.
Способ получения изображения: : ребёнок
опускает в белую гуашь ватную палочку и
наносит точки, пятнышки на бумагу.
Рисование ладошкой
«Цветы для мамы».
Материал: широкие блюдечки с гуашью,
кисть, плотная бумага, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает её с помощи кисти и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Монотипия
«Солнечный закат»
Материалы: акварель, кисти, альбомный
Способ получения изображения: ребенок
рисует на ½ листе бумаги у линии сгиба. При
складывании листа пополам мы получается
почти такой же отпечаток и на другой его
части. Делать такие рисунки можно и на
тонированной заранее бумаге, и просто на
белом листе.
Монотипия с прорисовкой
контура «Ромашки».
Материал: любая скользкая, гладкая
поверхность, которая не пропускает воду
(например, кусок оргстекла или стеклянная
тарелка), краска гуашевая,
губка для мытья посуды или валик для
краски, если усложнить – толстые
кисти,.ватные палочки,бумага.
Способ получения изображения: Ребенок
краской синего цвета закрашивает всю
поверхность доски для лепки. Ватной
палочкой процарапывает рисунок. Затем
листом бумаги покрывает
доску, проглаживает и аккуратно снимает.
Перспективный план для старшей группы на 2020 – 2021 гг.
Сентябрь
Точечный рисунок
«Разноцветные бабочки»
Оборудование:бабочки, вырезанные из
альбомного листа, акварельные краски,
кисточки, по одному неотточенному
шестигранному карандашу на каждого
ребенка, емкости с водой на каждый стол,
цветочки из картона со стебельком на
каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки
для рук. Способ получения изображения:
карандаш окунается в густую краску,
поставить перпендикулярно к белому листу
принцип нанесения точек такой же. Главное,
сразу же заинтересовать ребенка.
Печать листьев
«Осень на опушке краски
разводила»
Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти
Способ получения изображения: ребенок
Восковые мелки + акварель
«Аквариум»
Материалы для занятия:плотный альбомный
лист или полу-картон вырезанный виде
аквариума, восковые мелки разных цветов,
акварельные краски, кисточки крупного
размера. Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в
один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным.
Обрывание и скатывание бумаги
«Я слепил снеговика»
Оборудование: плотная бумага серого,
голубого и других цветов или цветной
картон, мягкие белые салфетки для
скатывания их в комок либо обрывания,
кусочки цветных салфеток для глаз и
пуговиц, вырезанные из бумаги нос
морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в
блюдце, педагогические эскизы с
изображениями снеговиков разными
техниками. . Способ получения
изображения: ребенок мнет в руках бумагу,
пока она не станет мягкой. Затем скатывает
из нее шарик. Размеры его могут быть
различными: от маленького (ягодка) до
большого (облачко, ком для снеговика).
После этого бумажный комочек опускается в
клей и приклеивается на основу.
«Зимний лес»
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,
Рисование поролоном
«Плюшевый медвежонок»
Материалы:собака, медведь, заяц, альбомный
лист; простой карандаш; набор гуашевых
красок;2 кусочка поролоновой губки;
тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в цветную гуашь поролон и наносит
пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.
Ниткография
«Волшебные цветы»
Оборудование: шерстяные нитки,
альбомный лист, акварельные краски или
гуашь, кисточки, по одному карандашу на
каждого ребенка, емкости с водой на каждый
стол, мокрые тканевые салфетки для рук.
Порядок работы: Берется картон размером
примерно 20х20 см. И складывается
пополам. Затем выбирается полушерстяная
или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее
конец на 8 - 10 см обмакивается в густую
краску и зажимается внутри картона.
Следует затем поводить внутри картона этой
ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть
картон. Получается хаотичное изображение,
которое рассматривают, обводят и
дорисовывают детали.
Кляксография
«Чудесный букет»
Материалы для работы: альбомные листы;
гуашь или акварель; крупная кисть;
трубочка для напитков или можно
использовать пипетку;
вода в баночке; влажная тряпочка.Порядок
работы: макаем кисть в разведенную краску
и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска
Тем насыщеннее цвет, но труднее она
выдувается. Берем трубочку, и дуем через
нее на разноцветные капли краски, они
превращаются в кляксы. При этом лист
бумаги можно поворачивать – кляксы
получаются ещё интереснее.
Рисование на мокрой бумаге
«Одуванчики»
Порядок работы: нужно научить
произведению неясных образов.
Перспективный план для подготовительной к школе группы на 2021 – 2022 гг.
Сентябрь
Техника граттаж
«Путешествие в морское дно»
Оборудование: образцы для показа
последовательности техники «граттаж»,
альбомные листы формата А-4
(тонированные, покрытые слоем свечи и
затушеванные) для работы детей; стеки,
деревянные палочки, кисти, разносы,
маленькие листы для экспериментирования.
банка с водой. Способ получения
изображения. ребенок рисует восковыми
мелками на белой бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев
«Золотая осень»(коллективная
Материалы: листы бумаги, акварель, кисти
разных размеров, баночки с водой, листья. .
Способ получения изображения: ребенок
покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной
стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берется новый листок. Черешки
у листьев можно дорисовать кистью.
Пластилинография
«Волшебное царство»
Материалы для занятия: . картон или плотная
бумага; деревянная или пластиковая доска
для раскатывания пластилина; емкость с
водой для смачивания рук; набор
разноцветного пластилина; влажные
салфетки для рук; набор стеков разной
формы.Способ получения изображения:
ребенок приемами скатывания,
надавливания, размазывания создает
сюжетную картину.
Тычок полусухой жесткой
«Деревья зимой»
Оборудование: альбомный лист, с
нарисованным контуром дерева, жёсткая
кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые
Цель занятия: помочь детям освоить новый
способ изображения – тычок жёсткой
полусухой кистью, позволяющий наиболее
ярко передать изображаемый объект.
Чёрно-белый граттаж
«Зимний вечер в лесу»
Материалы: свеча, плотная бумага, черная
гуашь, кисти. Способ получения
изображения: ребенок рисует свечой на
бумаге. Затем закрашивает лист черной
гуашью. Рисунок свечой остается белым.
Рисование свеча + акварель
«Ночной город»
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,
кисти. Способ получения изображения:
ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Рисунок свечой остается
Оттиск печатками (картофель,
«Поспешим на помощь весне»
(коллективная работа)
Оборудование: мисочка либо пластиковая
коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, печатки из картофеля, пробки.
Способ получения изображения: ребёнок
прижимает печатку к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
Поролоновый рисунок
«Какого цвета весна?»
Материалы для работы: альбомный лист;
простой карандаш; набор гуашевых красок;
кусочки поролоновой губки; тонкая кисть;
стаканчик с водой; салфетка. Способ
получения изображения: ребёнок опускает в
цветную гуашь поролон и наносит пятна на
бумагу, затем прорисовывает детали.
Рисование на мокрой бумаге
«Вальс весенних цветов»
Материалы: альбомный лист А4,стакан воды,
комочек ваты, акварельные краски, кисти.
Порядок работы: нужно научить
дошкольника сделать бумагу немного
влажной. Если будет бумага излишне мокрой
Рисунка может не получиться. Поэтому
комочек ваты, отжать ее и провести или по
всему листу бумаги, или (если так требуется)
только по отдельной части. И бумага готова к
произведению неясных образов.